Версия для печати

Заработать на призывниках

Государство хочет как раньше, но в рыночных условиях
Малев Леонид

Отклик на статью «Нулевые резервы»

ДОСААФ России имеет насыщенную 90-летнюю историю («Приводной ремень социализма»). За эти годы в оборонном обществе были взлеты и падения, накопились проблемы, и мне, как заместителю председателя ДОСААФ России по финансовым и экономическим вопросам, приходится ежедневно с ними сталкиваться.

Под эгидой ДОСААФ работали детские и юношеские кружки по военно-техническим специальностям, авиационные и морские школы, водолазные клубы со своими бассейнами

Представим все нынешние проблемы ДОСААФ в виде треугольника, на вершинах которого сосредоточены три группы – финансовые, экономические и организационные. Конечно, все они переплетены в один клубок, в котором довольно сложно разобраться. Скажу о самых принципиальных вещах. ДОСААФ многие годы существовал в СССР в значительной мере за счет бюджетного финансирования, а также предоставления в пользование ему военной техники, военно-технического имущества и объектов недвижимости для выполнения как пропагандистских, так и прикладных функций. Велась популяризация военной службы, работа на повышение авторитета армии, авиации и флота в глазах населения. Прикладная функция реализовывалась через обучение призывников военно-техническим специальностям.

Безусловно, бренд организации был широко известен. Достаточно напомнить, что школу оборонного общества прошли миллионы наших сограждан. В нем можно было получить военно-учетную специальность (ВУС) для службы в армии и достойную профессию для работы в народном хозяйстве, научиться водить машину и управлять самолетом, вертолетом или планером. Здесь учили меткой стрельбе, прыжкам с парашютом, осваивали десятки специальностей военно-прикладной направленности.

Во времена СССР существовала бюджетная роспись при планировании. Вся авиационная деятельность, подготовка летного состава, закупка самолетов, топлива для авиационной деятельности организации осуществлялись за счет государства. Делался госзаказ не только на ВУС, но и на специалистов массовых технических профессий для народного хозяйства.

Рынок наложил свои особенности на деятельность и обеспечение ДОСААФ. Необходимо отметить, что в обществе сложился миф о том, что раз организация является общественно-государственной, то и финансируется из бюджета, но это не так. Многие искренне удивляются, когда узнают, что ДОСААФ России бюджетных средств не получает, и предлагают примерно следующее: «Вы должны сами себя кормить. Возьмите и продайте часть имеющегося у вас имущества, зданий, сооружений, инфраструктурных объектов и на эти деньги развивайтесь!».

ДОСААФ, хоть и является общественно-государственной организацией, в связи с особой важностью выполняемых задач в основном должен финансироваться государством, а не искать, как заработать. В настоящее время, когда многократно возросла кадастровая стоимость земли, а с ней и аренды, увеличились налоги, платежи по ЖКХ, выживаемость ДОСААФ – вопрос государственный, а не частный. Передавать важнейшие функции в частные руки, использовать специфические бизнес-подходы, целью которых по определению является получение максимальной прибыли, для нас неприемлемо. Единый имущественный комплекс оборонного общества системно создавался за счет и государственных средств, и собственной экономической деятельности, в том числе лотереи ДОСААФ.

Сейчас мы можем только вспоминать те времена, когда под эгидой ДОСААФ работали детские и юношеские спортивные школы, различные секции и кружки по военно-техническим специальностям, авиационные и морские школы, водолазные клубы со своими бассейнами. И эта деятельность тоже во многом финансировалась государством.

Основная задача, возложенная на ДОСААФ России, – подготовка граждан по ВУС для Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов. Нам удается находить новые пути решения этих задач. Так, в результате успешно проведенного эксперимента в 2015–2016 годах по подготовке призывников по ВУС 100 «Д» (парашютист-стрелок) на базе наших авиационных организаций Минобороны посчитало возможным осуществлять подготовку призывников для ВДВ в системе ДОСААФ. Это большое подспорье для командиров частей ВДВ, в которые целенаправленно призываются подготовленные ребята. Сейчас такое обучение проходят около тысячи человек в год и имеется огромный потенциал роста.

Давайте рассуждать здраво. С государственной точки зрения намного проще готовить таких специалистов вне срочной службы. Доказано, что в ДОСААФ получается гораздо дешевле. Экономия для казны может составить сотни миллионов рублей, и решение этого вопроса – прерогатива государства. В настоящее время основная для нас ВУС – водители. Они должны получать соответствующие навыки на автодромах, но поскольку эта учебная работа ведется для Вооруженных Сил, а это дело государственное, то и арендная плата за землю под площадками должна быть минимальной, и налоги снижены. Вопрос находится в компетенции органов государственной власти субъектов Федерации и решается в каждом конкретном случае по-разному, что, на наш взгляд, неправильно.

Сейчас мы получаем от Минобороны России финансирование только на подготовку специалистов по ВУС. Для сравнения: в последний год существования СССР заказ на такую подготовку составлял 193 тысячи призывников. Понятно, что армия тогда была больше, но в любом случае сегодня 27 тысяч специалистов, получивших ВУС для армии, крайне недостаточно. Это же относится и к финансированию подготовки по ВУС. Его количественные показатели составляли: в 2015 году – 1230 миллионов рублей, в 2016-м – 1154 миллиона рублей, в 2017-м – 1150 миллионов рублей. Несмотря на инфляцию, объемы финансирования постоянно снижаются. В настоящее время сложился многоуровневый механизм субсидирования ДОСААФ России, в целом недостаточный для выполнения государственных задач.

Даже те средства, которые выделяются, поступают с большим запаздыванием. Например, в 2015 году деньги поступили в образовательные организации ДОСААФ России 3 апреля, в 2016-м – 26 мая, в 2017-м – 6 марта, притом что учебный год по ВУС начинается с 1 ноября. Ведь даже непрофессионалу понятно, что нужно осуществлять текущую многопрофильную деятельность: заправлять автомашины топливом, ремонтировать их, платить педагогам… При отсутствии устойчивого финансирования это крайне затруднительно. Как объяснить сотрудникам наших образовательных организаций, почему деньги поступают с такой задержкой?

Решить вопрос можно путем целевого финансирования деятельности оборонного общества за счет средств федерального бюджета по соглашениям с профильными органами исполнительной власти по предоставлению субсидий, а также по Программе военно-патриотического воспитания допризывной и вневойсковой подготовки граждан.

Действующее законодательство не включает осуществляемые ДОСААФ России подготовку граждан к обороне страны и военно-патриотическое воспитание в перечень видов деятельности, в отношении которых применяется право на льготное исчисление земельного и имущественного налогов. Это должно быть исправлено путем внесения дополнений и изменений в законы, нормативные правовые акты президента и правительства. Мы все хотим улучшения общего состояния дел, перехода ДОСААФ от простого функционирования в режим активного роста и развития.

В завершение скажу об основных приоритетах в деятельности оборонного общества, как это видит команда единомышленников под руководством председателя ДОСААФ России А. П. Колмакова.

Чтобы улучшить ситуацию, решить накопившиеся годами проблемы и противоречия, необходимо:

  • инициировать разработку законодательных актов, внести изменения и дополнения в действующие нормативные и правовые документы, позволяющие ДОСААФ России эффективно выполнять государственные задачи, в первую очередь в Налоговый и Земельный кодексы, установить, что общественно-государственные организации, осуществляющие подготовку граждан к защите Отечества, имеют право на компенсацию затрат по содержанию объектов недвижимости, используемых в этой деятельности;
  • предусмотреть освобождение ДОСААФ от уплаты государственных пошлин и иных платежей по регистрации транспортных средств, в том числе воздушных и маломерных судов, а также по оформлению документов, удостоверяющих право на земельные участки и капитальные строения, задействованные в уставной деятельности;
  • максимально эффективно использовать существующие формы взаимодействия с профильными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественными, профессиональными, спортивными организациями, образовательными учреждениями и научно-производственными предприятиями (соглашения, договоры, программы) и добиться планового целевого субсидирования деятельности ДОСААФ;
  • оптимально-рационально реструктурировать бюджетную политику ДОСААФ в соответствии с выполняемыми задачами, изыскивать внебюджетные источники финансирования, в том числе за счет возобновления деятельности лотереи ДОСААФ;
  • всемерно развивать инфраструктуру ДОСААФ, сделать ее доступной и интересной для массового использования гражданами, при этом основной упор необходимо сделать на реализацию их запросов, и в первую очередь молодежи.

Оборонное общество должно полноценно обеспечиваться всеми необходимыми ресурсами, а также получать в пользование военную, авиационную и спортивную технику, военно-техническое имущество, объекты недвижимости. Нужен гособоронзаказ на новые образцы авиационной и спортивной техники для обеспечения нужд ДОСААФ.

Необходимо создать систему плановой замены техники, используемой в ДОСААФ, на ту, с которой молодежь столкнется во время службы в армии.

Поскольку современная военная техника усложнилась в десятки раз, роль допризывной подготовки серьезно возрастает. Надо помнить, что в случае полномасштабной войны ДОСААФ и его инфраструктура будут востребованы особенно остро. Именно из этого надо исходить, глядя в будущее.

Указанные меры в настоящее время успешно решены в Белоруссии, где ДОСААФ является бюджетополучателем и находится в значительной мере под опекой государства.

Развитием ДОСААФ России необходимо заниматься как частью военной организации государства. Решать эти задачи должны самоотверженные, одержимые люди, с горящими глазами, не считающиеся со временем и трудностями, вооруженные серьезными аналитическими знаниями, с высоким моральным авторитетом. Мы постоянно ищем таких людей, их много среди бывших военных.

Большую помощь в решении финансовых, экономических и организационных вопросов оборонного общества оказывает Сергей Шойгу, являющийся председателем Наблюдательного совета ДОСААФ России, а также члены Попечительского совета. Мы рассчитываем, что в ближайшие время сумеем вдохнуть новые идеи, вложить все силы и знания в организацию с такими славными традициями.

Леонид Малев,
заместитель председателя ДОСААФ России по финансовым и экономическим вопросам

Опубликовано в выпуске № 5 (718) за 6 февраля 2018 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц