Версия для печати

Рынок двойного назначения

Для повышения мобилизационной готовности нужен полный привод
Башинджагян Евгений
Фото: google.com

Отклик на статью «Танк на воздушной подушке»

Может возникнуть мысль о допустимости консервации неудовлетворительного состояния с мобильностью жителей множества населенных пунктов, замедления темпов дорожного строительства в огромной стране с сетью автотрасс, уступающей даже Японии.

450 миллиардов рублей, вложенных государством в 2017 году в содержание и прокладку безрельсовых магистралей, абсолютно оправданны. Но при этом должны быть осовременены и восстановлены требования СНИП с регламентацией грузовиков не по общей массе, а по нагрузке на ось. Кратно повышена ответственность подрядных организаций (вспомним телевизионные съемки откровенной халтуры при производстве ямочного ремонта в осенне-зимнее время). В сложном положении даже дороги федерального значения, что говорить о третьей или четвертой категориях. К сожалению, проблема не может быть решена даже в среднесрочной перспективе.

Цена машин двойного назначения должна быть одним из главных конкурентных условий при гарантированно низких эксплуатационных затратах

Авторская рекомендация сводится к замене автомобиля двойного назначения летательным аппаратом, позволяющим преодолевать большие расстояния «со средней скоростью движения до 150 километров в час», и т. д. Слов нет, развитие легкомоторной авиации абсолютно необходимо, но думать всерьез о создании аппаратов аналогичных характеристик для сельской семьи или командирской транспортной машины? Может быть, автор статьи вспомнил о некотором количестве летающих фермеров США, упустив из виду, что все они дальновидно обзавелись полнолитражными автомобилями, преимущественно пикапами, а дорожная сеть там лучшая в мире.

Кстати, если в статье «Волынские «Виллисы», вероятно, тот же автор не упоминал о гражданской версии внедорожника, то в рассматриваемой упускает уже его военную составляющую, особое значение которой в свете установок президента о повышении мобготовности страны очевидно.

Проблема мобильности жителей глубинки должна решаться всеми возможными, но реальными средствами. Периферия осталась без доступных, проверенных, массовых тяжелых мотоциклов с коляской («Урал», «Днепр»), в том числе по схеме 3x2 популярного гражданского внедорожника «Волынь» (ЛуАЗ-969) с новым двигателем, спрос на которые был велик. Последние остались за рубежом и, наверное, не производятся, «Урал» выпускается в очень малых сериях, УАЗы и «Нивы» массе жителей сел и малых городов не по карману. Остается модернизируемый, доступный по цене и быстро реализуемый на освоенной агрегатной базе джип ВАЗ-2122.

Чтобы понять остроту проблемы, надо представить себя или своих близких страдающими в одном из многих тысяч населенных пунктов, отстоящих на 20–50 километров от ближайшего фельдшерского поста, и наконец осознать, что речь не только о повышении качества жизни на периферии, но о большем. В этой связи любая транспортная альтернатива должна быть основана на здравом смысле и реализуема. Словесные экзерсисы на эту тему неуместны.

Привожу выдержку из материала по теме, направленную в компетентные органы. «О стратегии развития автомобильной промышленности и производства автокомпонентов в Российской Федерации на период до 2025 года. Проект распоряжения правительства РФ. Из раздела 1 предложений к проекту «О дополнениях в модельном ряде л/а и автобусов», сентябрь 2016 года. При весьма ограниченных капвложениях, как следствие использования незагруженных производственных мощностей, хорошей их сохранности, малых затратах на усовершенствование конструкции и массовой организации производства (2020-й – 70–80 тыс., 2025-й – не менее 200 тыс/год на одной платформе) внеконкурентный ценовой уровень предлагаемого семейства 4х4 обеспечивается высоким уровнем локализации, наличием национальной базы автокомпонентов, практически освоенными агрегатами и высокой унификацией с массовой продукцией ВАЗа.

Совмещение гражданской и военной составляющих проекта при их высокой унификации обеспечит соответственно и приемлемую цену. Именно цена машин двойного назначения должна быть одним из главных конкурентных условий при гарантированно низких эксплуатационных затратах. Новое семейство внедорожников существенно оживит внутренний рынок в первую очередь национального легавтопрома».

В особом внимании нуждается общественный транспорт на периферии. Базовый сценарий развития сегмента легких коммерческих автомобилей может быть дополнен автобусами – школьным на полноприводных шасси и грузопассажирским на шасси легкого полноприводного грузовика с утилитарными кузовами и низкими затратами на пассажироместо. Появление в парке к 2025 году до 20 тысяч этих машин могло бы снять остроту проблемы транспортной доступности на селе. Предлагаемые машины, не нашедшие отражения в проекте стратегии, востребованы и должны найти место в программах производства в рассматриваемый период.

Опубликовано в выпуске № 1 (714) за 10 января 2018 года

 

 

Вниманию читателей «ВПК»

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц