Версия для печати

Страховка от угроз

Петров Николай
С точки зрения развития ОДКБ создание Коллективных сил оперативного реагирования - это не один, а минимум два шага вперед. Это фактически создание очень сильного по оснащенности, многофункционального потенциала, способного реагировать на любые вызовы и угрозы. Так кратко прокомментировал "ВПК" принятое главами государств-членов ОДКБ 4 февраля решение о создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) генеральный секретарь организации Николай Бордюжа. Что за этими словами?


КАК БУДУТ ФУНКЦИОНИРОВАТЬ КОЛЛЕКТИВНЫЕ СИЛЫ ОПЕРАТИВНОГО РЕАГИРОВАНИЯ ОДКБ?


С точки зрения развития ОДКБ создание Коллективных сил оперативного реагирования - это не один, а минимум два шага вперед. Это фактически создание очень сильного по оснащенности, многофункционального потенциала, способного реагировать на любые вызовы и угрозы. Так кратко прокомментировал "ВПК" принятое главами государств-членов ОДКБ 4 февраля решение о создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) генеральный секретарь организации Николай Бордюжа. Что за этими словами?
{{direct_hor}}

С точки зрения развития ОДКБ создание Коллективных сил оперативного реагирования - это не один, а минимум два шага вперед.
Фото Леонида ЯКУТИНА
Напомним, что об особом внимании к силовой составляющей президенты стран, входящих в ОДКБ, заговорили еще в сентябре 2008 года. Прошедший непосредственно после событий в Южной Осетии саммит глав государств тогда однозначно подтвердил приверженность всех стран, входящих в организацию, линии на совершенствование системы коллективной безопасности. В этой связи президентами были даны поручения по отработке предложений, направленных на активизацию деятельности ОДКБ по основным направлениям работы: политическое и военное сотрудничество, противодействие вызовам и угрозам.

УРОКИ ЦХИНВАЛА

На реализацию этих поручений были нацелены заседания Совета министров обороны и Комитета секретарей советов безопасности ОДКБ, состоявшиеся в Ереване в конце ноября-начале декабря прошлого года.

Но главный импульс развитию системы коллективной безопасности был дан на декабрьском неформальном саммите глав государств-членов ОДКБ, прошедшем в Республике Казахстан. На встрече президенты договорились о создании коллективного силового потенциала организации, способного оперативно реагировать на любые категории существующих и потенциальных вызовов. Это касается военных и пограничных конфликтов, силового пресечения попыток террористических актов, проведения специальных операций по противодействию наркотрафику и другим видам организованной преступности.

На неформальном саммите были достигнуты принципиальные договоренности о создании Коллективных сил оперативного реагирования, в связи с чем генеральному секретарю организации совместно с аппаратами Советов безопасности были даны поручения в течение месяца подготовить необходимые нормативные правовые документы по созданию этих сил. А рассмотрение данного вопроса должно было стать главной темой внеочередного саммита Совета коллективной безопасности ОДКБ.

В рамках реализации принятого политического решения проведены консультации на уровне руководителей силовых ведомств государств-членов ОДКБ. На основе предложений государств и концептуальных подходов, отработанных секретариатом ОДКБ, и был подготовлен представленный президентам проект решения Совета коллективной безопасности ОДКБ о создании Коллективных сил оперативного реагирования.

НЕ ПУТАТЬ С КСБР

Что же такое КСОР?

В соответствии с решением глав государств в состав Коллективных сил оперативного реагирования будут входить только высокомобильные части и соединения вооруженных сил, оснащенные самым современным вооружением и военной техникой. Плюс к этому в состав сил будут входить и подразделения специального назначения из состава органов внутренних дел, органов безопасности и специальных служб, а также уполномоченных органов в сфере предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, отмечают военно-дипломатические эксперты "ВПК", у новых сил как минимум три принципиальных отличия от уже более пяти лет имеющейся в формате организации структуры с почти аналогичным названием - Коллективные силы быстрого развертывания. Во-первых, численный состав. Если в КСБР входят батальоны, то в КСОР сразу заложены понятия "соединения" и "части". Во-вторых, в КСБР нет сил специального назначения. Третье принципиальное отличие - Коллективные силы быстрого развертывания предназначались прежде всего для противостояния военным или пограничным конфликтам. КСОР же должны быть готовы не только к такому противостоянию, но и к пресечению деятельности террористических и экстремистских группировок, противодействию наркотрафику, другим видам организованной преступности.

Последнее, подчеркнем, отличает создаваемые силы и от имеющихся в формате ОДКБ объединенных группировок войск: Кавказская (российско-армянская) и Восточно-Европейская (российско-белорусская) объединенные группировки войск - это, как говорят, силы на случай "большой войны". В их состав входят общевойсковые, артиллерийские, бронетанковые, авиационные и другие части и соединения, предназначенные прежде всего для отражения внешней агрессии. КСОР станут новой компонентой этих группировок, предназначенной для противодействия не только военным угрозам и вызовам.

Но опыт КСБР не будет забыт. Наоборот, как подчеркивалось на саммите, КСОР будут создаваться именно на базе Коллективных сил быстрого развертывания. Прежде всего на их нормативной базе. Сегодня именно в формате КСБР законодательно отработаны и согласованы такие сложнейшие вопросы, как передислокация воинских формирований из одной страны в другую, перевозка вооружений и боеприпасов, юридический статус военнослужащих, принимающих участие в действиях на территории другой страны-члена ОДКБ и др.

Скорее всего, учитывая именно эту отработанную юридическую базу, главы государств и дали секретариату ОДКБ столь малый срок - всего три месяца - на разработку нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность КСОР. Это вопросы численности, применения, управления, обеспечения, подготовки и многие другие.

При этом уточним, что 4 февраля президенты приняли лишь политическое решение о создании Коллективных сил. Но есть, как отмечают в секретариате ОДКБ, концептуальные подходы к формированию КСОР, над которыми еще предстоит поработать.

ЧИСЛЕННОСТЬ КСОР

Пока есть предварительная договоренность о примерном уровне национальных формирований, выделяемых в состав Коллективных сил оперативного реагирования: дивизия, бригада, отдельный полк или отдельный батальон. Подчеркнем: речь идет о войсковой компоненте. Все зависит от возможностей государства. Понятно, что Киргизия, например, не может выделить дивизию или бригаду, т.к. у нее просто нет формирований такого уровня. Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев заявил о готовности России выделить в состав КСОР воздушно-десантную дивизию и отдельную десантно-штурмовую бригаду. Руководство Казахстана говорит о бригаде специального назначения.

УПРАВЛЕНИЕ КСОР

Предварительно принято решение о создании органа управления КСОР на базе Объединенного штаба ОДКБ. Это будет своеобразное ядро системы управления, которое и станет заниматься отработкой документов по применению Коллективных сил, организацией их подготовки и т.д. А в случае кризисных ситуаций на базе этого ядра будет разворачиваться полноценное командование, во главе скорее всего с представителем государства, на территории которого будут действовать КСОР.

Почему пока создается только ядро управления? Исходя из поставленных главами государств перед КСОР задач управление ими должно быть весьма многочисленным. По оценкам экспертов, не менее ста человек. Понятно, что содержать в мирное время такую структуру весьма накладно.

Принципиальное же решение о применении или неприменении КСОР будет принимать только Совет коллективной безопасности (СКБ), членами которого являются главы государств, входящих в ОДКБ. Насколько оперативно будет это решение? Как пояснили "ВПК", решение может быть принято как в ходе экстренного заседания СКБ, так и в ходе телефонной конференции, т.е. буквально в режиме on-laine.

ПРИВЕДЕНИЕ В ДЕЙСТВИЕ КСОР

Любая кризисная ситуация в зоне ответственности ОДКБ, требующая применения силового потенциала, может стать предметом рассмотрения Советом коллективной безопасности. Это может быть пограничный конфликт, террористическая атака, чрезвычайная ситуация природного или техногенного характера, захват заложников:

Как отмечают в секретариате ОДКБ, при отработке концептуальных подходов к созданию КСОР и подготовке предложений главам государств в первую очередь анализировались уже имевшие место на постсоветском пространстве конфликты. Не только вооруженные и пограничные (например, в августе прошлого года в Южной Осетии, в 1999-2000 гг. в Киргизии, в районе Баткена), но и террористические (Беслан, "Норд-Ост"): Именно для того чтобы можно было реагировать на весь спектр имеющихся и потенциальных вызовов и угроз. Так определили задачу президенты на неформальном саммите в конце декабря прошлого года в Казахстане. Также было предложено в состав КСОР кроме общевойсковых частей включить силы специального назначения, в том числе МЧС.

ФИНАНСИРОВАНИЕ КСОР

В решении, подписанном президентами, зафиксировано, что финансирование частей КСОР, их оснащение и снабжение будут осуществляться государствами, выделившими их в состав Коллективных сил.

При этом на итоговой пресс-конференции президент Российской Федерации заявил о готовности России оказать своим союзникам всю возможную помощь в оснащении частей КСОР самыми современными образцами вооружения и военной техники. Дмитрий Медведев подчеркнул, что КСОР должны стать "визитной карточкой" ОДКБ.

ЗАДАНИЕ НА ЗАВТРА

Справедливости ради отметим, что принятие решения о создании КСОР не прошло на ура. По информации военно-дипломатических источников, Республика Таджикистан, например, до последнего момента отказывалась от участия в создании КСОР. И только после беседы в "узком составе" с главами государств президент РТ Эмомали Рахмон принял решение присоединиться к инициативе.

Республика Узбекистан подписала документ с оговорками. По мнению Ташкента, на данном этапе нецелесообразно включать в состав КСОР на постоянной основе силы специального назначения. Их участие, считает Ислам Каримов, должно определяться отдельными решениями СКБ. Но, как считают эксперты, оговорка Ташкента не станет препятствием в реализации инициативы. Ведь в целом Узбекистан поддержал идею создания КСОР и заявил о готовности выделить в их состав армейскую компоненту.

Уже после саммита пресс-секретарь МИД Республики Беларусь заявил, что Минск не намерен направлять своих военнослужащих, даже из состава КСОР, для участия в военных конфликтах за пределами Белоруссии.

Но и здесь наши эксперты не видят проблем. Во-первых, президент Республики Беларусь Александр Лукашенко подписал решение о создании КСОР без каких-либо оговорок. А во-вторых, это сегодня белорусское законодательство запрещает направление военнослужащих в "горячие точки" за пределы национальной территории. Но в одном из пунктов принятого президентами решения говорится о необходимости внесения в национальные законодательства соответствующих изменений, обеспечивающих оперативность применения сил и средств, выделяемых в состав КСОР.

К тому же в КСОР будет не только армейская составляющая, но и силы специального назначения. Сегодня же и представители МЧС, и представители правоохранительных органов Белоруссии участвуют в международных операциях за пределами республики. Да и в составе Минобороны РБ есть подразделение, подготовленное по миротворческой программе ООН.

Николай ПЕТРОВ

Опубликовано в выпуске № 6 (272) за 18 февраля 2009 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц