Версия для печати

Военная логистика Израильской армии

Шульман Александр
Военная мощь государства основывается не только и не столько на количестве танков и самолетов или мастерстве бойцов спецназа. Современная армия - это огромное и весьма сложно организованное "предприятие", где "производственному процессу" - боевым действиям предшествует комплекс мероприятий по обеспечению войск всем необходимым снаряжением: оружием, боеприпасами, продовольствием, горючим и еще множеством необходимых предметов довольствия, без которых не взлетит ни один самолет, не двинутся танки и не поднимется в атаку пехота.


ТРЕБУЕТ ОГРОМНЫХ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ И НАЛИЧИЯ ПОДГОТОВЛЕННЫХ КАДРОВ НА ВСЕХ УРОВНЯХ ТЫЛОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЙСК


Военная мощь государства основывается не только и не столько на количестве танков и самолетов или мастерстве бойцов спецназа. Современная армия - это огромное и весьма сложно организованное "предприятие", где "производственному процессу" - боевым действиям предшествует комплекс мероприятий по обеспечению войск всем необходимым снаряжением: оружием, боеприпасами, продовольствием, горючим и еще множеством необходимых предметов довольствия, без которых не взлетит ни один самолет, не двинутся танки и не поднимется в атаку пехота.
{{direct_hor}}
Весь этот сложнейший комплекс задач обеспечения боевых действий в современной армии возложен на войска тыловой поддержки, занятые закупкой, снабжением, перевозками и хранением военного снаряжения и управлением соответствующими потоками информации. Военная логистика в самом кратком определении есть искусство управления перемещением войск и военного имущества до места боевых действий. Важность логистики для военного дела трудно переоценить, ведь в современной войне участие каждого солдата в боевых операциях обеспечивают семь человек в тылу.

СТРУКТУРА ВОЕННОЙ ЛОГИСТИКИ

Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) - одна из крупных современных армий: в случае полной мобилизации личный состав ЦАХАЛ достигает 800 тысяч человек, Военно-воздушные силы Израиля количественно уступают на Западе только ВВС США, парк бронетанковой техники ЦАХАЛ превосходит бронетанковые парки всех европейских стран НАТО. Все уровни управления войсками в ЦАХАЛ плотно пронизаны современными средствами телекоммуникаций и компьютерными системами.

Понятно, что управление всеми этими ресурсами и обеспечение их всем необходимым для надежного функционирования в условиях войны требуют использования самых современных методов и средств военной логистики, постоянного поиска нетривиальных решений в ходе боя, когда ситуация меняется непрерывно и непредсказуемо.

В ЦАХАЛ решение задач военной логистики возложено на Управление тылового обеспечения (УТО) и подчиненные ему службы. В структуру центральных органов управления ЦАХАЛ УТО входит наравне с основными видами войск - Сухопутными войсками, Военно-воздушными силами и Военно-морским флотом и подчиняется непосредственно начальнику Генерального штаба. Во главе УТО стоит офицер в чине генерал-лейтенанта.

Начальнику УТО подчинены управление логистики, включающее центры продовольственного и вещевого снабжения, транспортное управление, управление поставок и хранения горючего, управление поставок и хранения боеприпасов, управление строительства военных объектов, управление хранения военного имущества, ремонтно-восстановительное управление. Кроме того, начальнику УТО подчинены Войска связи, электроники и компьютеров, Военно-медицинская служба, а также начальники служб вооружений и снабжения со своими отдельными штабами.

Подразделения и части тылового обеспечения входят в состав всех воинских формирований. Организационная структура военной логистики хорошо прослеживается на примере бронетанковой мотопехотной дивизии ЦАХАЛ. Дивизионный полк тылового обеспечения включает в себя три батальона: снабжения, ремонтный и медицинский, а также ряд отдельных рот (химзащиты, военной полиции и др.). Это огромное хозяйство - автопарк полка тылового обеспечения включает в себя до 700 только грузовиков, осуществляющих перевозки снаряжения и боеприпасов.

В бронетанковых мотопехотных бригадах вопросами снабжения и ремонта ведают офицеры службы вооружений. Непосредственно в подразделениях есть группы тылового обеспечения. В батальоне снабженческие и ремонтные функции выполняет штабная рота, в составе которой есть ремонтный взвод. Подчиняется она батальонному офицеру службы вооружений, который несет ответственность за все вооружения в батальоне: хранение и доставку боеприпасов, ремонт всей техники - от стрелкового оружия до танков и БТР.

Ремонтный взвод занимается ремонтом и эвакуацией поврежденной военной техники. В число бойцов ремонтного взвода входят инспекторы - как правило, прапорщики, имеющие многолетний опыт обслуживания техники и вооружений. Они осуществляют проверку и диагностику поврежденной техники и оружия. По их направлению ремонтные команды выполняют починку выявленных повреждений. Кроме того, в каждой роте также есть своя ремонтная команда.

Снаряжение, боеприпасы, запчасти, продовольствие боевые части получают со складов (депо), различающихся по степени приближенности к линии фронта. По географическому принципу склады делятся на склады первого эшелона, второго и т.д. До недавнего времени вывоз грузов со складов осуществлялся "снизу вверх", т.е. батальоны и бригады забирали со складов необходимое снаряжение силами своих автотранспортных подразделений.

Объемы перевозок весьма велики. Так, во время войны в Ливане за 30 дней через тыловые депо были доставлены более 400 тысяч порций сухих пайков, 900 тысяч "хамгашиет" (готовых обедов в завернутых в фольгу коробках), 300 тысяч бутылок минеральной воды, 80 тонн колбасы, 60 тысяч упаковок йогуртов, 60 тысяч буханок хлеба, 135 тонн фруктов. Горючего доставлялось по 420 тысяч литров в сутки. Ежедневно для перевозок только продовольствия осуществлялось более 1000 рейсов грузовиков. Непосредственно в войсках обслуживанием военнослужащих были заняты передвижные автоматические прачечные, установленные на грузовиках, мобильные пекарни, полевые кухни и буфеты, автомобили с устройствами для подзарядки мобильных телефонов и много другой специальной техники. Для перевозки личного состава были задействованы 6000 автобусов, для проведения погрузочно-разгрузочных работ были использованы 1000 автокранов.

В ходе военных действий серьезной проблемой является обеспечение безопасности движения автоколонн с грузами из тыловых складов в расположение воинских частей на передовой. При наступлении дислокация воинских частей может меняться стремительно, что значительно затрудняет доставку грузов по назначению и в срок. Колонны в боевых условиях сопровождают конвои, что отвлекает значительные силы от ведения боевых действий. В пехотных и танковых бригадах ответственность за проводку колонн тылового обеспечения возложена на заместителей командиров бригад. В качестве конвоя обычно используются подразделения бригадных разведрот. Управление движением колонн выполняют специально назначенные офицеры.

При движении автоколонн тылового обеспечения предпринимаются все необходимые меры для доставки грузов в срок. Так, если при движении автоколонны по узкой горной дороге противнику удается повредить одну или несколько машин с грузами, то во избежание остановки колонны предписывается немедленно сбрасывать поврежденные машины с полотна дороги.

ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВОЕННОЙ ЛОГИСТИКЕ

В ходе военных действий огромные материальные ресурсы находятся в непрерывном движении, так что командование не всегда имеет возможность получить точную информацию о наличии или отсутствии необходимых ресурсов. Как отмечает один из командиров службы тылового обеспечения ЦАХАЛ генерал-майор Йоханан Гур, в ходе военных действий у ЦАХАЛ "не было проблем с наличием военного снаряжения, боеприпасов, продовольствия или горючего. Проблема была в том, что командование не всегда своевременно получало информацию о том, где в данный момент находятся эти грузы и где существует в них острая потребность".

Решение этих проблем ЦАХАЛ видит в полной автоматизации процессов отслеживания перемещения и регистрации грузов в ходе военных действий. Задачей является получение наглядной и своевременной информации о материально-техническом положении каждой воинской части, что включает в себя данные о наличии у нее необходимых запасов боеприпасов, горючего, продовольствия, о проведении ремонтно-восстановительных работ боевой техники, данные о жертвах и эвакуации раненых военнослужащих. Такие данные необходимо получать в реальном времени на всех уровнях командования - от батальона до Генерального штаба. Современные компьютерные технологии позволяют решить эти сложные задачи. Автоматизированные системы контроля за движением и регистрации материальных потоков находят широчайшее применение в ЦАХАЛ. В подразделениях логистики ЦАХАЛ широко внедрены электронные системы контроля за материалопотоками, известные под названием систем полной видимости активов - total asset visibility (TAV). Системы TAV дают возможность оперативному персоналу служб логистики получать в режиме реального времени и с высокой степенью точности информацию обо всех используемых материальных ресурсах: маршрут их движения, контрольные и временные параметры. Каждый элемент материальных ресурсов - будь то самолет, судно, танк, артиллерийское орудие, контейнер, грузовик и т.д. - содержит электронную карту. На путях перемещения материалопотоков устанавливаются ворота электронного контроля, которые автоматически считывают информацию с электронных карт проходящих колонн и конвоев. Полученная таким образом информация в реальном времени передается по телекоммуникационным каналам в штабы различных уровней и центры военной логистики.

Все тыловые службы ЦАХАЛ перешли на новые логистические системы учета и контроля снабжения, а военные грузы теперь помечаются микрочипами RFID для бесконтактной радиочастотной идентификации. Все контейнеры и упаковочные материалы для военных грузов должны быть оснащены пассивными радиочастотными микрочипами-идентификаторами RFID. В службах логистики ожидают получить значительную экономию бюджетных средств благодаря внедрению RFID-технологий, хорошо показавших себя в гражданских супермаркетах.

Для обработки таких гигантских потоков информации в службах логистики ЦАХАЛ широко внедряются системы планирования ресурсов - Enterprise Resource Planning (ERP). Система ERP в составе Управления тылового обеспечения ЦАХАЛ получает данные от центров вооружений и запчастей, ГСМ, боеприпасов и медицинского имущества и предоставляет информацию для различных рабочих процессов, охватывающих автоматические склады, систему заказа очередей медицинских войск, распределение топлива и т.п.

НОВЫЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ ВОЕННОЙ ЛОГИСТИКИ

Военная логистика современной армии, решающая задачи управления перемещением войск и военного имущества до места боевых действий, требует огромных капитальных вложений и наличия большого количества подготовленных кадров на всех уровнях тылового обеспечения войск. Такие затраты являются нелегким бременем для армейского бюджета и отвлекают значительные людские ресурсы от непосредственного решения боевых задач. Потому в ЦАХАЛ непрерывно ищут пути сокращения затратных ресурсов на тыловое обеспечение, добиваясь при этом значительного улучшения качества обслуживания войск.

Командование служб логистики ЦАХАЛ считает возможным сократить затраты на материально-техническое обеспечение войск на 30-40, а то и на 50% за счет использования различных новых методов организации всех тыловых служб. Реформа служб тылового обеспечения уже дала в 90-е годы экономию средств почти в 500 млн. долларов, позволила сократить транспортный парк на сотни большегрузных автомобилей, отказаться от использования тысяч солдат и офицеров тыловых подразделений. В ближайшие годы планируется добиться сокращения затрат еще на 1 млрд. долларов.

Суть реформы военной логистики в ЦАХАЛ заключается во всемерной централизации служб тылового обеспечения за счет сокращения и объединения многочисленных тыловых служб в звеньях батальон-бригада с передачей их функций на уровень дивизия-военный округ. В результате сокращается многочисленный персонал служб обеспечения на нижних уровнях управления войсками. В командовании ЦАХАЛ глубоко прорабатывался вопрос, где должен находиться центр материально-технического обеспечения: на уровне бригады, дивизии или военного округа.

В результате анализа результатов многочисленных войсковых учений с участием тыловых служб и исследования материалопотоков в войсках командование ЦАХАЛ приняло решение о проведении серьезной реформы всей организационной структуры военной логистики.

Было принято решение о постепенной замене существующей организации тылового обеспечения, когда каждая воинская часть и соединение обладает полным комплектом принадлежащих ей тыловых служб, на новую структурную организацию войсковой логистики. Согласно новой концепции основные ресурсы войсковой логистики будут сконцентрированы на уровне ответственности военных округов. Это означает переход на территориальное размещение и концентрацию ресурсов. То есть дивизии, переброшенной в район развертывания, теперь нет нужды тащить за собой весь обоз на тысячах автотранспортных средств. Все необходимое материально-техническое обеспечение дивизия получит уже на месте новой дислокации от служб логистики и ресурсов военного округа.

В этом случае переброшенная дивизия будет выступать в качестве "клиента" территориального командования и ей не придется заниматься проблемами доставки и хранения боеприпасов, горючего, военного снаряжения и продовольствия. Дивизия получит все эти "услуги" на месте новой дислокации. Как полагают военные специалисты, такое решение позволит значительно повысить мобильность войск за счет уменьшения их зависимости от громоздких и медлительных тыловых служб.

Ликвидация дивизионных полков тылового обеспечения, о которых говорилось выше, и передача их функций окружным полкам приведут к сокращению тыловых подразделений на 1000-1500 военнослужащих, которым найдут применение в боевых частях. Окружной полк тылового обеспечения будет способен "обслужить" не одну дивизию. Полученная экономия в финансировании позволит увеличить инвестиции для обновления транспортного парка и развития других средств материально-технического обеспечения.

АУТСОРСИНГ КАК СРЕДСТВО СОКРАЩЕНИЯ ЗАТРАТ

Еще одним направлением в реформе военной логистики израильской армии стала тенденция постепенного внедрения в войска аутсорсинга, т.е. передачи в руки гражданских подрядчиков ряда функций тылового обеспечения, которые прежде выполнялись армейскими тыловыми подразделениями.

За пример взят проект танка "Меркава", в котором ранее заводы, производившие танки, принадлежали армии, а затем были приватизированы. При выборе гражданских подрядчиков за критерий была взята стоимость часа работы военнослужащего и стоимость часа работы гражданского специалиста. Анализ показал, что армия получает значительную экономию при передаче работ в руки частного подрядчика.

Успешный опыт аутсорсинга в производстве танков подтолкнул к следующему шагу реформы - встал вопрос о передаче складов боеприпасов и военного имущества в руки гражданских подрядчиков с целью их последующей приватизации.

К настоящему времени практически полностью передано в руки гражданских подрядчиков военное строительство. Армия своими заказами создает конкуренцию между гражданскими строительными фирмами, что приводит к падению цен. Контроль за работами, выполняемыми гражданскими подрядчиками, остается за армией. В штабах созданы инспекторские группы, проверяющие качество выполненных работ. Вместе с тем имеется и негативный опыт в приватизации отдельных элементов военного тылового обеспечения. Так, приватизация военных столовых привела лишь к частичному успеху - в некоторых случаях уровень обслуживания снизился, а расходы возросли. Выяснилось, что приватизация медицинского обслуживания военнослужащих оказалась неэффективна - стоимость услуг гражданских врачей оказалась гораздо выше услуг военно-медицинской службы.

Александр ШУЛЬМАН
Тель-Авив, Израиль

Опубликовано в выпуске № 6 (222) за 13 февраля 2008 года

Loading...
Загрузка...
Аватар пользователя игорь
игорь
18 июля 2014
Если собственностью министерства обороны США является интернет,то всё что напишу это собственность США.Если знания и образование получены в России,значит это собственность России.Если знания собраны и классифицированы как знания Великобритании,Германии,Японии,США,России,Израиля...-значит их собственность.Кому принадлежит созданная IT технология, способная противостоять собственности Министерства обороны США?Значит под сомнением сама возможность обороны США.Собственность эту защитить не кому.А сама она функций защиты не имеет.Просто интересно.
Аватар пользователя игорь
игорь
18 июля 2014
Если собственностью министерства обороны США является интернет,то всё что напишу это собственность США.Если знания и образование получены в России,значит это собственность России.Если знания собраны и классифицированы как знания Великобритании,Германии,Японии,США,России,Израиля...-значит их собственность.Кому принадлежит созданная IT технология, способная противостоять собственности Министерства обороны США?Значит под сомнением сама возможность обороны США.Собственность эту защитить не кому.А сама она функций защиты не имеет.Просто интересно.

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...