Версия для печати

Здесь учат управлять как взводом, так и государством

Зубцов Николай
Военная академия Республики Беларусь создана в соответствии с Указом президента РБ №192 от 17 мая 1995 г. на базе двух училищ - Минского высшего инженерного зенитного ракетного и Минского высшего военного командного. Слияние некогда двух независимых вузов было обусловлено необходимостью полного перехода на самостоятельную подготовку офицерских кадров для всех видов Вооруженных Сил и других силовых структур. В настоящее время академия входит в число крупнейших вузов страны. О ее опыте в подготовке офицерских кадров корреспонденту "ВПК" рассказывает начальник академии генерал-майор Игнатий МИСУРАГИН.


В ВОЕННОЙ АКАДЕМИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОТКРЫВАЕТСЯ ФАКУЛЬТЕТ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА


Военная академия Республики Беларусь создана в соответствии с Указом президента РБ №192 от 17 мая 1995 г. на базе двух училищ - Минского высшего инженерного зенитного ракетного и Минского высшего военного командного. Слияние некогда двух независимых вузов было обусловлено необходимостью полного перехода на самостоятельную подготовку офицерских кадров для всех видов Вооруженных Сил и других силовых структур. В настоящее время академия входит в число крупнейших вузов страны. О ее опыте в подготовке офицерских кадров корреспонденту "ВПК" рассказывает начальник академии генерал-майор Игнатий МИСУРАГИН.
{{direct_hor}}
ЛИЧНОЕ ДЕЛО

МИСУРАГИН Игнатий Артемович


Генерал-майор Игнатий МИСУРАГИН.
Родился 6 февраля 1947 г. в Витебске. Окончил Калининградское высшее военное инженерное училище (1968 г.), Военно-инженерную академию им. Куйбышева (1974 г.), Военную академию Генерального штаба ВС СССР (1990 г.). Службу начал командиром инженерно-дорожного взвода. Затем - командир саперной роты, начальник инженерной службы бригады, командир инженерного дорожно-мостового батальона, начальник инженерной службы дивизии, начальник инженерной службы армии, заместитель командующего армией по воспитательной работе и кадрам, начальник инженерных войск ВС Республики Беларусь. С 2000 г. - начальник Военной академии Республики Беларусь. Кандидат военных наук, доцент. Награжден орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" III степени, орденом Республики Беларусь "За службу Родине" II степени.


- Игнатий Артемович, вашим российским коллегам, видимо, будет интересно узнать об организационной структуре вашей академии. В чем ее особенности?

- Особенность в том, что мы готовим специалистов практически для всех силовых ведомств ВС РБ. В организационную структуру академии входят командование военного вуза, управление, факультеты, общеакадемические кафедры, научные и другие подразделения обеспечения, центр обеспечения учебного процесса. Из факультетов - командно-штабной, общевойсковой, связи и автоматизированных систем управления, ПВО, авиационный, факультеты Внутренних и Пограничных войск, факультет по подготовке иностранных военнослужащих, факультет повышения квалификации и переподготовки кадров. С этого учебного года у нас открывается еще одно подразделение - факультет Генерального штаба. У нас 15 общеакадемических кафедр.

- По каким специальностям готовятся военные специалисты?

- На шести факультетах - общевойсковом, связи и АСУ, ПВО, ВВС, Пограничных и Внутренних войск - готовят специалистов по 24 специальностям и 30 специализациям. Наш военный вуз практически полностью обеспечивает потребность Вооруженных Сил и других силовых структур республики в офицерских кадрах. Так, подготовка офицеров с высшим военным специальным образованием для замещения первичных офицерских должностей (с присвоением звания "лейтенант") производится со сроком обучения 4 или 5 лет (в зависимости от специальности). По окончании вуза курсантам присваивается воинское звание "лейтенант" и выдается диплом о высшем образовании общегосударственного образца. А подготовка офицеров оперативно-тактического уровня проводится по пяти специальностям и более 10 специализациям. В течение 2 лет слушатели этого факультета получают высшее военное образование.

С 1 сентября, повторю, в академии начнет работу еще одно подразделение - факультет Генерального штаба. Здесь будут проходить подготовку офицеры оперативно-стратегического и стратегического уровня по специальности "Государственное и военное управление". Окончившие факультет Генштаба будут служить в подразделениях центрального аппарата Министерства обороны РБ и нашего Генерального штаба.

Занятия в военной академии проводят свыше 800 высококвалифицированных преподавателей. Среди них 19 докторов и 195 кандидатов наук, 28 профессоров и около 150 доцентов. Академия располагает необходимой материально-технической базой. Скажем, для эффективной подготовки курсантов факультета ПВО имеется современный компьютерный класс. Здесь будущие лейтенанты, адъюнкты, преподаватели факультета не только закрепляют свои теоретические знания в области современных технологий, но и выполняют лабораторные работы по специальным дисциплинам. В этом классе можно заниматься моделированием и расчетами курсового, дипломного проектирования, научными исследованиями. Групповые занятия с курсантами проводятся с использованием мультимедийной аппаратуры.

- А что касается военной науки - тут уже наработан какой-либо опыт?

- Дело в том, что основной военный научный потенциал республики сосредоточен как раз в академии. Основу научного коллектива вуза составляют ученые, вышедшие из Минского высшего инженерного зенитного ракетного училища. Многие из них в технической области давно завоевали передовые позиции еще в масштабах бывшего СССР. Большую известность, например, в том числе и за рубежом, приобрели достижения научных школ члена-корреспондента Национальной академии наук А. Широкова (системный анализ), члена-корреспондента Национальной академии наук В. Артемьева (АСУ), докторов технических наук В. Мищенко (вычислительные системы спецназначения), А. Охрименко (радиолокация) и других.

Примечательно, что многие разработки были защищены авторскими свидетельствами и внедрялись в серийные образцы военной техники. Так, разработки профессора кафедры приемопередающих устройств полковника Н. Слюсаря отмечены Государственной премией СССР в области науки и техники за 1989 г. и почетным званием "Заслуженный работник БССР". А разработки профессора В. Лапшина, защищенные авторскими свидетельствами, были внедрены в одну из серийно выпускаемых радиолокационных станций зенитной ракетной системы С-300.

Но нужно сказать и о том, что в 2005 году будущие лейтенанты участвовали в 4 международных и республиканских конкурсах, олимпиадах, где завоевали призовые места. У нас даже создан банк данных на одаренных курсантов, склонных к научной работе. Это позволило в минувшем году отобрать для обучения в магистратуре и адъюнктуре 9 выпускников.

- Насколько высока популярность вуза среди допризывной молодежи?

- Командование радует тот факт, что с каждым годом конкурс в вуз растет. Скажем, в 2005 году средний конкурс по академии составил 2,95 человека, впервые за время образования вуза превысив средний конкурс в республике на бюджетные места в государственных вузах. На факультетах же Внутренних и Пограничных войск он был еще выше. А среди девушек, пожелавших обучаться на факультете связи и АСУ, - 9 человек на одно место. По нашим прогнозам, в этом году средний конкурс возрастет и составит порядка 3,5 человека на место.

Этот конкурс сам по себе не растет. В академии создана и ежегодно реализуется система мероприятий профессионального отбора абитуриентов. На первом этапе формируется база данных в военных комиссариатах по месту жительства на всех абитуриентов из числа гражданской молодежи, желающих поступать в академию. Затем офицеры вуза, в том числе и профессорско-преподавательский состав, выезжают в военкоматы всех регионов республики для предварительного изучения морально-деловых качеств будущих абитуриентов. С ними проводится собеседование, анкетирование, другие мероприятия. Во взаимодействии с органами внутренних дел мы выявляем факты привлечения молодых людей к административной или уголовной ответственности.

Для нас очень важно, чтобы поступающие имели высокие морально-деловые качества, а также соответствующую общеобразовательную подготовку, четкое представление о военной профессии и выбранной специальности. На втором этапе по прибытии в академию абитуриенты проходят окончательный отбор. Он включает в себя углубленное медицинское освидетельствование, сдачу нормативов по физической подготовке, тестов на профессиональную пригодность, оценку уровня общеобразовательной подготовки.

Такой подход очень эффективен. Он дает возможность принять самых подготовленных (не только в теоретическом, но и морально-психологическом плане) юношей. А это гарантия того, что после окончания учебы из парня получится хороший офицер. Представьте: за 10 лет существования нашего авиационного факультета из числа курсантов летных специальностей по нежеланию учиться был отчислен лишь один(!) человек.

- И все-таки, Игнатий Артемович, в чем особенности организации учебного процесса в академии сегодня по сравнению, скажем, с тем периодом, когда вы сами были курсантом?

- Главная особенность в том, что сегодня учебный процесс строится с учетом современных требований, предъявляемых к военным специалистам. Сейчас, к примеру, будущие офицеры могут с помощью компьютерных программ моделировать различные виды боевых действий, делать сложнейшие расчеты и т. д. Многократно возросла информационная насыщенность лекций, семинаров. Курсанты за единицу времени получают несравнимо больший объем знаний, чем это было в наше время. В академии учебный процесс распределен таким образом, что примерно 40% времени отводится на теоретическую подготовку и 60% - на практическую выучку.

- А престижна ли учеба в Белоруссии для иностранцев?

- У нас тут давние традиции, которые были заложены еще в советское время. На факультете по подготовке иностранных военнослужащих за все время подготовлено около 4 тысяч иностранных военнослужащих из 28 стран. Из них, кстати, 53 стали кандидатами наук. Сегодня на этом факультете учатся слушатели и курсанты из 9 государств. Форма учебы у них разная. Одни проходят обучение по полной программе, другие - на различных кратковременных курсах по переподготовке и повышению квалификации.

- А на быт офицеры и курсанты не жалуются?

- Понятно, что на период обучения курсанты обеспечиваются всеми видами довольствия, им выплачивается стипендия. Старшекурсники (3 - 5 курсы) проживают в благоустроенном общежитии. Два раза в год (зимой и летом) курсантам предоставляется каникулярный отпуск продолжительностью 14 и 30 суток соответственно. Но разговор о подготовке офицеров для Вооруженных Сил Белоруссии хотел бы закончить словами великого русского писателя, мыслителя и офицера Льва Николаевича Толстого. Он так сказал об офицерах и армии: "Офицерство призвано защищать благо страны и народа через служение армии. Оно должно быть на своем посту сознательным слугой и должно пользоваться уважением и доверием своей страны и своего народа: Офицерский мундир должен быть символом порядочности во всех отношениях: воспитанности, просвещенности, чистоты, утонченности и вместе с тем всяческой силы и мужества".

Сегодня воины Вооруженных Сил РБ пользуются доверием и уважением белорусского общества. Не на словах, а на деле мы чувствуем заботу о "человеке с ружьем" и со стороны руководства республики. (Командир авиационной эскадрильи в ВС РБ получает примерно в два раза больше, чем командир российской воинской части в Барановичах. - Прим. авт.). Слова же великого русского писателя (о служении народу, воспитанности, просвещенности, силе и мужестве офицерства) являются для нас своеобразным кодексом чести и программой при подготовке будущих белорусских офицеров - защитников нашего Отечества и общего Союзного государства.

Николай ЗУБЦОВ
Минск

Опубликовано в выпуске № 15 (131) за 19 апреля 2006 года

 

 

Вниманию читателей «ВПК»

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц