Версия для печати

Еще один референдум

Корбут Андрей
Блокада Приднестровья активизировала в Тирасполе сепаратистские настроения. Глава Приднестровской Молдавской Республики Игорь Смирнов обратился в Верховный Совет ПМР с инициативой об отмене принятого 6 января 1993 г. постановления "Об образовании Молдавской конфедерации". Как сообщил журналистам председатель парламентской комиссии по внешней политике и международным связям Сергей Чебан, комиссия рассмотрела инициативу президента и рекомендует Верховному Совету отменить постановление 1993 г., предусматривающее создание конфедерации из двух государств - ПМР и Республики Молдова. Члены комиссии констатировали, что документ потерял свою актуальность с учетом того, что Молдавия взяла курс на силовое подчинение ПМР.


ТИРАСПОЛЬ ВЫДВИГАЕТ НОВЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ВЫХОДУ ИЗ СОСТАВА МОЛДАВИИ


Блокада Приднестровья активизировала в Тирасполе сепаратистские настроения. Глава Приднестровской Молдавской Республики Игорь Смирнов обратился в Верховный Совет ПМР с инициативой об отмене принятого 6 января 1993 г. постановления "Об образовании Молдавской конфедерации". Как сообщил журналистам председатель парламентской комиссии по внешней политике и международным связям Сергей Чебан, комиссия рассмотрела инициативу президента и рекомендует Верховному Совету отменить постановление 1993 г., предусматривающее создание конфедерации из двух государств - ПМР и Республики Молдова. Члены комиссии констатировали, что документ потерял свою актуальность с учетом того, что Молдавия взяла курс на силовое подчинение ПМР.
{{direct_hor}}

Президент ПМР Игорь Смирнов готов еще раз объявить о независимости Приднестровья.
Фото Игоря ВАСИЛЬЕВА
Лидеры Приднестровья также предлагают осуществить идею вхождения ПМР в состав Союзного государства России и Белоруссии. Об этом было, в частности, сказано в телеграмме Игоря Смирнова президенту РФ Владимиру Путину в связи с 10-й годовщиной Союза России и Белоруссии. А сформированный в Тирасполе Антиблокадный координационный совет (АКС-2006) считает необходимым провести в ПМР референдум, включив в опросный лист вопрос: "Согласны ли вы, чтобы суверенная и независимая Приднестровская Молдавская Республика вошла в состав Российской Федерации, как официальной правопреемницы Союза Советских Социалистических Республик, и Союзного государства России и Белоруссии?". Это, по мнению АКС, является "органичным продолжением политической линии президента и руководства ПМР и соответствует историческим реалиям".

ОТВЕТ НА БЛОКАДУ

Все, как известно, началось после введения Украиной "новых таможенных правил" в отношении ПМР. Еще в конце 2005 г. Киев и Кишинев заключили соглашение о новых правилах транзита приднестровских товаров. Все грузы, идущие из непризнанной республики, могут пересекать границу Украины только после оформления на молдавской таможне. Новый порядок транзита через молдавско-украинскую границу предусматривает, что потребительские товары должны следовать в Приднестровье только через молдавские пункты пропуска и при этом облагаться 20% налогом на добавленную стоимость, акцизами и таможенными пошлинами. 3 марта в Киеве было подписано соответствующее распоряжение на этот счет.

Потери непризнанной республики за месяц экономической блокады составили более 75 млн. долларов. Простаивают крупные бюджетообразующие предприятия - Тираспольский электроаппаратный завод, завод металлоизделий и "Молдавкабель", а более 9 тыс. человек отправлены в вынужденный отпуск. Поэтому понятно, почему ответ Тирасполя не заставил себя долго ждать. Практически сразу был созван VI чрезвычайный съезд депутатов всех уровней ПМР, участники которого приняли решение провести референдум об отделении Приднестровья от Молдавии и государственной независимости. Участники съезда постановили провести референдум под эгидой ООН и обратились в российскую Госдуму и Верховную Раду Украины с просьбой инициировать вопрос о признании независимости республики.

Председатель Верховного Совета ПМР Евгений Шевчук заявил, что сами жители региона свою судьбу давно решили, провозгласив в сентябре 1990 г. независимую республику и поддержав это решение в ходе всенародного голосования, а нынешний референдум рассчитан прежде всего на международное сообщество.

КИЕВ МЕНЯЕТ ПОЗИЦИЮ

Москва на "блокадное" решение Украины и Молдавии отреагировала очень резко. Министерство иностранных дел РФ призвало Кишинев и Киев пересмотреть введенный для Приднестровья таможенный режим, называя его попыткой экономического давления на Тирасполь. Госдума РФ в своем постановлении также прямо указала, что "наведение порядка на границе", как это утверждают власти Украины и Молдавии, на самом деле есть не что иное, как применение экономических санкций в отношении ПМР.

Москва продемонстрировала свою позицию и Совету Европы, который безоговорочно поддержал Кишинев и Киев. На недавнем заседании Постоянного совета ОБСЕ представитель России Алексей Бородавкин заявил, что РФ выражает серьезную озабоченность обострением обстановки вокруг Приднестровья. "То что порой преподносится как "техническая таможенная мера", на самом деле представляет собой неприемлемую попытку давления на одну их сторон конфликта, а именно Приднестровье, с использованием экономических рычагов, - говорил он. - Как сопосредник в процессе приднестровского урегулирования, Россия выражает серьезную озабоченность этими действиями, спровоцировавшими обострение обстановки в регионе, рост противостояния сторон в конфликте, срыв переговорного процесса".

Но в данной ситуации куда более интересно поведение Украины. Ведь еще совсем недавно Киев был гарантом процесса урегулирования конфликта и мог стать одним из ведущих посредников. Но, как видно, теперь у Виктора Ющенко иные планы. Характерно, что конструктивный переговорный процесс между Кишиневом и Тирасполем начался лишь в октябре прошлого года. И не без помощи Киева.

Тут следует напомнить, что еще в 2004 г. Молдавия ввела экономические санкции против ПМР и вышла из переговорного процесса по урегулированию конфликта. Поводом к таким действиям Кишинева стало закрытие в Приднестровье школ с преподаванием молдавского языка на основе латинской графики. Жесткие шаги Молдавии можно было прогнозировать, особенно после срыва в конце 2003 г. подписания меморандума "Об основных принципах государственного устройства объединенного государства" (так называемого "меморандума Козака"). Согласно этому плану Молдавия должна была стать федерацией, при этом двум ее субъектам - Приднестровью и Гагаузии - предоставлялись особые права. В меморандуме было четко прописано, какие решения Кишинев может принимать самостоятельно (управление госсобственностью, валютное регулирование, внешняя политика и т.д.), а какие - только с согласия Тирасполя (таможенное регулирование, недра, федеральный бюджет, энергосистема, избирательное право, правоохранительная система). Как не раз тогда подчеркивал Дмитрий Козак, и лидер ПМР Игорь Смирнов, и президент Молдавии Владимир Воронин говорили о конструктивности предложения России и даже предварительно поставили свои подписи на документе. Однако после визита к Воронину "некоего западного дипломата" глава Молдавии пошел на попятную.

И вот в апреле прошлого года очередной план урегулирования конфликта предложил не кто иной, как Виктор Ющенко. А в декабре 2005-го, как раз после возобновления переговоров, он даже заручился поддержкой Владимира Путина, воспринявшего новый мирный план по Приднестровью "как важную основу, позволившую разблокировать переговорный процесс и придать ему новый импульс". Россия даже согласилась на трансформацию миротворческой операции в регионе в "мирогарантийную под эгидой ОБСЕ по итогам приднестровского урегулирования".

Но все это Украина вскоре сама и испортила.

ВОЕННЫЙ ФАКТОР

До сих пор открытым остается и вопрос о вывозе из ПМР боеприпасов и военного имущества бывшей 14-й армии, после распада СССР перешедших в собственность РФ. По словам командующего оперативной группировкой российских войск в Приднестровье генерал-майора Бориса Сергеева, на складах хранится порядка 19 тыс. тонн боеприпасов и для их вывоза необходимо около 35 составов. Последний эшелон, напомним, был отправлен в Россию в марте 2004 г. Понятно, что главное препятствие этому процессу - нежелание Тирасполя, чтобы российские войска покидали ПМР. После введения блокады позиция Тирасполя выглядит уже вполне логичной. Ведь не исключено, что Молдавия может прибегнуть к силовому давлению. А до тех пор, пока в регионе находятся российские войска, этого не произойдет. Но нельзя сказать, что РФ идет на поводу у Тирасполя. Так, в 2004 г. Москва предприняла попытку списать Приднестровью часть долга за поставки газа в размере 100 млн. долларов, в результате чего в 2003 - начале 2004 гг. в Россию было отправлено более 40 эшелонов с боеприпасами (всего же с 1999 г. было отправлено около 60 эшелонов). Однако обострение отношений между ПМР и Молдавией вынудило Тирасполь вновь приостановить вывоз российского военного имущества.

В декабре прошлого года на заседании постоянного совета ОБСЕ в Вене делегации США и ЕС призвали Россию вывести войска в соответствии с обязательствами, взятыми ею в 1999 г. на Стамбульском саммите ОБСЕ. Этого же требовали и министры иностранных дел стран - членов НАТО. Участники альянса считают, что российская сторона должна немедленно возобновить вывоз вооружения из зоны приднестровского конфликта. По их мнению, выполнение Россией стамбульских решений создаст условия для того, чтобы государства НАТО и другие страны, подписавшие Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), ратифицировали его. Москва с такой позицией не согласна. Наш министр иностранных дел Сергей Лавров неоднократно называл неправомерной увязку так называемых стамбульских обязательств с ратификацией соглашения об адаптации ДОВСЕ.

Так что как ни прискорбно об этом говорить, но сегодня большинство экспертов просто не видят "света в конце туннеля", говоря о перспективах окончательного решения проблемы ПМР. Каждая из сторон конфликта, да и большинство посредников тоже, "тянут одеяло на себя". А итог? Тирасполем после введения Украиной "новых таможенных правил" прерван политический диалог с Кишиневом в рамках процесса приднестровского урегулирования в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье, Украина, Россия, ОБСЕ, ЕС и США). Намеченный на 4 и 5 апреля новый раунд переговоров был перенесен на неопределенное время. Зато набирают силу процессы, связанные с реальным отделением ПМР от Молдовы и формированием самостоятельного статуса этого государства по принципу Косово. Москва негласно поддерживает эти процессы.

Андрей КОРБУТ

Опубликовано в выпуске № 15 (131) за 19 апреля 2006 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц