Версия для печати

Киберигрушки как приглашение на службу

Емельянов Михаил
Служба в американской армии, как известно, контрактная. Призыва в нашем понимании, когда добрым молодцам «бреют лбы», у них нет. Хочешь служить – подпиши контракт с конкретной суммой и вперед. ?Но антивоенные настроения в молодежной среде растут, число желающих послужить звездно-полосатой родине, повоевать неуклонно снижается. Сказываются потери в Ираке и Афганистане. Для повышения популярности военной службы среди населения, формирования позитивного отношения к проводимым Вашингтоном военным кампаниям руководство США активно использует индустрию компьютерных и видеоигр.


ПОСТРЕЛЯЛ, ПОИГРАЛ – И В АРМИЮ ПОШЕЛ


Служба в американской армии, как известно, контрактная. Призыва в нашем понимании, когда добрым молодцам «бреют лбы», у них нет. Хочешь служить – подпиши контракт с конкретной суммой и вперед. ?Но антивоенные настроения в молодежной среде растут, число желающих послужить звездно-полосатой родине, повоевать неуклонно снижается. Сказываются потери в Ираке и Афганистане. Для повышения популярности военной службы среди населения, формирования позитивного отношения к проводимым Вашингтоном военным кампаниям руководство США активно использует индустрию компьютерных и видеоигр.
{{direct_hor}}


Впервые интерес к играм американское военное руководство проявило еще в 70-е годы, когда на американском рынке появилась игра Firelight. В ней разыгрывался сценарий конфликта между НАТО и странами Варшавского договора. К тому времени ее разработчики (компания SPI) вплотную сотрудничали с военным колледжем штата Пенсильвания. Главным преимуществом игры стала возможность моделировать боевые действия с высокой степенью достоверности. Кроме того, игра способствовала формированию положительного образа военнослужащих ВС США у самих американцев и граждан других стран.

Системный подход к изучению и использованию в своих целях компьютерных игр военное руководство США начало проявлять в 1999 году. Тогда на базе университета Южной Калифорнии был основан Институт креативных технологий. Перед ним была поставлена задача объединения новейших военных разработок с технологиями, используемыми в играх. Сейчас институт сотрудничает со многими американскими IT-компаниями; в том числе и с корпорацией Microsoft, которая использовала разработанную институтом концепцию Objective Force Warrior (прототип экипировки солдата будущего) в игре Halo.

В результате были созданы несколько десятков шутеров (компьютерных игр-стрелялок), пользующихся большим успехом у пользователей. В 2001 году была создана игра Delta Force: Land Warrior (коммерческая версия боевого симулятора Land Warrior). Специалисты считают, что уровень игры средненький, со слабым искусственным интеллектом, но она полностью отвечает пропагандистской цели.

Один из примеров, формирующих позитивное отношение к вооруженному насилию, – игра Joint Task Force («Объединенные силы»). Фабула игры – американские военные наводят порядок на Ближнем Востоке, в Сомали, на Балканах (в Боснии и Герцеговине), Колумбии и Афганистане по стандартному сценарию: подавление ПВО, уничтожение всех укрепрайонов и заводов и так далее.

В 2002 году был выпущен игровой проект America’s Army («Американская армия»). По некоторым данным, на него было потрачено около 8 млн долларов. Целью разработки игры стало привлечение молодежи к поступлению на военную службу в ВС США. Желающие поучаствовать в этой игре должны были зарегистрироваться на официальном сайте Вооруженных Сил.



Для большей популяризации America’s Army среди американской молодежи ее распространяли бесплатно. Ежегодные затраты на это – около 2,5 млн долларов. Результат – до половины новобранцев, поступающих на службу в ВС США, играли в America’s Army, а каждый третий рекрут вообще считает ее самым правдивым источником информации об армии. «Американская армия» до сих пор одна из самых популярных онлайновых игр в мире. В начале 2006 года она занимала седьмое место среди лучших американских игр. Всего было выпущено более 5 млн. копий игры. По некоторым подсчетам, сейчас в нее играют около 12 миллионов человек. Далеко не все из них американцы. Любой человек может в Интернете записаться в виртуальную армию, принести присягу и служить. В новой версии America’s Army планируется использовать модели солдат, прототипами которым послужат реальные люди и фигурировать они будут под своими именами. По задумке создателей это должно вдохновлять молодых людей к получению реального военного опыта в армии. В новом издании игры для пропаганды службы в армии США будут также использованы информационно-психологические технологии.

В 2003 году для морской пехоты США был выпущен симулятор Close Combat Marine («Морская пехота в ближнем бою»). Это был первый некоммерческий проект, разработанный совместно с ВМС. В следующем году на его базе создается общепользовательская версия Close Combat. В ней игрок должен придерживаться устава и порядков, принятых в морской пехоте, и играть роль командира взвода батальона морпехов. Миссии проходят как в помещениях, так и полевых условиях где-то во враждебном окружении на Ближнем Востоке. По утверждению разработчиков, упор в игре делается на достоверность и правдивость. Кроме того, она нацелена на то, чтобы передать ощущения морского пехотинца настолько реалистично, насколько это вообще возможно. При разработке игры, по словам руководителя компании по созданию компьютерных игр, значительный вклад внесли сами морские пехотинцы, побывавшие под огнем в Ираке и Афганистане.

В марте 2007 года вышла новая версия игры Ghost Recon «Призраки», сюжет которой построен на традициях американских патриотических боевиков. Действия происходят в 2014 году: в непосредственной близости от южной границы США в одной из стран Латинской Америки экстремисты развязали вооруженный конфликт, угрожающий безопасности США. Задача игрока – возглавить элитный отряд спецназа «Призраки» и не допустить проникновения сепаратистов на американскую территорию.

В начале 2009 года министерство обороны США сообщило о планах ведомства создать свое представительство в виртуальном мире онлайн-игры Second Life (многопользовательская онлайн-игра, представляющая собой трехмерный виртуальный мир). Для этого будет создано два новых игровых «острова». На первом планируется развернуть информационный пункт, где можно найти практически любую информацию, касающуюся военной службы, на втором будут расположены различные игры, так или иначе связанные с армией, например прыжки с парашютом.

Для привлечения внимания наибольшего количества молодежи к выпускаемым играм и создания патриотического образа американского солдата в дополнение к новым шутерам планируется выпуск сопроводительных и агитматериалов: пластмассовых фигурок солдат, футболок и кепок, другой атрибутики. Кроме того, компании-разработчики создают версии игр мобильных телефонов.

Помимо сотрудничества Пентагона со сферой игровой индустрии в США создаются спецподразделения, занимающиеся исследованиями и отбором компьютерных игр для военных нужд. В 2006 году в армии США было сформировано новое подразделение, занимающееся исключительно компьютерными играми. На его финансирование было направлено 50 млн долларов федерального бюджета. Программа рассчитана на пять лет. Подход максимально серьезный. Сотрудники нового подразделения продумывают и документируют все аспекты применения видеоигр в армии. Специалисты отслеживают тренды на игровом рынке, выбирают подходящие разработки.

В августе 2008 года был построен первый в мире игровой вербовочный центр U. S. Army Experience Center в торговом центре Franklin Mills в Филадельфии. В центре 60 персональных компьютеров, более 20 игровых приставок и экранов. На его сооружение ушло 12 млн долларов. По статистике ВС США, за 2008 финансовый год в армию завербовались 185 тысяч мужчин и женщин – самое большое число рекрутов с 2003 года.

Таким образом, руководство ВС США в коммуникационных отношениях с молодежью стремится максимально учитывать тенденции времени и постепенно меняет приоритеты в пользу Интернета и игровой компьютерной индустрии. Результаты отрицать нельзя.

Михаил ЕМЕЛЬЯНОВ

Опубликовано в выпуске № 27 (293) за 15 июля 2009 года

Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц