Версия для печати

За год на стандарты НАТО не перейти

Мамедов Джасур
У азербайджанской общественности сложилось мнение, что в нынешнем году в Вооруженных Силах страны произойдут серьезные реформы. К такому заключению большинство экспертов пришли после прозвучавших высказываний советника президента Азербайджана по военным вопросам Вахида Алиева и председателя Постоянной комиссии Милли меджлиса по вопросам обороны и безопасности Зияфета Аскерова. Так сбудутся ли эти прогнозы? Именно такой вопрос мы поставили перед одним из самых известных азербайджанских военных экспертов Ильдрымом МАМЕДОВЫМ.


АЗЕРБАЙДЖАНСКУЮ АРМИЮ ОЖИДАЮТ СЕРЬЕЗНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ


У азербайджанской общественности сложилось мнение, что в нынешнем году в Вооруженных Силах страны произойдут серьезные реформы. К такому заключению большинство экспертов пришли после прозвучавших высказываний советника президента Азербайджана по военным вопросам Вахида Алиева и председателя Постоянной комиссии Милли меджлиса по вопросам обороны и безопасности Зияфета Аскерова. Так сбудутся ли эти прогнозы? Именно такой вопрос мы поставили перед одним из самых известных азербайджанских военных экспертов Ильдрымом МАМЕДОВЫМ.
{{direct_hor}}
ЛИЧНОЕ ДЕЛО

МАМЕДОВ Ильдрым Теймур оглу


Ильдрым Теймур оглу МАМЕДОВ
Родился в 1951 г. в селении Гапанлы Тертерского района. Срочную службу проходил в 1970-1971 гг. в Группе Советских войск в Германии, затем поступил в Высшее общевойсковое военно-политическое училище в Новосибирске. Служил в Дальневосточном военном округе. В 1984-1988 гг. заочно учился на общевойсковом факультете Военно-политической академии в Москве. С ноября 1991 г. начал службу в Вооруженных Силах Азербайджана. В 1996-1998 гг. был командиром бригады, в 1999-2002 гг. - старшим преподавателем в высшем военном училище. Женат, имеет шестерых детей. Полковник запаса.


- Господин полковник, вы также считаете, что в этом году в Вооруженных Силах Азербайджана будут осуществлены серьезные реформы?

- Да. Об этом говорят, скажем, частые визиты в республику высокопоставленных чинов США и НАТО во второй половине прошлого года. Североатлантический блок требует от руководства Азербайджана выражения конкретной позиции относительно перемен. И приоритетом здесь остается приведение Вооруженных Сил страны в соответствие со стандартами НАТО. Поэтому считаю, что в 2007 году должны произойти изменения в военном законодательстве. Думаю, вопрос внесения изменений, соответствующих стандартам НАТО, в военное законодательство займет важное место в повестке сессий парламента. В этой связи особую значимость будут иметь обсуждение и последующее принятие Милли меджлисом ряда документов, особенно Военной доктрины и Концепции национальной безопасности.

Очередные ожидания касаются предстоящих кадровых и структурных изменений в армии. На мой взгляд, в 2007 году, если не по содержанию, так по форме Вооруженные Силы Азербайджана станут походить на современную армию. Я прогнозирую проведение в этой связи серьезных структурных реформ, внедрение в Вооруженных Силах натовской системы управления. Также вероятно, что в текущем году министром обороны будет назначено гражданское лицо.

- Советник президента по военным вопросам Вахид Алиев в последних высказываниях подтвердил, что Бакинский корпус начал переход на стандарты НАТО, и отметил, что осуществляться это будет поэтапно. Как вы считаете, действительно Бакинский корпус действует по стандартам НАТО?

- Думаю, что вопрос перехода на стандарты Североатлантического альянса не решается одним указом и в одночасье. Если бы дело обстояло так, то все страны мира легко перевели бы свои армии на натовские стандарты. На мой взгляд, для успешного перехода на стандарты НАТО в первую очередь необходимы отвечающие современным требованиям изменения в мышлении высокопоставленных лиц Вооруженных Сил Азербайджана. Они должны осознать, что армия - это не тюрьма, не место отбывания повинности. Высокие военные чины должны научиться уважать конституционные права подчиненных. Самое главное - нужно взять за основу демократические принципы управления Вооруженными Силами.

Наряду с этим необходимо усилить гражданский контроль над оборонной сферой. В этом направлении нужно обеспечить подотчетность военного руководства парламенту. Необходимым условием перехода на натовские стандарты является улучшение жилищных условий военнослужащих, обеспечения и снабжения армии. Военное законодательство также должно быть соответствующим. Именно после выполнения этих условий можно делать громкие заявления о переводе какого-либо соединения на атлантические стандарты.

- Можно ли перевести Бакинский корпус на стандарты НАТО при невыполнении многих из вышеперечисленных условий, особенно когда продолжает действовать законодательство советского времени?

- Как я отметил, в ситуации, когда не выполнены многие перечисленные аспекты, утверждения о переводе какого-то конкретного соединения на стандарты НАТО безосновательны и носят чисто популистский характер. В то же время не поддается пониманию засекреченность процесса усовершенствования законодательства, регулирующего деятельность Вооруженных Сил. Скажу откровенно: сегодня все касающиеся армии законы готовятся скрытно. Общественность и пресса в этих процессах не участвуют.

Не существует и какой-либо экспертной группы. Сегодня малообразованные, неопытные чиновники из аппарата президента перелистывают военное законодательство государств мира и вписывают некоторые статьи в отечественные законы. Затем наскоро эти изменения представляются в парламент. А депутаты, не открывая серьезных обсуждений, норовят защитить любой предложенный закон, даже если он, простите, "дурацкий". Вот пример. В конце прошлого года парламент принял изменения в закон "Об основах призыва на воинскую службу". Хорошо, что тогда депутаты не приняли пункт продления срока службы лиц с высшим образованием до полутора лет. Такими методами невозможно достичь продвижения вперед. Но и без внесения нужных изменений в законодательство вся работа по реформированию Вооруженных Сил - это макияж и только.

- Газета "Айна" опубликовала сообщение о том, что на один из ключевых постов в руководстве Вооруженными Силами Азербайджана будет назначен генерал из Турции. Насколько серьезно можно воспринять эту новость?

- Я ничего не могу сказать относительно того, соответствует ли это сообщение действительности. В любом случае, официальные лица должны были высказаться на данный счет. Пресс-служба Минобороны должна была выступить с заявлением. Однако подчеркну, что азербайджанские генералы - большие мастера "выправить" любую "нелицеприятную" для себя ситуацию. Отсюда вывод: приглашенный в Азербайджан турецкий генерал не будет влиять на происходящие в военной сфере процессы. Придет, нашепчет на ушко нашим военным чиновникам красивые слова и уедет, отметив, правда, про себя, что побывал: в средневековье.

- И все же вспомним заявление вице-спикера парламента Зияфета Аскерова о том, что азербайджанское законодательство не допускает назначения генерала другой страны на руководящий пост в Азербайджане. Так ли это на самом деле?

- Законодательство не говорит ни "да", ни "нет". На мой взгляд, если руководство Азербайджана пожелает, то может предоставить азербайджанское гражданство турецкому генералу, которого намерено назначить в Министерство обороны. В этом контексте хочу затронуть другой вопрос. На сегодня немало наших соотечественников снискали уважение за пределами страны. Однако по каким-то причинам они не пользуются авторитетом в республике. Думаю, чтоб не лишиться своих теплых местечек, некоторые наши официальные лица очерняют образованных и опытных людей, боясь, что они составят им конкуренцию. С такой же позиции выступают и те, кто против приезда турецкого генерала в Азербайджан.

- В январе 2008 года завершается срок действия Плана действий по индивидуальному сотрудничеству между Азербайджаном и НАТО (IPAP). Как вы думаете, сумеет ли Азербайджан осуществить все предусмотренные планом реформы?

- Русская пословица утверждает: "Лучше поздно, чем никогда". У нас привыкли так работать: дремлют, а когда до истечения срока выполнения обязательств остается три дня, начинают осуществлять реформы, правда, на бумаге, а не в реальности. Я считаю, что при наличии доброй воли руководства Азербайджана отраженные в IPAP вопросы найдут свое решение и в течение этого года. Однако, без сомнения, будут большие трудности, потому что претворить в жизнь реформы, на которые были отведены годы, очень сложно.

Джасур МАМЕДОВ
Баку

Опубликовано в выпуске № 22 (188) за 13 июня 2007 года

Loading...
Загрузка...
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц