Версия для печати

Войны будущего тождественны власти

Мельков Сергей
Изданная еще в 1991 г. книга Мартина Ван Кревельда "Трансформация войны" стала наконец-то доступной российским специалистам и читателям (Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес букс, 2005. - 344 с.). Война, как полагает автор, будучи явлением культуры, характеризуется определенными правилами, ограничивающими применение силы. Поэтому он видит ограниченность технократического подхода к будущему военного дела.


ЧТО МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К УНИЧТОЖЕНИЮ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА КАК ИНСТИТУТА


Изданная еще в 1991 г. книга Мартина Ван Кревельда "Трансформация войны" стала наконец-то доступной российским специалистам и читателям (Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес букс, 2005. - 344 с.). Война, как полагает автор, будучи явлением культуры, характеризуется определенными правилами, ограничивающими применение силы. Поэтому он видит ограниченность технократического подхода к будущему военного дела.
{{direct_hor}}


В книге "Трансформация войны" сформулирован ряд тенденций развития военных систем современного социума. Во-первых, он зафиксировал у руководства генеральных штабов и министерств обороны ряда "высокоразвитых" государств боязнь собственного военного бессилия и социальной бесполезности. Во-вторых, ядерное оружие, по мнению М. Кревельда, дает серьезные политические преимущества стране-обладателю, но как средство ведения реальной войны вызывает большие сомнения. Войны продолжают идти, и все они носят безъядерный характер. В-третьих, снизилась вероятность мировых войн, война в основном происходит в форме конфликтов низкой интенсивности. Поэтому М. Кревельд считает, что численность вооруженных сил как таковая перестает быть существенным экономическим и военным фактором будущей войны.

Отдельно в книге рассматривается проблема субъектности современной войны. Автор отмечает, что ранее государства воевали в основном против государств (вели так называемую тринитарную войну). А народные восстания, если и считались полезными с политической точки зрения, патриотичными и даже героическими, все равно вызывали опасения у политической элиты воюющих государств. Во всяком случае, в Европе уже 200 лет назад полагали, что основным инструментом власти в войне является армия. Контакты солдат с гражданским населением были нежелательны, поэтому зачастую предпочтение при комплектовании армий отдавалось иностранцам.

Однако в конце XIX в. появились идеи тотальной войны (тотального милитаризма), которые успешно реализовались в 1914 г. Война стала всеобъемлющим социальным явлением, контролирующим социум и кардинально его меняющим. Она вышла из-под контроля государственной власти и поставила государство как институт перед угрозой исчезновения. Фактически ХХ в. вызвал к жизни милитаризм, когда различия между армией и народом стерлись. Но самое неприятное и опасное для социума того времени состояло в том, что подобная система могла не ограничиваться военным временем.

Исследуя современные социумы, М. Кревельд поставил важную проблему: в большинстве стран военный истеблишмент и граждане, как правило, готовятся не к той войне, которая затем имеет место. Он пишет, что в условиях противостояния двух ведущих держав военные круги развитых государств оставались верными тринитарной войне и "успели даже ее полюбить". Даже высказывалась точка зрения, что традиционное понимание войны было частью заговора с целью увековечить господство развитых стран над слаборазвитыми.

Однако в так называемом третьем мире (у большинства из стран этого мира не было своих армий) во второй половине прошлого века стали возникать национально-освободительные движения. Они не придерживались установленных правил войны и стремились любыми путями "посильнее ударить по правительству". И в итоге нетринитарные войны оказались эффективными, поскольку повстанцы одерживали победу над регулярными войсками, зачастую не ведя боя. В современном так называемом цивилизованном мире нетринитарная война ведется террористическими методами.

М. Кревельд поставил еще одну сложную проблему, полагая, что нетринитарная война ведется, как правило, вне законов и обычаев войны. Вместе с тем им отрицается сама возможность войны без законов. Но ведь очевидно: тот, кто слаб в политическом и военном отношении, тот может пойти на все, прибегнуть к самым коварным методам и совершить любую жестокость. "Хорошая война", по М. Кревельду, является войной, ведущейся против соперника, который, по крайней мере, так же силен, а в идеале даже сильнее, чем ты сам.

В "Трансформации войны" предполагается, что в будущем войны будут вести не армии, а группы террористов, партизан, бандитов и грабителей. Основной их мотивацией будет являться не профессионализм, а фанатичная, основанная на идеологии лояльность. Государство же, которое не сможет защитить себя от конфликтов низкой интенсивности, не имеет будущего. Автор книги прогнозирует, что попытки государств сделать применение насилия исключительно своей привилегией сталкиваются со все большими трудностями. И даже делает вывод: разрастание конфликтов низкой интенсивности может привести к уничтожению современного государства как института.

Но войну будущего М. Кревельд рассматривает как тождественную власти, он так и пишет: "Война не просто служит власти, она и есть власть". Это означает, что война может вестись не только ради достижения каких-либо интересов, но и ради нее самой. Мотивация такого утверждения проста: как только война из средства превращается в цель человеческой деятельности, она приобретает смысл.

Соглашаясь в целом с этим аргументом автора, отметим лишь один важный акцент. Если мы рассматриваем политику в контексте позиции К. Шмитта (политическое возникает там и тогда, где есть разделение на друга и врага), то тогда война в настоящее время - это не продолжение политики, а ее бессилие. То есть, когда политическая власть уже не может политическими средствами управлять обществом, тогда в социумах и в отношениях между ними начинают преобладать военные средства (военная власть может и заменить власть политическую). Таким образом, война есть власть только тогда, когда в обществе политическая власть социально неэффективна и вынуждена выходить за пределы политического. И при внимательном прочтении книги М. Кревельда можно увидеть, что объективные основы для трансформации власти политической во власть военную в современном мире есть.

Сергей МЕЛЬКОВ
доктор политических наук

Опубликовано в выпуске № 18 (184) за 16 мая 2007 года

Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц