Версия для печати

Как в советских ВВС горбачевская перестройка начиналась

Оставить в эскадрильях только летный состав, а остальных отделить от летчиков
Морозов Николай

Когда в 1985 году в СССР появился новый Генеральный секретарь ЦК КПСС вряд ли кто-то мог заподозрить, что его бурная деятельность по перестройке всего на свете закончится исчезновением и СССР, и КПСС. 

Не обошла стороной перестройка и военную авиацию. Вот как  начальный этап этого разрушительного процесса описал   Герой Советского Союза, бывший заместитель Главнокомандующего ВВС СССР Василий Решетников:


«Когда после смерти Брежнева вслед за ним ушли дуплетом еще два генсека, на политическом небосклоне вдруг просквозил непривычно свежий ветерок. Зазвучало новое слово «перестройка». Партийные комитеты, ловкие на всякого рода почины и начинания, подхватили его с великим энтузиазмом, мгновенно и привычно превратив всю суть Апрельского пленума в очередное мероприятие. Секретари сели за планы, развернули разъяснительную работу, созывают собрания и активы.


Знали бы они, чем все это обернется и куда покатится! Но этого не знал никто. Даже новый генсек!


Командиры и политработники ВВС, раздумывая над необычной оказией, поначалу растерялись, какие там перестройки могут быть у нас в ВВС? Но сидеть сложа руки тоже вроде бы негоже. «Довести до сознания» — это дело, но... звучит уж очень непредметно. Надо что-то придумать».


 Стали ломать по живому


А что тут можно придумать предметного? Нелепее ведь задачи не придумаешь. Изволь перестраиваться, если никто толком не понимает, чего от него хотят. И все-таки решение было найдено:


«Нашлись чудаки на стороне — в министерской службе безопасности полетов. Те решили, что перестройку лучше всего обозначить изменением организационно-штатной структуры. Скажем, оставить в эскадрильях только летный состав, а остальных отделить от летчиков и свести в отдельные технические подразделения. На эту выдумку даже в Главпуре клюнули, все-таки конкретное воплощение идеи перестройки. Боевая подготовка и инженерная служба восстали, но их осадили, обвинив в косности и непонимании требований партии. Нажим нарастал. Отбиться не удалось. Для начала провели эксперимент, стали ломать по живому. Боль оказалась шоковой и неутихающей. Спустя небольшой срок пришлось отступить». 


Оставить в эскадрильях только летный состав – сильная идея. Надо полагать, что в Главпуре очень радовались, додумавшись до «конкретного воплощения идеи перестройки». И вполне можно себе представить, какие именно выражения использовали в инженерных службах, обсуждая такое нововведение.


О дальнейшем углублении


А  «процесс пошел»,  как любил говорить Михаил Сергеевич Горбачев: «Меньше чем через год после пленума в управлении ВВС состоялось собрание партийного актива с повесткой дня: «О дальнейшем углублении перестройки и задачах... в свете...» и т. д. Что не было у нас никаких ее существенных признаков, это никого не смущало. Ораторы «рубали», как и встарь, не обращая внимания на суть вопроса. За столом президиума с неподвижным лицом, исполненным чувства собственного достоинства, восседал только что появившийся в ЦК молоденький петушок — инструктор отдела административных органов, курировавших ВВС. Своим присутствием он как бы осенял именем ЦК «правильности линии». Ни актив его ничем не смутил, ни он его. Все, как всегда. Как многие-многие годы прежде. Партийная жизнь, казалось, бесшумно скользила все в тех же привычных берегах, не предвещая грядущих потрясений. А между тем сквозь старые шлюзы родимого строя с нарастающим гулом прорывалась другая эпоха, и вернуть ее в прежнее русло теперь уже никому не удастся. Клонился к исходу 1986 год...».


Потом менялась политическая система в стране, молоденькие петушки – инструктора отдела административных органов ЦК избавлялись от партбилетов и становились неистовыми демократами. А ВВС в начале девяностых годов вступали в новую эпоху. Эпоху отсутствия горючего, денег у начфина и голодных семей летчиков…


Николай Морозов 

 

Loading...
Загрузка...
Аватар пользователя Солониковед_mf21
Солониковед_mf21
06 ноября 2017
только что появившийся в ЦК молоденький петушок — инструктор отдела административных органов, курировавших ВВС, а Потом молоденькие петушки – инструктора отдела административных органов ЦК избавлялись от партбилетов и становились неистовыми демократами. А крагагая гэбня, всё ждала и ждала приказа... от таких же петушков.
Аватар пользователя Герман Зубов
Герман Зубов
12 ноября 2017
Уважаемый автор, 1) Сколько бравых генералов от ВВС ушло в отставку, протестуя против подобных реформ? 2) Разделение летного и ИТС никакого отношения к политическим реформам не имеет (как и многократное слияние ПВО и ВВС). И в этом разделении была логика. Заинтересованность командиров (летчиков) в производстве максимального количества полетов (в т.ч. за счет сокращения времени на все виды подготовки) входила в противоречие с интересами подчиненного им ИТС - обеспечении безаварийности эксплуатации. 3) Военный бюджет при Горбачеве достиг максимума за всю послевоенную историю СССР. И задержки с зарплатами обусловлены не реформами, а отсутствием реальных реформ в экономике.
Аватар пользователя Солониковед_mf21
Солониковед_mf21
06 ноября 2017
только что появившийся в ЦК молоденький петушок — инструктор отдела административных органов, курировавших ВВС, а Потом молоденькие петушки – инструктора отдела административных органов ЦК избавлялись от партбилетов и становились неистовыми демократами. А крагагая гэбня, всё ждала и ждала приказа... от таких же петушков.
Аватар пользователя Герман Зубов
Герман Зубов
12 ноября 2017
Уважаемый автор, 1) Сколько бравых генералов от ВВС ушло в отставку, протестуя против подобных реформ? 2) Разделение летного и ИТС никакого отношения к политическим реформам не имеет (как и многократное слияние ПВО и ВВС). И в этом разделении была логика. Заинтересованность командиров (летчиков) в производстве максимального количества полетов (в т.ч. за счет сокращения времени на все виды подготовки) входила в противоречие с интересами подчиненного им ИТС - обеспечении безаварийности эксплуатации. 3) Военный бюджет при Горбачеве достиг максимума за всю послевоенную историю СССР. И задержки с зарплатами обусловлены не реформами, а отсутствием реальных реформ в экономике.

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...