Версия для печати

"Абхазию следует признать немедленно..."

Ленский Игорь
Руководство Абхазии и Южной Осетии обратилось к Федеральному собранию РФ с просьбой о признании независимости республик. Однако из официальных заявлений МИД РФ, комментариев председателя думского Комитета по международным делам Константина Косачева и председателя Комитета по делам СНГ Совета Федерации Вадима Густова следует, что прямолинейное решение вопроса об их новом статусе едва ли возможно. По крайней мере, в данный момент. Как это соотносится с объявлением независимости Косово? С ее признанием рядом ведущих стран Запада? Какую реакцию Федерального собрания на обращение Абхазии и Южной Осетии можно считать конструктивной, политически и юридически корректной? На эти и другие вопросы корреспонденту "ВПК" отвечает известный российский политик Сергей БАБУРИН, хорошо знакомый с ситуацией на Кавказе, признанный эксперт по международному праву.


О МЕХАНИЗМАХ ЭТОГО РЕШЕНИЯ В ИНТЕРВЬЮ "ВПК" РАССКАЗЫВАЕТ СЕРГЕЙ БАБУРИН


Руководство Абхазии и Южной Осетии обратилось к Федеральному собранию РФ с просьбой о признании независимости республик. Однако из официальных заявлений МИД РФ, комментариев председателя думского Комитета по международным делам Константина Косачева и председателя Комитета по делам СНГ Совета Федерации Вадима Густова следует, что прямолинейное решение вопроса об их новом статусе едва ли возможно. По крайней мере, в данный момент. Как это соотносится с объявлением независимости Косово? С ее признанием рядом ведущих стран Запада? Какую реакцию Федерального собрания на обращение Абхазии и Южной Осетии можно считать конструктивной, политически и юридически корректной? На эти и другие вопросы корреспонденту "ВПК" отвечает известный российский политик Сергей БАБУРИН, хорошо знакомый с ситуацией на Кавказе, признанный эксперт по международному праву.
{{direct_hor}}

Сергей Бабурин.
Фото Бориса БАБАНОВА
- Сейчас фактически идет процесс признания независимости Косово, легализации нового государства, возникшего вопреки воле государства-родоначальника - Сербии. Для России здесь безусловен примат принципов международного права, в том числе принципа нерушимости, территориальной целостности границ существующих государств. Для России очень важно заставить придерживаться принципов международного права лидирующие мировые державы - США, Великобританию, Францию, Германию, Японию и других. Ведь если вспомнить начало развала социалистической Югославии, то все началось, как вы помните, с одностороннего признания Словении независимым государством со стороны Германии, а затем и другими странами. После чего в Словении были совершены нападения на казармы югославской армии. И все на Балканах рухнуло в пучину гражданской войны.

Совершенно иная ситуация на послесоветском пространстве. Это я вам ответственно говорю, как юрист, достаточно давно и скрупулезно занимающийся и конституционно-правовыми, и международно-правовыми вопросами. Юридическим фактом, на который часто закрывают глаза наши соседи, и ближние, и дальние, является то, что после гибели Советского Союза в 1991 году осталось несколько осколков СССР, где конституционализм сохранился в момент развала общего государства. Это Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье.

Как это получилось? Грузия при Гамсахурдии, предприняв шаги по возвращению своей досоветской политической и правовой системы, восстановив действие Конституции 1921 года, проведя референдум о независимости, разрушая отношения с СССР, сделала это вопреки советским законам и действовавшей в тот период Конституции СССР, а следовательно - в нарушение принципов международного права, начиная с Хельсинкского заключительного акта 1975 года. И, когда Грузия пошла на эти нарушения, она фактически и юридически вышла из состава СССР без Абхазии и Южной Осетии. Эти две республики остались в составе Советского Союза. Не будь Беловежья в декабре 1991-го, никто бы и не поднимал вопроса, какой правовой режим действует в Абхазии и Южной Осетии.

Похожая ситуация сложилась и в Приднестровье - когда Верховный Совет Молдовы объявил прекратившим свое действие закон СССР о присоединении Бессарабии и создании Молдавской ССР. Фактически речь шла о воссоединении Приднестровья, которое никогда не было частью Румынии, с освобожденной от румынской оккупации Бессарабией. Если это воссоединение было аннулировано Кишиневом, зачем упрекать Тирасполь в том, что приднестровцы, согласившись с тем, что их вытолкнули из Молдовы, отказываются в нее идти на положении рабов?

Это юридическая сторона дела. Я пытался на протяжении полутора десятилетий доказывать в Москве, что у нас есть все основания признавать независимость так называемых непризнанных государств изначально. И позиция руководства России, обозначенная Владимиром Путиным полтора года назад, что в случае признания Косово другими государствами мы должны будем экстраполировать этот прецедент на ситуацию с Абхазией и другими непризнанными государствами, является суперкомпромиссной с точки зрения международного права. Потому что на самом деле Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье - это государства, которые более легитимны, чем Косово. Они имеют историческое основание для своего существования, они имеют социально-экономическое основание и они имеют, в отличие от Косово, правовое основание. Всем известно, что Республика Косово порождена оккупацией части Сербии, края Косово и Метохия, в 1999 году войсками НАТО, последовавшей после многомесячных варварских бомбардировок. Резолюция Совбеза ООН по урегулированию в Косово фактически прикрыла агрессию НАТО весной 1999 года против Союзной Республики Югославия. Ничего более.

Абхазия и Южная Осетия - это республики, которые сохранили свой правовой режим и укрепили свою государственность в период разрушения СССР. То есть на самом деле мы сегодня стоим перед необходимостью завершить правовое оформление гибели Советского Союза. Когда Грузию принимали в ООН как бы в признанных международным сообществом границах, никто не поинтересовался - а какие границы признаны международным сообществом? Ельцин и Шеварднадзе предполагали: эти границы подразумевают, что Абхазия и Южная Осетия - часть Грузии. Но это всего лишь их точка зрения, она не основана на законе. Даже если сегодняшний российский МИД будет говорить то же самое, это все равно политическая точка зрения, может быть, не только чиновников, но и государственной власти как таковой, но и эта точка зрения не основана на законе.

Закон говорит о том, что мы должны признавать Абхазию и Южную Осетию, устанавливать с ними дипотношения независимо от ситуации с Косово. Потому что это совершенно различные юридические ситуации. А то, что мы не стали делать этого раньше, когда все же национальные интересы после заката ельцинско-козыревской эпохи стали у нас защищаться реально, - это и есть компромисс. Российское руководство во главе с президентом не хотело давать повода западным партнерам спекулятивно использовать признание Абхазии и Южной Осетии для признания Косово. И изображать Россию как дестабилизирующий фактор в международных отношениях. Нет, мы не пошли тогда на решительный и логичный шаг. Во имя эфемерной международной стабильности мы ждали.

- И дождались. Косово провозгласило независимость под аплодисменты и дружное признание некоторых западных государств во главе с США.

- Тогда давайте теперь действовать! Я огорчен половинчатой позицией сегодняшней исполнительной и законодательной власти в России. Мало Госдуме обращаться к президенту с призывом признать независимость Абхазии и Южной Осетии. Это полумера. Устанавливая дипломатические отношения с этими республиками, необходимо разрабатывать проект закона об ассоциированном членстве Абхазии в России. На мой взгляд, это более эффективный путь, чем просто ставить вопрос о независимости Абхазии или о ее правосубъектности в РФ.

- Но первоначально же надо решить вопрос о признании независимости?

- Вот это уже вопрос к исполнительной власти. Я говорю о том, что должна сделать законодательная. Законодатель должен незамедлительно приступить к подготовке закона об ассоциированном членстве Абхазии в РФ - на уровне высшего правового акта РФ, в конституционном формате. И с учетом состоявшегося референдума подготовить проект закона о воссоединении Южной Осетии с Северной Осетией. И представить все это на подпись президенту. Мы должны помнить, что 90 процентов коренных жителей Абхазии и Южной Осетии являются гражданами РФ. Они имеют документ о том, что Россия обязана защищать их интересы и конституционные права.

Поэтому, на мой взгляд, президент вполне может, не дожидаясь этих законопроектов, издать указ о признании и установлении дипотношений с Абхазией и Южной Осетией. А может быть, просто подписать принятые Госдумой законы, и это будет актом признания. Если президент, допустим, пытаясь балансировать, или под давлением западных партнеров наложит вето, то у парламента есть право и историческая ответственность преодолеть возможное вето президента. Тогда президент вынужден будет подписать закон и установить отношения с республиками. При необходимости можно было бы пойти и на поправку в Конституции РФ. Для Абхазии потребуется референдум - чтобы закон действовал на территории республики как всенародно одобренный конституционный акт.

- Что вы понимаете под ассоциированным членством Абхазии в РФ?

- Это особый порядок отношений, когда на территории Абхазии российские законы будут действовать наравне с абхазскими. Не просто фактически, как сейчас, а официально вступит в обращение российский рубль с вытекающими отсюда встречными обязанностями сторон. Ассоциированные отношения предполагают обязанность Абхазии принимать бюджет, утверждать расходы и доходы по согласованию с соответствующими финансовыми и законодательными органами России. В свою очередь, обязанность России - обеспечить безопасность и территориальную целостность Абхазии. В том числе разместить там российские военные базы, другие военные объекты. Должна быть предусмотрена целая система мер, в первую очередь касающаяся совместных прав граждан - по аналогии с другими ассоциированными отношениями, существующими в мире.

- А не могут ли эти меры привести к развязыванию режимом Саакашвили новой войны на Кавказе, о чем недавно предупредил мир посол по особым поручениям МИД РФ Валерий Кеняйкин?

- Гадать на тему войны всегда тяжело и опасно. Уверен, что в Грузии, как, впрочем, и в Молдове, найдутся круги, которые будут предпринимать любые меры для того, чтобы восстановить свой контроль над утраченными территориями непризнанных государств. И неслучайно Грузия взяла курс на вступление не только в Евросоюз, но и в НАТО - чтобы разместить у себя вооруженные силы Североатлантического альянса. Вполне вероятно, Грузия будет пытаться силой решить проблему непризнанных государств.

Здесь надо иметь в виду несколько факторов. Такая попытка в 1992 году уже предпринималась, и Грузия потерпела поражение в войне. Инициатором окончательного разрыва Абхазии и Грузии была грузинская сторона. Делать вид, что этого не было, может не просто политический слепец, а жесткий расист, который сознательно или подсознательно выступает за уничтожение целого народа, который препятствует чьим-то надуманным территориальным конструкциям.

Второй фактор, который надо учитывать: сегодня Россия, США и ряд других государств выступают единым фронтом в борьбе против международного терроризма. Причем это не только единичные, пусть даже масштабные, теракты, но и террористическая политика отдельных государств. Если нынешняя грузинская власть начнет войну против соседей под предлогом того, что они занимают бывшую территорию Грузии, это будет началом государственного терроризма и, соответственно, заставит реагировать международное сообщество. От актов государственного терроризма - в этом солидарны и Москва, и Вашингтон - можно защищаться, используя любые средства, в том числе и военные. У России будет возможность защитить своих граждан в Абхазии и Южной Осетии всеми доступными средствами.

- Организация "Друзья Грузии", куда входят ведущие страны Запада, пока больше сочувствия проявляет к грузинской стороне.

- А неужели вы рассчитываете, что какая-то подобная организация будет на стороне России? Да они скинутся, чтобы принести венок на могилу России. Только Россия не умрет.

Эти страны будут приветствовать любые шаги по разрушению России. Рукоплескать станут, если Россия начнет терять Дальний Восток, Сибирь или Кавказ. Так что, нам ждать их аплодисментов? Мы должны защищать интересы нашего народа, наплевав на возражения наших врагов. А друзья нас поймут.

- Но не в Совбезе ООН?

- Я не исключаю, что и в Совете Безопасности мы получим поддержку если и не от постоянных членов, то от тех, кто представляет там различные континенты.

- Как вы прокомментируете указ Владимира Путина об оказании Абхазии и Южной Осетии "предметной" помощи?

- Это полумера. Мы теряем время. Если допустим предательство в отношении наших братьев в Абхазии и Южной Осетии, то здесь не может быть никаких оправданий, что нам скажут за это спасибо в Вашингтоне или Брюсселе. Ельцинская эпоха позади, козыревские дипломаты либо отошли с рубежей внешней политики в глубокие тылы, либо скорректировали свои взгляды. Но все же до сих пор мы здесь не перехватили стратегической инициативы. Считаю, что дальнейшее топтание на месте будет наносить урон и Владимиру Путину, и пришедшему ему на смену новому президенту России Дмитрию Медведеву.

- Какой комплекс практических хозяйственных мер надо осуществить в рамках оказания "предметной" помощи Абхазии?

- Самое главное, что необходимо сделать, - перенести таможенную границу с Псоу на Ингур. И включить Абхазию в состав единого экономического и таможенного пространства России. Надо восстанавливать регулярное сообщение по железной дороге, начинать строительство портов, мостов для большегрузных автомобилей, ремонтировать автобаны, возобновлять авиасообщение с аэропортом Сухуми. Та блокада, которую в 1996 году устроили Абхазии по инициативе Эдуарда Шеварднадзе главы государств СНГ, изначально была исторической ошибкой, если не сказать прямо - преступлением. Слава Богу, сейчас исправили эту ошибку. Давайте искоренять ее последствия.

- В последнее время из Тбилиси раздаются возгласы, что Россия "аннексировала" территорию Грузии. С юридической точки зрения можно ли говорить здесь об "аннексии"?

- У Грузии нет правовой базы, объясняющей законность ее границ. Потому что, отказавшись с юридической точки зрения от Абхазии и Южной Осетии в момент распада СССР, грузинские политики делают сегодня вид, что такого отказа не было.

- Не видите ли вы повторения пройденного в прозвучавших на днях предложениях Михаила Саакашвили о широкой автономии для Абхазии, посте вице-президента Грузии для первого лица абхазского руководства?

- Заманка в виде отдельной должности для абхазского президента в политической схеме Саакашвили не добавляет ничего для уже тысячу раз обсуждавшихся моделей автономии Абхазии в составе Грузии. Более конструктивно тогда было бы говорить о широкой автономии Грузии в составе Российской Федерации. Я бы вообще предложил покончить со спорами о том, где пролегают границы, через воссоздание единого стратегического союза России, Белоруссии, Украины, Казахстана, Грузии, Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья и других государств, которые готовы будут жить в рамках единого союзного государства.

Сегодня Абхазия - такое же суверенное государство, как Грузия. Почему надо заставлять абхазский народ встать на колени и ползти за милостью к соседям?

- Вы принимали активное участие в урегулировании внутриабхазского кризиса в 2004 году. Как вы считаете, оправдало ли новое абхазское руководство во главе с президентом Сергеем Багапшем и премьер-министром Александром Анквабом возлагавшиеся на него надежды?

- Так получилось, что я редко бываю на Черноморском побережье в дни праздников и, наоборот, часто мои поездки в Абхазию связаны с трагическими или драматическими событиями в жизни республики. Впервые в жизни на Кавказ я попал в августе 1992 года в разгар грузино-абхазской баталии. С этого момента участвовал в мирном урегулировании конфликта.

Что касается внутриполитического кризиса в Абхазии в 2004 году, главным своим достижением я вижу удержание противоборствующих сторон от силовой конфронтации. А все шло к тому. Слава Богу, абхазское общество, проявив мудрость и выдержку, сумело стабилизировать ситуацию. За эти три года социально-экономические перемены к лучшему разительны. Впервые с 1992 года Абхазия перешла от состояния повышенной боеготовности и перманентного ожидания нападения к устойчивому экономическому развитию, заживлению ран, нанесенных войной. Ремонтируются санатории и пансионаты, строятся новые здравницы, восстанавливаются уникальные зоны отдыха, налаживается производство и переработка овощей и фруктов, эксклюзивных вин и вод, развиваются местные промыслы. А уж об абхазских сувенирах известно далеко за пределами республики. Впервые за последние 20 лет заасфальтированы основные автомагистрали.

Убраны или приведены в порядок многие развалины. Почему этого ранее не делалось? В Абхазию почему-то избегали приезжать международные эксперты для того, чтобы попытаться понять, что здесь происходило в 1992-1993 годах. А ведь достаточно посмотреть на следы пребывания грузинских оккупационных войск, чтобы многие мифы, распространяемые из Тбилиси, развеялись как дым. Поэтому я, например, рекомендовал руководству Абхазии какие-то знаковые сооружения, иллюстрирующие последствия войны, сохранить. По крайней мере, для тех международных делегаций, которые приедут в Абхазию по случаю установления с ней дипломатических отношений.

Вместе с тем я отдаю должное той огромной, колоссальной работе, которая проделана под руководством президента Сергея Багапша и премьер-министра Александра Анкваба. Большую законотворческую работу по формированию согласованной с Россией единой правовой системы провел парламент, спикером которого является Нугзар Ашуба.

Очень важно, чтобы в Абхазии в ближайшее время адаптировали права граждан Российской Федерации и права граждан республики - по аналогии с тем, как достигнуто соглашение о равенстве прав граждан РФ и Республики Беларусь. Вот это и будет реальным шагом абхазской стороны по установлению единого экономического и социального пространства.

- Как вы сегодня оцениваете внутриполитическую ситуацию в Абхазии?

- Главное, что в сегодняшнем абхазском руководстве нет антагонистических противоречий. Как и в России, идет борьба за передел собственности, за передел сфер влияния. Это неизбежно, поскольку после 1992 года в экономике Абхазии сложилась монополия лиц из ближайшего окружения первого президента. Багапш, которого порой упрекают во внутриабхазском конформизме, прав в том, что укрепляет в обществе авторитет своего предшественника и подчеркивает, что вклад Владислава Григорьевича Ардзинбы в сохранение независимости Абхазии - это исторически масштабная веха. А ошибки, которые пошли в период болезни первого президента, это ошибки прежде всего тех, кто действовал от его имени, кто годами ставил его факсимиле на документах, о которых сам Ардзинба в силу состояния своего здоровья вряд ли мог иметь четкое представление.

В который раз убеждаюсь, что народ Абхазии, небольшой по численности, - мудрый народ. И абхазцы неслучайно являются наиболее важным фактором развития этой части восточного Причерноморья за последние 500 лет.

- Насколько значимым оказалось соглашение, заключенное в Сухуми в преддверии президентских выборов 2004 года для последующего развития Абхазии?

- Конституционное соглашение, проект которого я подготовил в 2004 году, было подписано всеми сторонами во внутриабхазском противостоянии, а также мною и заместителем генпрокурора РФ Владимиром Колесниковым как гарантами с российской стороны. Разрешение кризиса 2004 года предусматривало договоренности между сторонниками победившего на выборах Сергея Багапша и сторонниками поддержанного тогда официальной Москвой Рауля Хаджимбы. Соглашение одобрил находившийся тогда в Стамбуле президент РФ Владимир Путин. То, что Багапш и Хаджимба нашли в себе гражданское мужество найти решение по выходу из кризиса, - огромный вклад этих двух политиков в стабилизацию ситуации в Абхазии.

Документ был подписан в семи экземплярах, все оригиналы. По моему настоянию среди подписавших документ, поскольку он носил конституционный характер и требовал внесения изменений в два закона Республики Абхазия, в том числе в закон о выборах, был и первый президент Абхазии Владислав Ардзинба. Насколько я знаю, соглашение официально не публиковалось, но и грифа "секретно" на нем нет.

Все, что записано в этом соглашении, было сторонами выдержано. Выборы, на которые Багапш пошел кандидатом в президенты, а Хаджимба в паре с ним - кандидатом в вице-президенты, проведены точно в соответствии с соглашением. Несмотря на то что в республике нашлись силы, которые хотели сорвать реализацию достигнутых договоренностей, свалить и Багапша, и Хаджимбу, а затем организовать конфликт внутри Абхазии. Эти люди, не имевшие самостоятельных политических перспектив в республике, до сих пор работают, но уже не в Абхазии.

- Если я возьму на себя смелость назвать вещи своими именами, то, насколько я понимаю, речь идет о том, что глава переходного правительства Абхазии Нодар Хашба фактически направил свои усилия на саботаж тех выборов?

- Он рассчитывал, что если эти выборы сорвутся, то будут искать третью фигуру. А он тут как тут. Но у Хашбы была поддержка только в аппарате полпреда Южного федерального округа. В самой Абхазии у него сторонников вообще нет.

К счастью, выборы состоялись, прошла полностью законная процедура инаугурации и Сергей Багапш вступил в должность президента Абхазии.

- Что вы знаете о подоплеке покушения на премьер-министра Абхазии Александра Анкваба 9 июля 2007 года?

- Я сам осматривал джип премьера, по которому был произведен выстрел из гранатомета. Действительно, Анкваб чудом остался жив, хотя и был ранен. Итоги расследования мне неизвестны. Но, скажу определенно, грузинский след здесь не просматривается. Покушение, которое не было первым, подготовлено очень грамотно, со знанием нюансов организации работы высших руководителей Абхазии. Это наводит на размышления. Предположения о подоплеке покушения у меня, конечно, есть, но говорить о версиях я готов только на закрытом уголовно-правовом семинаре.

- Но почему именно Анкваб раз за разом становится объектом покушений?

- Потому что это самый сильный человек в Абхазии. Наиболее жесткий, наиболее принципиальный, наиболее последовательный. Потому что он пытается реально бороться за законность. За это его в свое время и из кандидатов в президенты убрали.

Мне вспоминается обсуждение конституционного соглашения в штабе Багапша осенью 2004 года. Очень важную позицию на закрытом заседании занял именно Анкваб. После моего выступления, которое сводилось к тому, что других мирных вариантов выхода из кризиса, кроме новых выборов, нет, Анкваб сказал: "Их не просто нет, я знаю три точки, где уже находятся пулеметчики, которые будут стрелять по людям. Если мы не пойдем на компромисс, сегодня будет война. Прольется кровь. Я не боюсь. Но я не хочу, чтобы люди гибли". Вот эти его слова и оказались решающими.

- Как, на ваш взгляд, будут развиваться события вокруг Абхазии в ближайшее время, но не в плане теоретических умопостроений и благих пожеланий, а в реальном сценарии?

- Как будут развиваться события на самом деле, знает только Господь Бог. Предположения я прекратил делать с 1992 года, потому что они, к сожалению, всегда сбывались. Сейчас у меня прогнозы более оптимистичные. Но они скорее являются не прогнозами, а планами действий. Я уверен, что у нас не более двух лет для эффективного и энергичного собирания в единый народ и единое государство основных осколков Советского Союза. Убежден, что объединение в союзное государство России, Белоруссии, Украины, Казахстана, Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья - это не прожект, а реальная возможность. Если задержится общая интеграционная модель, то непризнанные государства Россия должна принимать под свое непосредственное покровительство и включать в свой состав.

Игорь ЛЕНСКИЙ

Опубликовано в выпуске № 20 (236) за 21 мая 2008 года

Аватар пользователя константин
константин
10 июня 2011
Эта статья предвосхитила признание Абхазии. Через 3 месяца всё и свершилось... Сергей Николаевич - настоящий пророк. Его прогнозы сбываются.
Аватар пользователя константин
константин
10 июня 2011
Эта статья предвосхитила признание Абхазии. Через 3 месяца всё и свершилось... Сергей Николаевич - настоящий пророк. Его прогнозы сбываются.

 

 

Вниманию читателей «ВПК»

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц