Версия для печати

Авиация прижата к земле... бюджетом

Гончаренко Михаил
В декабре исполняется три года со дня создания нового вида Вооруженных Сил Украины (ВСУ) - Воздушных сил - одного из главных носителей боевого потенциала украинской армии. Их формирование началось в 2004 г. на базе Военно-воздушных сил и Войск ПВО. Сегодня они включают командование Воздушных сил, управления воздушных командований "Запад", "Центр" и "Юг", авиационные части (в том числе четыре истребительные, одну бомбардировочно-разведывательную, штурмовую, три транспортные, БПЛА), зенитные ракетные и радиотехнические части, а также структуры обеспечения. В составе Сухопутных войск военная авиация представлена тремя полками армейской авиации, а в ВМС - морской авиационной бригадой.


МИНИСТР ОБОРОНЫ УКРАИНЫ АНАТОЛИЙ ГРИЦЕНКО ТРЕБУЕТ УВЕЛИЧЕНИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ АРМИИ


В декабре исполняется три года со дня создания нового вида Вооруженных Сил Украины (ВСУ) - Воздушных сил - одного из главных носителей боевого потенциала украинской армии. Их формирование началось в 2004 г. на базе Военно-воздушных сил и Войск ПВО. Сегодня они включают командование Воздушных сил, управления воздушных командований "Запад", "Центр" и "Юг", авиационные части (в том числе четыре истребительные, одну бомбардировочно-разведывательную, штурмовую, три транспортные, БПЛА), зенитные ракетные и радиотехнические части, а также структуры обеспечения. В составе Сухопутных войск военная авиация представлена тремя полками армейской авиации, а в ВМС - морской авиационной бригадой.
{{direct_hor}}
Посмотреть рисунокМинистр обороны Анатолий Гриценко обещает всем видам ВСУ хороший бюджет.
Фото Леонида ЯКУТИНА

Воздушные силы, как считается, укомплектованы всеми необходимыми видами авиационной и другой техники. Но ее общее состояние характеризуется довольно быстрыми темпами морального и физического старения. Свыше 60% авиационной техники находится в эксплуатации свыше 15 лет. Парк самолетов в основном исчерпает свой ресурс в 2010-2011 гг.

ПЯТИЛЕТНИЕ ПЛАНЫ

Есть Государственная программа развития ВСУ на 2006-2011 гг. Согласно заявлениям руководства МО Украины имеются планы по реорганизации до конца 2011 г. Воздушных сил в пять региональных центров управления и оповещения. Авиационная составляющая будет включать две истребительные бригады (одна - на МиГ-29, вторая - на Су-27), одну бригаду штурмовой разведывательной (на Су-24/Су-24МР), одну бригаду штурмовой истребительной (на Су-25 и МиГ-29), одну бригаду транспортной авиации, пять радиотехнических бригад, пять зенитно-ракетных бригад и учебную авиационную бригаду.

В Воздушных силах насчитывается около 160 истребителей МиГ-29, из которых около 70 в будущем планируется модернизировать. Предлагается сократить парк Су-27 с 55 до 35 самолетов, которые также будут модернизированы. Согласно некоторым заявлениям весь парк самолетов Су-24 вообще будет списан, а 25 из 58 штурмовиков Су-25 подвергнутся модернизации. ВСУ располагают парком из примерно 20 транспортных самолетов Ил-76 и около 20 самолетов Ан-24/26. С течением времени Украина намерена модернизировать Ил-76. Имеются также долгосрочные планы по закупке для транспортной авиации самолетов Ан-70 и даже Ан-140 и Ан-148.

Учитывая финансовые ограничения, основное направление обеспечения Воздушных сил образцами авиационной техники до 2011-2015 гг. - это максимальное использование технических возможностей существующего парка летательных аппаратов с учетом проведения их дальнейшей модернизации, которая может расширить боевые возможности летательных аппаратов. Так, запланирована модернизация боевых самолетов МиГ-29 и Су-25, боевых вертолетов Ми-24, есть проект по разработке беспилотного летательного аппарата. Причем уже заявлено о проведении летных испытаний штурмовика Су-25 после завершения первого этапа его модернизации. Завершается модернизация самолета Л-39.

Заметим, в 2007 г. МО Украины получит бюджетные средства на достройку самолета Ан-70, на радиолокационную станцию для Воздушных сил и разработку многофункционального ракетного комплекса. Намечено обновить несколько самолетов и вертолетов морской авиации, есть планы относительно продления ресурсов вертолетов Ми-8, Ми-24 и истребителя МиГ-29.

На повестке дня стоит и вопрос создания на базе украинских предприятий межгосударственных структур по обслуживанию, ремонту, модернизации и утилизации вооружения и военной техники Воздушных сил. Это предусмотрено Распоряжением президента Украины от 27 сентября 2005 г. №1175/2005-рп "О мерах относительно обеспечения развития Воздушных сил ВСУ". Этим документом намечены работы по модернизации, ремонту, продлению ресурса и срока службы вооружения и военной техники иностранной разработки, находящихся на вооружении Воздушных сил. Вопрос о создании межгосударственных структур ставится в контексте непосредственного участия представителей генеральных конструкторов, производителей и экспортеров вооружения в кооперации с предприятиями других стран.

ПОТЕНЦИАЛ ОПК

За последние несколько лет имели место поступления единичных образцов летательных аппаратов в состав военной авиации Украины. Так, накануне 2007 г. принят на вооружение модернизированный воздушный пункт управления (ВПУ) украинского производства на базе самолета Ан-26, которому, как было заявлено руководством военного ведомства, не существует аналогов на территории СНГ. Весь комплекс работ по созданию ВПУ, проходивших в рамках реализации положений Государственной программы развития ВСУ на 2006-2011 гг., был осуществлен в достаточно короткий срок - на это ушло около 12 месяцев. Работы по переоборудованию выполнялись на базе АНТК им. О. Антонова и Киевского авиационного завода "Авиант". Новый ВПУ повышает непрерывность, стойкость и живучесть системы управления украинской армией и имеет современные тактические и технические характеристики. Например, для обеспечения связи между Львовом и Киевом необходимо развернуть 12-15 радиорелейных станций. В то же время применение ВПУ, как показали практические испытания, позволяет решить эту задачу путем барражирования этого самолета в определенной зоне воздушного пространства. В ВПУ есть салон оперативного состава с автоматизированными рабочими местами, электронной системой отображения информации и оборудованием связи с другими автоматизированными системами управления. Кроме того, пункт управления оснащен мощным узлом связи, который соответствует стандартам по помехозащищенности и нормам радиоэлектронного противодействия.

В феврале этого года ВМС Украины пополнились самолетом Ан-26. Реконструировали самолет в Киеве, а теперь он базируется на Сакском аэродроме. До этого в составе морской авиации был только один Ан-26. Вот что сообщил по этому поводу командующий ВМС вице-адмирал Игорь Тенюх: "Кроме Ан-26, мы уже подняли на крыло два самолета Бе-12. Командир авиационной бригады проверил готовность вертолета Ка-27 для фрегата "Гетман Сагайдачний", который вскоре также будет в боевом строю. Сейчас идет интенсивная работа по подготовке еще двух самолетов Бе-12".

Недавно для Воздушных сил был принят на вооружение комплекс цифровых унифицированных модулей приема, обработки и отображения радиолокационной информации, позволяющий получать ее от РЛС в автоматизированном режиме и передавать на пункты управления. Также взята на вооружение станция оптико-электронного подавления, которая на испытаниях показала способность отводить от вертолета ракету, выпущенную из ПЗРК.

В то же время потенциал ОПК Украины позволяет надеяться, что у страны есть возможности для более быстрого обновления арсенала Воздушных сил по некоторой номенклатуре вооружения. Что касается главного внутреннего заказчика, то МО Украины разработало Государственную программу развития ВВТ, для реализации которой привлечены ведущие предприятия "оборонки", находящиеся как в подчинении Министерства промышленной политики, так и входящие в состав военного и других ведомств, а также имеющие негосударственную форму собственности. Среди них предприятия Государственной акционерной компании "Авиация Украины", ГАКХ "Артем", ГКБ "Луч", ГАХК "Топаз", НПК "Искра", Львовский научно-исследовательский радиотехнический институт, сеть авиаремонтных предприятий Минобороны и т.д.

Частью украинской авиастроительной отрасли являются и предприятия, которые специализируются на производстве авиационных средств поражения и разработке компонентов к ним. Успех советских, а теперь российских истребителей МиГ-29 и Су-27 стал возможен не без участия украинских предприятий. Это, скажем, радар для МиГ-29, как и блоки для Н001 на Су-27 от ГП "Новатор" (г. Хмельницкий), ракеты средней дальности "воздух-воздух" Р-27 от ГАХК "Артем" (г. Киев). На Украине находятся научные учреждения, которые в свое время создали Р-27. Главная роль в этом принадлежит Государственной акционерной холдинговой компании "Артем", которая не только является успешным производителем, но и финансирует научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию перспективных образцов высокоточного оружия вместе с Государственным конструкторским бюро "Луч". Жулянский машиностроительный завод "ВИЗАР" производит авиационные пусковые установки для ракет класса "воздух-воздух" и "воздух-поверхность". Участие предприятия в поставках Россией самолетов типа "Су" в Китай и Индию позволило ему выйти со своей продукцией на внешний рынок и закрепиться на нем.

Важная составная часть производства образцов высокоточного авиационного управляемого оружия - разработка и производство головок самонаведения и элементов систем управления вооружением. Ведущие позиции здесь занимают Центральное конструкторское бюро "Арсенал" и завод "Арсенал", а также Нежинское производственное объединение "Прогресс". ЦКБ "Арсенал" получило известность, создав головки самонаведения для большого спектра ракет класса "воздух-воздух", в том числе ракет Р-27 и Р-73. Нашлемный прицел Щ-ЗУМ-1 производства завода "Арсенал" используется в системах вооружения всех современных истребителей четвертого поколения, созданных на территории бывшего СССР. Вместе с партнерами - заводами "Арсенал" и "Прогресс" - ЦКБ вышло на мировой рынок, и сегодня его экспортная продукция составляет порядка 80%.

МОДЕРНИЗАЦИЯ МиГ-29

Если с упомянутой выше номенклатурой военной продукции на Украине особых затруднений не возникает, то проблемой остается реализация направлений, связанных с модернизацией основной боевой машины украинской авиации - истребителя МиГ-29. Командующий Воздушными силами генерал-полковник Анатолий Торопчин заявил, что до 2011 г. предусмотрено модернизировать 48 самолетов, а в 2015 г. их количество увеличится до 76 единиц. Модернизация даст возможность продлить сроки службы МиГ-29 до 35-40 лет с момента выпуска, а двигателей - до 20 лет.

Модернизация этих самолетов должна начаться в этом году. "Модернизацию парка МиГ-29 мы сможем начать, поскольку ГК "Укрспецэкспорт" предлагает готовые наработки и не нужно тратить времени для того, чтобы что-то создавать", - сказал в этой связи руководитель "Укрспецэкспорта" Сергей Бондарчук. Раньше шла речь о совместной модернизации этих машин с их разработчиком - РСК "МиГ". Рассматривались также варианты сотрудничества с израильскими, белорусскими и французскими компаниями. Но осуществить их не удалось. Сейчас к этой теме решено вернуться вновь, но уже с опорой на реальные сроки и соответствующее финансовое обеспечение. Модернизация МиГ-29 в ближайшие годы станет основным проектом для коллектива Львовского государственного авиационного ремонтного завода и еще 6-7 украинских предприятий-партнеров. Сейчас львовское предприятие имеет собственную программу "малой модернизации" МиГ-29, которая позволит расширить боевые возможности истребителя при выполнении задач по поражению воздушных, а также наземных и надводных целей за счет его оснащения управляемыми авиационными ракетами класса "воздух-поверхность" с телевизионными головками самонаведения. Во Львове для МиГ-29 так же создан современный авиационный тренажер.

"Когда мы говорим о модернизации, то это будут партии самолетов. Будет их по 8, по 10 или по 15 каждый год - это будет зависеть от финансовых возможностей нашего государства... Модернизация парка самолетов МиГ-29 будет дешевле, чем покупка новых. В этом году необходимо будет определиться с окончательным вариантом модернизированного самолета", - такова позиция министра обороны Анатолия Гриценко.

Глава военного ведомства провел совещание, посвященное модернизации МиГ-29. По его итогам было принято решение провести два этапа модернизации истребителя силами украинских предприятий. Первый этап может быть завершен уже в 2007 г., второй - через 2,5 года. В 2008 г. предполагается закупить от 6 до 12 новых машин. Как сообщил директор Департамента разработок и закупок вооружения Минобороны Владимир Грек, в этом году на модернизацию МиГ-29 предусмотрено 7,7 млн. гривен, из которых только 700 тыс. поступят напрямую из бюджета, а остальные армии предстоит еще заработать за счет собственной хозяйственной деятельности. На первом этапе самолет будет оснащен новой навигационной аппаратурой, модернизированной радиолокационной станцией и новыми приборами регистрации полета самолета.

По словам Владимира Грека, в этом году предполагается также начать "выполнение опытно-конструкторских работ по полному варианту модернизации". В частности, планируется улучшить системы управления оружием, наведения ракет, а также радиостанцию и установить новую систему индикации, позволяющую выдавать полную информацию о работе бортовых систем. "Будет установлено устройство, позволяющее летать по международным трассам, что очень важно с учетом возможного применения подразделений ВСУ в миротворческих операциях. Машина будет оснащена ракетами с телевизионной головкой наведения для поражения наземных целей. Это новая функция самолета", - сообщил глава Департамента разработок и закупок вооружения Минобороны.

ЗАГРУЗКА ЭКСПОРТОМ

Обратим внимание на то, что спрос украинских силовых структур на продукцию родного ОПК по самым оптимистическим оценкам колеблется в районе 5-7% от ее объема. Поэтому экспорт по-прежнему остается единственным источником развития оборонного комплекса, тем более что в стране есть практически замкнутые циклы производства ряда образцов военной техники: авиационных ракет, радиолокационных систем, автоматизированных комплексов, средств навигации и управления воздушным движением. Производство остальных технических средств на 40-95% зависит от импортных поставок.

Объемы военно-технического сотрудничества в 2006 г. были обеспечены преимущественно реализацией авиатехники, высокоточного оружия и комплектующих к различным системам вооружения. Также производились ремонт и модернизация систем оружия для иностранных заказчиков (это составляет не менее 15% от общего объема экспорта). Что касается непосредственно авиационно-космической техники, то в 2006 г. поставлено за рубеж 14 авиационных двигателей Д-436, отправлена в Китай первая партия авиационных двигателей АИ-222К-25. Всего предприятие "Мотор Сич" должно произвести для КНР около 200 авиационных двигателей данного типа (стоимость одного изделия - около 1 млн. долларов), предназначенных для установки на учебно-тренировочный самолет L-15, разработанный группой Hongdu. Также поставлены двигатели ВК-2500 для вертолетов Ми-17V-5 (экспортируемых Россией в Венесуэлу), для вертолетов Ми-172 (поставляемых Россией Кипру) и т.п. По оценкам специалистов, только на поставках Россией в КНР 24 вертолетов Ми-171 ОАО "Мотор Сич" заработает более 40 млн. долларов.

Сообщалось также, что государственное предприятие Минобороны "АВИАКОН" завершило в 2006 г. двухлетнюю программу по ремонту около 40 вертолетов Ми-8Т в "одной из африканских стран". А в декабре 2006 г. шри-ланкийская военная делегация подписала акты предварительной приемки 4 самолетов МиГ-27М, которые были отремонтированы и модернизированы на предприятии МО Украины "Львовский государственный авиаремонтный завод". Принесли прибыль поставки средств автоматизированного контроля ракет и самих ракет "воздух-воздух", осуществленных ГКБ "Луч" и ГАХК "Артем". Киевский авиационный завод "Авиант" и АНТК им. Антонова завершили выполнение контракта на поставку 4 самолетов Ан-32 в Ливию.

Украинские авиаконструкторы из АНТК им. О. Антонова оказывают содействие КНР в модернизации транспортного самолета Юнь-8, являющегося китайским вариантом самолета Ан-12. Сотрудничество с Китаем по этому проекту началось еще в 2003 г. Модифицированный самолет получил название "Юнь-8Ф600" и в настоящее время проходит испытания. Компания "Антонов" сотрудничает с КНР по четырем контрактам, в том числе в проекте по разработке крыла нового регионального китайского лайнера ARJ21. Он должен подняться в воздух уже в 2008 г.

Украина также имеет определенный опыт присутствия на индийском рынке. Например, Львовским авиаремонтным заводом недавно выполнен контракт по ремонту и модернизации проверочных комплексов МК-9-12 для обслуживания самолетов МиГ-29. Конотопский авиаремонтный завод во время проведения салона "АэроИндия-2005" получил контракт на ремонт вертолетов ВВС Индии. В обозримом будущем Индия намерена сотрудничать по оборонной тематике с тремя запорожскими предприятиями - ОАО "Мотор Сич", КБ "Прогресс" и ГП "Искра".

Но нужно отчетливо понимать, что будущее военной авиации и соответствующего сегмента ОПК Украины во многом зависит от того, какую позицию в этом вопросе займет руководство государства. Ведь неслучайно эксперты отмечают, что самые серьезные разработки новых систем оружия украинские предприятия создавали без участия государства и соответствующего финансирования. К тому же мало радует избранный политический курс на членство в НАТО. Большинство руководителей предприятий "оборонки" считают, что вступление в НАТО негативно повлияет на ОПК, поскольку за последние 10 лет продажа украинского вооружения в Европу составляла лишь около 2,5% от общего объема спецэкспорта. На сегодняшний день европейские страны в авиационно-космической сфере интересуются лишь отдельными украинскими изделиями, такими как система защиты вертолетов от поражения ракетами или двигатель для нового ракетоносителя "Вега", а также возможностью использовать для перевозки войск и грузов тяжелую транспортную авиацию Украины. По остальным направлениям результаты сотрудничества выглядят более чем скромно.

И главное: фактическое отсутствие внутреннего рынка продукции военного назначения несет в себе угрозу потери позиций на мировом рынке оружия. Так что проблема оснащения авиационным вооружением и военной техникой ВСУ уже давно вышла из границ компетенции военного ведомства, превратившись в задачу общегосударственную. Это недавно подтвердил министр обороны Анатолий Гриценко: "Если не будет кардинально увеличено финансирование программ развития вооружения и военной техники, то буквально через два-три года мы будем на грани, когда не сможем защитить воздушное пространство, когда не сможем выполнить основные задачи".

Михаил ГОНЧАРЕНКО
Киев

Опубликовано в выпуске № 32 (198) за 22 августа 2007 года

 

 

Вниманию читателей «ВПК»

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц