Версия для печати

Из степи - в пески

Титенко Сергей
Украина имеет устойчивый интерес к оружейному рынку стран Ближнего Востока и Северной Африки. Отражением состояния и перспектив украинского ОПК в регионе стала недавно прошедшая в Абу-Даби международная оружейная выставка IDEX-2007.


УКРАИНА ХОЧЕТ ЗАКРЕПИТЬСЯ НА ОРУЖЕЙНОМ РЫНКЕ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА


Украина имеет устойчивый интерес к оружейному рынку стран Ближнего Востока и Северной Африки. Отражением состояния и перспектив украинского ОПК в регионе стала недавно прошедшая в Абу-Даби международная оружейная выставка IDEX-2007.
{{direct_hor}}

Украина поможет Пакистану в продаже танков Al-Khalid.
Фото из справочника ''Армии Ближнего Востока и Южной Азии''
Основная особенность оружейного рынка региона на протяжении прошедших после IDEX-2005 двух лет - это четко наметившаяся тенденция увеличения объемов закупок новых ВВТ. Другой чертой местного рынка стало развитие "горизонтальных" связей в области торговли оружием между странами, недавно относившимися к "третьему миру". Еще одной особенностью рынка Ближнего Востока и Северной Африки является существенное увеличение расходов на модернизацию ВВТ. Причем заказ на модернизацию все чаще выполняется на мощностях страны-заказчика. Тенденцией стало и все более широкое использование со стороны заказчика офсета при заключении экспортных контрактов, а также практики предоставления государственных правительственных кредитов страной-экспортером.

Что касается Украины, то традиционными рынками сбыта продукции ее ОПК в регионе остаются Иордания, Иран, Ирак, Египет и ряд других стран. В первую очередь покупаются украинские средства высокоточного оружия, бронетанковая техника, военно-транспортные самолеты, авиационные двигатели, средства ПВО. Некоторые контракты осуществляются совместно с партнерами. Например, Пакистан сделал объектом гласности переговоры, ведущиеся с рядом стран по вопросам возможности экспортных продаж танков Al-Khalid, созданных и производимых при участии Украины. В СМИ сообщалось, что такие переговоры велись со многими потенциальными заказчиками, но определенный интерес к закупке Al-Khalid проявили Шри-Ланка, Саудовская Аравия и Бангладеш.

В 2007 г. Польша осуществит поставки в Ирак бронетранспортеров БТР-80УП. Сумма контракта составила 30 млн. долларов США, а объем поставок - 98 машин. Также предусматривается организовать процесс обучения и поставку ремонтных комплектов. Контракт выполняется в сотрудничестве с украинской фирмой "Спецтехноэкспорт", а также базой технического обслуживания и ремонта в городе Николаев. Для БТР-80УП предусмотрена дополнительная баллистическая броневая защита, размещенная по бортам и впереди корпуса. На машинах снята водометная установка, и освободившееся пространство используется для перевозки дополнительных аккумуляторов и оборудования. Помимо этого, в некоторых машинах (командных и санитарных) устанавливаются кондиционеры. Усовершенствованный МТО D-80 с мощностью двигателя 300 л.с. пришел на смену стандартному дизельному двигателю "КамАЗ" с турбонаддувом. В модернизированных машинах применены новые шины, электрические и пневматические системы.

Среди других недавних украинских контрактов - поставка Иордании 195 боевых модулей БАУ-23х2 производства ГП "Завод им. Малышева", а также продажа 70 грузовых автомобилей "КрАЗ-6322" в Сирию. Востребован в регионе и авиационный потенциал Украины. В прошлом году конотопский завод "Авиакон" выполнил крупные контракты по ремонту вертолетов для Египта. Готовится к передаче Судану модернизированный самолет Ан-32.

Так что вовсе не случайно, что в этом году в салоне IDEX приняли участие около 30 украинских предприятий, представивших свои разработки в рамках экспозиции "Укрспецэкспорта". Среди новинок можно выделить бронетранспортер БТР-3Е1, особенностью которого является независимость украинских разработчиков и производителей от иностранных партнеров по усовершенствованию ранних версий семейства БТР-3Е. Это проявилось в установке нового боевого модуля "Штурм" с принципиальными изменениями по размещению экипажа, замене украинскими узлами немецкого двигателя Deutz и американской автоматической коробки передач Allison.

Также впервые было показано новое высокоточное средство поражения - ракета, созданная для вертолетов семейства Ми-24. При интеграции ракетного комплекса в вертолет украинские разработчики применили лазерно-лучевой канал управления. Специалисты из НПК "Прогресс" продемонстрировали на IDEX управляемый артиллерийский снаряд калибра 152-мм с лазерным самонаведением "Квитник". Они уже освоили и натовский стандарт этого боеприпаса. Кроме этого, была показана станция оптико-электронного подавления "Адрос".

Казенное предприятие "Харьковское конструкторское бюро по машиностроению имени А. Морозова" (КП ХКБМ) продемонстрировало легкий бронетранспортер "Дозор-Б". В новом варианте машины установлен дизельный двигатель, отвечающий требованиям EURO-3 - Deutz BF 4M 1013FC мощностью 190 л.с. Он объединен в один блок с автоматической гидромеханической трансмиссией Allison 1000LCT с пятью передачами переднего и одной - заднего хода. По замыслу разработчиков, "Дозор-Б" будет базовым для создания машин для сил быстрого реагирования, полицейских операций, радиационной и химической разведки и т.д.

В экспозиции выставки присутствовал лидер украинской колесной техники двойного назначения - Холдинговая компания "АвтоКрАЗ". Новая машина КрАЗ-6322 Raptor, созданная совместно с канадским партнером Streit Armored Group, в Абу-Даби покорила сердца зрителей, преодолев все препятствия на полигоне во время демонстрационных испытаний транспортных средств. Многоцелевой бронированный бортовой автомобиль Raptor MTTV на шасси КрАЗ-6322 может быть использован как автомобиль для перевозки личного состава, медицинский автомобиль-эвакуатор, автомобиль материально-технического и общего назначения. Благодаря колесной формуле 6х6, блокировке межколесных и межосевого дифференциалов и широкопрофильным шинам транспортное средство может перемещаться по зыбучим пескам, болотистой местности или по снежному покрову и эксплуатироваться при температуре окружающей среды от -50 до +55°С при повышенной влажности и в запыленных районах, на высоте до 4600 м над уровнем моря.

Полная масса автомобиля составляет 23 т, грузоподъемность - 6 т. Автомобиль может буксировать прицепы полной массой до 30 т. Он оснащен 330-сильным дизельным двигателем с турбонаддувом. Два топливных бака по 250 л обеспечивают запас хода 1500 км. КрАЗ-6322 Raptor обеспечивает баллистическую защиту по всему периметру, защиту от разрыва мин, от самодельных взрывных устройств и фрагментарную защиту для водителя, пассажиров в кабине и кузове. Автомобиль может перевозить до 20 человек личного состава и оборудование. В бронированном модуле расположены боковые и задние смотровые окна, обеспечивающие хороший внешний обзор. Расположенные по бокам и сзади многочисленные бойницы и несколько люков обеспечивают возможность ответного огня в боевых ситуациях. Автомобиль оборудован установкой климат-контроля. Отделение для личного состава обеспечивает полную защиту, оборудовано местами с быстро отстегивающимися ремнями безопасности. Нужно заметить, что нынешняя выставка IDEX стала "урожайной" для "АвтоКрАЗа". В ходе нее заключено несколько контрактов на поставку автомобилей в страны Африки и Ближнего Востока.

Киевское предприятие "Аэротехника" показало в Абу-Даби свои разработки в области радиолокационной техники, в том числе проекты модернизации посадочных локаторов РСП-10, новый аэродромный твердотельный локатор ASR-22AL и т.п. Три модернизированных локатора РСП-10 уже приобрел Египет.

АНТК им. О. Антонова продемонстрировал ряд своих проектов, в том числе транспортный и VIP-варианты регионального реактивного самолета Ан-148, военно-транспортный самолет Ан-70, различные самолеты семейства Ан-74 и морской патрульный вариант регионального турбовинтового Ан-140. Кроме того, была представлена программа модернизации и возобновления серийного производства тяжелого транспортного самолета Ан-124-100 "Руслан". Как показала выставка, наибольшее внимание деловых посетителей привлекали различные варианты Ан-148. Специалисты предприятия уверены, что реактивный региональный пассажирский самолет нового поколения Ан-148 и его транспортные варианты заинтересуют местных перевозчиков. В ходе сертификационных испытаний, которые завершились в конце прошлого года, Ан-148 показал свою способность эксплуатироваться при температурах окружающего воздуха до плюс 45 градусов, базироваться на аэродромах с высотностью до 1500 м и длиной ВПП не более 1800 м.

Согласно заявлению генерального директора "Укрспецэкспорта" Сергея Бондарчука компания имеет солидный портфель заказов на этот год, прежде всего контракты по реализации авиатехники и бронетехники, а также их узлов и агрегатов. Хорошую перспективу, по его словам, имеют высокоточные средства поражения, средства радиоэлектронного обнаружения и радиолокации, а также услуги по ремонту и модернизации ВВТ. А выставка IDEX-2007 еще раз подтвердила, что Украина хочет надолго закрепиться в регионе.

Сергей ТИТЕНКО
Киев

Опубликовано в выпуске № 11 (177) за 21 марта 2007 года

 

 

Вниманию читателей «ВПК»

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц