Версия для печати

Создание танка Т-55 и саботаж в сборочном цехе

Трудоемкость изготовления Т-55 и Т-62 была одинаковой, но цена Т-62 была выше на 15%
Кустов Максим

Общеизвестно, что советский средний танк Т-55  был создан на базе танка Т-54. Воспоминания знаменитого танкового конструктора Леонида Николаевича  Карцева помогают понять, как процесс превращения Т-54 в Т-55  начался «снизу»  без указаний «сверху»,  и с каким неожиданным противодействием пришлось столкнуться при  производстве нового танка. 

«Объект 155»


В описываемый период Карцев был генеральным конструктором «Уралвагонзавода»: «Как-то в Челябинске начальник бюро автоматики танкового КБ Сильченко рассказал мне, что он разработал для тяжелого танка автоматическую систему противопожарного оборудования, а кировцы (Ленинградский Кировский завод – ЛКЗ) не хотят ее внедрять. Я попросил его передать нам один комплект этой аппаратуры для испытаний. Вскоре мы испытали ее, установив на танке Т-54, и получили хорошие результаты.


Почти одновременно с этим из Харькова приехал начальник бюро трансмиссии и привез чертежи планетарной бортовой передачи, которая обещала быть значительно долговечнее цилиндрической. Испытатели с кубинского танкового полигона предложили вместо дымовых шашек установить термическую дымовую аппаратуру (ТДА). Так у нас образовался солидный задел для внедрения в производство.


Зрела мысль ввести эти новшества одновременно с накопленным заделом своих технических решений. И.В. Окунев (Иван Васильевич Окунев – директор «Уралвагонзавода» – М.К.)  также отнесся к идее с энтузиазмом, но попросил… сделать так, чтобы введение всех намечаемых новшеств проходило не как модернизация, а как создание нового танка. Разделили обязанности: я отвечаю за конструкции и за результаты испытаний опытных образцов, Окунев – за внедрение в производство... Новой разработке присвоили название «объект 155». 


Разработка оказалась успешной, и в середине 1957 года «объект 155» был принят на вооружение под названием «танк Т-55». Серийное производство планировалось начать с 1 января 1958 года.


Рабочие фальсифицируют ситуацию с укладкой выстрелов


«С началом производства танка Т-55 много было нареканий со стороны рабочих на укладку выстрелов вдоль перегородки моторного отделения. Рабочие жаловались на сложность подгонки перекладин, устраняющих касание снарядов друг о друга. Исследовав этот вопрос, я заподозрил, что рабочие-сборщики преследовали свои цели: добиться увеличения нормативов времени на подгонку. На рапортах в сборочном цехе этот вопрос поднимался ежедневно. Директор меня поругивал... Наконец, терпение мое лопнуло, и я решил доказать, что рабочие фальсифицируют ситуацию. После смены мы с конструкторами В.О. Дроботенко и Н.Н. Поповым пришли в цех и начали подгонять злополучные укладки. Работа оказалась не из легких: подгонишь перекладину, чтобы устранить касание снаряда в одном месте, а оно появляется в другом. Провозились мы с этим делом всю ночь, но стабильности в работе добились и две укладки сдали военпреду. На утреннем рапорте военпреды рассказали об этом директору. Реакция была соответствующая. Он обвинил работников сборочного цеха в саботаже и дал указание главному технологу завода срочно сделать в цехе-изготовителе макет укладки и проводить там подгоночные работы. Вопрос об этой действительно сложной укладке выстрелов больше не поднимался».


Завод за танки должен еще доплачивать? 


При этом надо отметить, что у работников сборочного цеха были веские причины попытаться заморочить голову начальству, добиваясь максимального увеличения нормативов времени на подгонку перекладин. Они заботились о будущем…


Карцев писал: «Тогда ежегодно в феврале директивным порядком нормы выработки ужесточались на 15%. Если за изготовление какой-то детали платили, например, один рубль, то с 1 марта уже 85 копеек, а в следующем году 72 копейки и т.д».


Возникает вопрос – а если 7 лет подряд ежегодно расценки снижать, что же получится? Ужесточение на 105%?


 Неслучайно  один из коллег Карцева как-то при очередном снижении расценок пошутил: «Я уже много лет работаю на заводе, нормы каждый год ужесточаются, теперь завод за танки должен еще доплачивать, а не получать деньги». 


Разумеется, до того, чтобы доплачивать за собственноручно изготовленную деталь дело не доходило. Выходы из этой ситуации находили: «Чтобы завод работал с прибылью, шли двумя путями: снижали трудоемкость изготовления за счет внедрения нового, более производительного оборудования или внедряли в производство новые образцы, закладывая в нормы «жирок» для их дальнейшего ужесточения. Например, трудоемкость изготовления танков Т-55 и Т-62 была практически одинаковая, а в связи с улучшением боевых характеристик последнего цена на него была на 15% выше, чем на танк Т-55».


Понятно, что и ранее боевые характеристики новых машин по сравнению со стареющими  предшественниками   улучшались, что и создавало «жирок», имея который можно было идти на ужесточение норм. Так и работала военная промышленность  до 1965 года, когда в рамках так называемой косыгинской  реформы ежегодное директивное снижение трудоемкости отменялось…


Максим Кустов

Loading...
Загрузка...
Аватар пользователя Солониковед_mf21
Солониковед_mf21
29 октября 2017
ежегодно в феврале директивным порядком нормы выработки ужесточались на 15%. Если за изготовление какой-то детали платили, например, один рубль, то с 1 марта уже 85 копеек, а в следующем году 72 копейки и т.д. Эта удивительная схема, была выдающимся изобретением Промпартии, результатом работы такой схемы, стал регресс запушенный в ВПК, а затем и во всей промышленности СССР.
Аватар пользователя Солониковед_mf21
Солониковед_mf21
18 января 2018
директор «Уралвагонзавода» попросил сделать так, чтобы введение новшеств проходило не как модернизация Т-54, а как создание нового танка. А как же недрёманное око, крагагай гэбни?
Аватар пользователя Солониковед_mf21
Солониковед_mf21
29 октября 2017
ежегодно в феврале директивным порядком нормы выработки ужесточались на 15%. Если за изготовление какой-то детали платили, например, один рубль, то с 1 марта уже 85 копеек, а в следующем году 72 копейки и т.д. Эта удивительная схема, была выдающимся изобретением Промпартии, результатом работы такой схемы, стал регресс запушенный в ВПК, а затем и во всей промышленности СССР.
Аватар пользователя Солониковед_mf21
Солониковед_mf21
18 января 2018
директор «Уралвагонзавода» попросил сделать так, чтобы введение новшеств проходило не как модернизация Т-54, а как создание нового танка. А как же недрёманное око, крагагай гэбни?

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц