Версия для печати

Ушли, но лучше вернуться

Мозговой Александр
Уикенд 19-20 мая в южной части Южно-Китайского моря выдался горячим. И вовсе не по погодным условиям. В тропических водах холодно не бывает. Там состоялись многонациональные военно-морские учения, в которых приняли участие боевые корабли ВМС Сингапура и США, Индии и Франции, Японии и Австралии, Новой Зеландии и Южной Кореи, а также Китайской Народной Республики. Столь пестрый состав не должен удивлять. Главная цель маневров - отработка совместных действий флотов разных стран по борьбе с пиратством и отражению террористических вылазок, при ликвидации стихийных бедствий и оказании гуманитарной помощи.


В БЛИЖАЙШЕЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ РАСХОДЫ СТРАН АЗИИ НА СТРОИТЕЛЬСТВО БОЕВЫХ КОРАБЛЕЙ СОСТАВЯТ 84 МЛРД. ДОЛЛАРОВ


Уикенд 19-20 мая в южной части Южно-Китайского моря выдался горячим. И вовсе не по погодным условиям. В тропических водах холодно не бывает. Там состоялись многонациональные военно-морские учения, в которых приняли участие боевые корабли ВМС Сингапура и США, Индии и Франции, Японии и Австралии, Новой Зеландии и Южной Кореи, а также Китайской Народной Республики. Столь пестрый состав не должен удивлять. Главная цель маневров - отработка совместных действий флотов разных стран по борьбе с пиратством и отражению террористических вылазок, при ликвидации стихийных бедствий и оказании гуманитарной помощи.
{{direct_hor}}
Посмотреть картуОстрова Южно-Китайского моря
Графика Татьяны ТКАЧ

Район учений также выбран неслучайно. Во-первых, узкий Малаккский пролив, связывающий Южно-Китайское и Андаманское моря, - одна из наиболее напряженных морских коммуникаций международной торговли. Достаточно сказать, что четыре пятых всей импортируемой КНР нефти проходит через это "бутылочное горлышко". Пираты давно облюбовали Малаккский пролив и примыкающие акватории Тихого и Индийского океанов для своего преступного промысла. Как известно, опасно "шалят" там и террористы. Во-вторых, разрушительное цунами, случившееся в декабре 2004 г. в этом регионе и унесшее жизни сотен тысяч человек, убедительно подтвердило, что наиболее эффективная помощь пострадавшим может быть оказана именно с моря. Наконец, в-третьих, корабли, принимавшие участие в маневрах, были гостями состоявшейся 15-18 мая в Сингапуре международной выставки IMDEX Asia 2007 ("Морская оборона Азии-2007"). Маневры стали как бы неофициальным, но очень ярким финалом крупнейшего в Южной и Юго-Восточной Азии и на Дальнем Востоке военно-морского форума.

В работе выставки приняли участие 136 компаний более чем из 20 стран, а в гавани Чанги ВМС Сингапура собрались 22 корабля под флагами 14 государств. Кроме специалистов и гостей, форум посетили около 60 VIP-делегаций. Столь большое внимание к IMDEX Asia, проводившейся в шестой раз, объясняется в первую очередь огромной емкостью регионального рынка военно-морской техники. Достаточно сказать, что сейчас флоты азиатских государств ежегодно затрачивают 14 млрд. долларов на строительство новых кораблей, в то время как США - 11,5 миллиарда, а страны Западной Европы - 10 миллиардов. А в ближайшее десятилетие, по самым скромным прогнозам, региональные расходы на приобретение военно-морской техники составят 108 млрд. долларов против 105 млрд. в США и 99 млрд. в Западной Европе. На 84 млрд. долларов азиатские страны закупят 83 подводные лодки и 151 противолодочный корабль. Флоты пополнятся более 80 десантными кораблями. Значительные средства будут затрачены на пополнение боевыми и патрульными катерами.

Как известно, высшее российское политическое руководство уделяет большое внимание развитию разносторонних связей с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), в том числе и по линии военно-технического сотрудничества. Об этом свидетельствуют итоги визитов президента Владимира Путина и первого вице-премьера Сергея Иванова в страны АТР. Но вот в этом году Россия впервые не была представлена на IMDEX Asia. Почему? Самое распространенное объяснение сводится к тому, что выставка в Сингапуре по времени очень близка к Международному военно-морскому салону (МВМС) в Санкт-Петербурге и поэтому, мол, наше участие в "Морской обороне Азии" ослабило бы интерес зарубежных специалистов к российской военно-морской технике, которая будет демонстрироваться в северной столице в конце июня. Думается, этот мотив ошибочен.

Следует обратить внимание на разный характер двух мероприятий. IMDEX Asia - это выставка преимущественно покупателей военно-морской продукции, а МВМС - салон ее продавцов, главным образом российских. Сегодня отечественные конструкторские бюро и судостроительные заводы демонстрируют широкую гамму военно-морской техники, на которую, безусловно, есть значительный спрос в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Однако на последней выставке в Сингапуре делегации из стран АТР проявили интерес не к российским неатомным подводным лодкам проекта 636 и семейства "Амур", поскольку таковых там просто не было, а к немецким типа 214 и французским типа Scorpene и Merlin. Вместо российских малых субмарин П-550 и П-750 им пришлось знакомиться с новейшей, но не лучшей французской разработкой ПЛ SMX 23. Вместо фрегатов, корветов и ракетных катеров, спроектированных Северным ПКБ, ЦМКБ "Алмаз" и Зеленодольским ПКБ, авианесущих и десантных кораблей Невского ПКБ на IMDEX Asia доминировали предложения немецкого концерна ThyssenKrupp, французского DCNS, британского BAE Systems, американских корпораций Lockheed Martin, Raytheon и Northrop Grumman, испанской фирмы Navantia. Между тем российская военно-морская продукция совсем не уступает западной, а по цене она и вовсе предпочтительнее. Но знают ее хуже. И участие в сингапурской выставке позволило бы закрепить ранее установленные связи, обрести новые и в конечном счете привлечь внимание к тому же петербургскому Международному военно-морскому салону, где можно не только развить знакомство, но и перейти к конкретным переговорам. То есть участие в IMDEX Asia вызвало бы "кумулятивный эффект" интереса к МВМС.

В 2000 г. Россия "пропустила" такую важную военно-морскую выставку, как Euronaval, ссылаясь на то, что дескать эта "тусовка" в "сухопутном" Париже проводится в интересах западных компаний. Но подобного рода мероприятия всегда проводятся в чьих-либо интересах. Тут главное - не упустить свою выгоду. Надо отдать должное - соответствующие российские инстанции быстро поправились и в 2002 г. Россия вернулась на Euronaval. Остается надеяться, что поправки будут внесены и в отношении к IMDEX Asia. А то свято место пусто не бывает. Китай, который ранее игнорировал сингапурский форум, теперь усердный его участник. И результат налицо. Пекин - крупнейший импортер российской военно-морской техники - становится в ряд ведущих экспортеров кораблей флотам государств Азиатско-Тихоокеанского региона, о чем свидетельствуют сделки на поставку фрегатов и патрульных кораблей открытого моря Пакистану и Таиланду.

Да, конкуренция между продавцами военной техники в АТР жесткая. Но нет никаких оснований от нее отказываться.

Александр МОЗГОВОЙ

Опубликовано в выпуске № 20 (186) за 30 мая 2007 года

Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц