Версия для печати

Каспийский флагман

Чеботарев Александр
Путь этого ракетного корабля в боевой состав Каспийской флотилии, образно говоря, до мельчайших деталей повторил изгибы новейшей российской истории. Первоначально, еще в 80-х гг. прошлого века, "Татарстан" закладывался на Зеленодольском судостроительном заводе как экспортный корпус для ВМС Индии. Оттого изначально не было предусмотрено обязательное для холодного климата утепление корпуса и помещений, не значился в проекте котел для обогрева. Кто бы мог подумать тогда, что корабль останется служить в Военно-морском флоте России и ему не раз придется испытать на своем веку совсем не тропическую жару.


КАК НЕСЕТ СЛУЖБУ ОДИН ИЗ ЛУЧШИХ РАКЕТНЫХ КОРАБЛЕЙ ФЛОТИЛИИ


Путь этого ракетного корабля в боевой состав Каспийской флотилии, образно говоря, до мельчайших деталей повторил изгибы новейшей российской истории. Первоначально, еще в 80-х гг. прошлого века, "Татарстан" закладывался на Зеленодольском судостроительном заводе как экспортный корпус для ВМС Индии. Оттого изначально не было предусмотрено обязательное для холодного климата утепление корпуса и помещений, не значился в проекте котел для обогрева. Кто бы мог подумать тогда, что корабль останется служить в Военно-морском флоте России и ему не раз придется испытать на своем веку совсем не тропическую жару.
{{direct_hor}}
Никто не предполагал, что зима окажется такой суровой в здешних местах. Снег, трескучий мороз, вмерзшие во льды Махачкалинской бухты корабли и суда - картина для здешних южных краев явно непривычная. Впрочем, в первом же разговоре со мной командир дивизиона капитан 2-го ранга Александр Симонов предупредил: Каспий вряд ли назовешь тихим и спокойным морем.

Условия плавания здесь действительно далеко не просты. Совсем недавно, два месяца назад, ракетный корабль "Татарстан" был направлен для поисков пропавшего судна "Комюст-1". Шесть суток поисков в штормящем море совместно с морскими пограничниками и гражданскими моряками привели к спасению лишь трех гражданских моряков. Судьба остальных и самого теплохода сложилась трагически.

А о том, что сегодня далеко не все спокойно в самом Дагестане, уж и говорить вроде не приходится. Совсем недавно в Махачкале проводилась спецоперация по уничтожению трех боевиков. Практически всю ночь слышны были выстрелы. Видимо, неспроста по левому борту на "Татарстане" сейчас установлен крупнокалиберный пулемет. А вахтенный матрос Дмитрий Землемеров особенно внимателен, несмотря на мороз и пронизывающий ветер.

Определенная неприспособленность к северным "вариантам" экипажа заметна по некоторым деталям и невооруженным глазом. Впрочем, вахтенные утепляются всеми доступными средствами, кое-что из морпеховского обмундирования компенсируют привычные для более высоких широт тулупы. Флотский уклад службы здесь неуклонно соблюдается - без скидок на "аномальную" погоду и "неспокойствие" региона.

Старшина команды зенитной артиллерийской батареи мичман Юсуп Раджабов и комендор матрос Евгений Ющенко проверяют скорострельную 30-мм артиллерийскую установку. Штурман с подчиненными проводит плановые занятия. На одном из соседних кораблей экипаж сдает первую курсовую задачу, причем экзаменатор, капитан 2-го ранга Алексей Старцев, строг, как и следует быть начальнику штаба бригады.

Посмотреть рисунокРК "Татарстан" - самый крупный боевой корабль не только в Каспийской флотилии, но и в регионе.
Фото Александра ЧЕБОТАРЕВА

Как уже отмечал, кризис начала 90-х гг. на целое десятилетие приковал к заводским причалам несостоявшегося "индийца". Пока на самом высоком уровне не приняли решение: кораблю быть в составе Каспийской флотилии. Но известно: трудно быть первыми. С учетом того что "Татарстан" планировался совсем для иных морей, а достройка происходила в условиях хронического дефицита финансовых средств, пришлось на ходу решать многие технические и организационные задачи. "Сверх" проекта установили даже еще один котел. Но и он с аномальными морозами, судя по всему, не очень справляется. Однако морякам не привыкать к таким проблемам. Да и не обогревательными котлами силен корабль, на котором установлено самое современное вооружение.

Так, одним из первых в Военно-морском флоте он получил новый ударный ракетный комплекс. Первая стрельба, проведенная в 2005 году, показала его высокие боевые возможности. Весьма удачным оказалось и многое другое. Ходовые качества "Татарстана" иначе как великолепными не назовешь. В нем сочетаются высокая маневренность и способность развивать весьма приличный ход благодаря современной газотурбинной установке.

Все это в полной мере проявилось при выходе на боевую службу с выполнением задач визита в иранский порт Энзели. Сейчас сложился неплохой, болеющий за дело коллектив в электромеханической боевой части, которой командует капитан-лейтенант Александр Мурашов. В январе у офицера в семье появился первый ребенок, он сейчас весь в естественных заботах молодого отца. Но ежедневно в свой отпуск по беспокойным семейным обстоятельствам на час, на два появляется на корабле.

Сегодня РК "Татарстан" - самый крупный боевой корабль не только в Каспийской флотилии, но и в регионе. Однако уникальность проекта, особенности службы на нем определяют и ряд проблем, в первую очередь кадровых. Неизбежная ротация офицеров и мичманов, например, зачастую возможна лишь внутри самого экипажа. Нынешний командир капитан 2-го ранга Валерий Смирнов по оценке командования вполне соответствует своему статусу. Но рано или поздно он уйдет либо на повышение, либо поступит в академию. А с достойной заменой здесь могут возникнуть сложности. Ведь остальные корабли дивизиона совершенно не схожи с первенцем проекта "Татарстаном". И найти кандидата, на все сто отвечающего требованиям командира флагмана флотилии, будет непросто.

Похожая ситуация и с другими должностями. Все-таки многолетний опыт формирования корабельных частей и соединений боевыми единицами одного проекта происходит от насущных требований флотской организации. Но где сегодня набрать кораблей на целый дивизион ракетоносцев? Впрочем, данная проблема частично будет снята с приходом однотипного "Дагестана". В планах флотилии уже значится постройка для него причала. Представители Зеленодольского судостроительного завода имени М. Горького постоянно работают в Махачкале, изучают опыт эксплуатации своего детища. И если на первом корпусе было невозможно избежать многих недоработок, то на втором корабле серии их предстоит исправить.

Флотские, понятное дело, высказывают свое мнение, ратуют за необходимость увеличения калибра корабельной артиллерии, установку новых зенитных ракетных комплексов. Естественно, потребуется подумать и над вопросом обитаемости, чтобы экипаж не мерз зимой и не изнывал от нестерпимой жары летом. Пока же заместитель командующего по вооружению, эксплуатации вооружений и судоремонту капитан 1-го ранга Александр Персиянов ставит перспективную задачу всерьез подумать о тех специалистах, офицерах и мичманах, которые составят экипаж нового судна.

Сравнение - дело неблагодарное. Но еще раз убедился в том, что каждый флотский коллектив, неважно на каких рубежах выполняющий задачу, достойно несет в себе лучшие традиции русских моряков. Особенно понравилось, что здесь представляют положение дел без прикрас, так, как оно есть на самом деле. В непростых бытовых условиях, например, живет в Махачкале дивизион капитана 2-го ранга А. Симонова. Вместе с тем невооруженным глазом видно старание, желание коллектива, несмотря ни на какие трудности, справиться со всеми поставленными задачами.Так что, несмотря на все проблемы, "Татарстан" достойно несет свою службу, став не по названию, а на деле флагманом Каспийской флотилии.

Александр ЧЕБОТАРЕВ

Опубликовано в выпуске № 6 (222) за 13 февраля 2008 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц