Версия для печати

ИС-7 был настолько совершенен, что оказался невостребованным

По подвижности ИС-7 превосходил не только тяжелые, но и средние танки того времени
Захарова Вера
Фото: yap-helper.ru

В феврале 1945 года в КБ завода № 100, филиал которого находился к тому моменту в Ленинграде, начали работать над проектом тяжелого танка в развитие ИС-6. К июню был подготовлен эскизный проект, получивший шифр «Объект 257» и индекс ИС-7.

Танк оснащался 122-мм пушкой БЛ-13 с начальной скоростью снаряда тысяча метров в секунду, а лобовая защита корпуса выдерживала попадание снарядов этого же орудия в упор. Боевая масса «Объекта 257» должна была составлять 55 тонн, максимальная скорость – 50 километров в час.

В июне 1945 года под Берлином был обнаружен подорванный монстр Pz.Kpfw.Maus, и эта немецкая махина сильно повлияла на развитие тяжелых советских танков. 11 июня 1945-го наши специалисты разработали проект тактико-технических требований. По нему боевая масса утверждалась в 60 тонн, экипаж увеличился до пяти человек. Броня должна была обеспечивать защиту танка от попадания снаряда калибра 128 миллиметров. Как штатное вооружение планировались либо 122-мм пушка, либо 130-мм орудие с баллистикой корабельной системы Б-13. Исходя из этих требований в Ленинграде начали работу над развитием ИС-7. В сентябре-октябре 1945-го было подготовлено четыре варианта: «Объекты 258, 259, 260 и 261». Они отличались силовыми установками и типами трансмиссии (механической либо электрической). Выбор пал на «Объект 260», оснащенный механической трансмиссией и спаркой двигателей В-16, а также 130-мм пушкой С-26 конструкции ЦАКБ.

Это была настоящая революция в танкостроении, ничего подобного в мире не существовало

Эскизный проект «Объекта» стал основой первого варианта ИС-7, построенного в металле. В сентябре – декабре 1946 года выпустили два опытных образца, после испытаний которых в конструкцию внесли ряд изменений. Новый вариант ИС-7 был утвержден к постройке 9 апреля 1947 года. Он также проходил под шифром «Объект 260», но во многом представлял собой другую машину. Вместо С-26 устанавливалась доработанная пушка С-70 того же калибра. Очень сильно отличались конструкции корпуса и в особенности башни. Вместо спарки – 1200-сильный дизель М-50Т.

Первый опытный образец ИС-7 выпуска 1947 года вышел на заводские испытания 27 августа. Танк прошел 2094 километра, после чего отправился на министерские смотрины. Машина боевой массой 65 тонн развивала скорость 60 километров в час. По подвижности ИС-7 превосходил не только тяжелые, но и средние танки того времени. При этом отличался легкостью управления. Толщина брони в лобовой части обеспечивала надежную защиту не только от 128-мм пушки «Мауса», но и от выстрела отечественной С-70. Для облегчения заряжания орудие оснастили специальным механизмом, благодаря ему скорострельность составляла шесть – восемь снарядов в минуту. Это была настоящая революция в танкостроении, ничего подобного в мире тогда не существовало.

По итогам испытаний комиссия заключила: машина соответствует заданным характеристикам. Построили еще четыре образца, немного различавшиеся, поскольку шли постоянные доработки.

Осенью 1948 года опытный образец № 3 поступил на НИТ «Полигон». Шла речь о выпуске первой опытной партии из 15 танков, далее заказ расширили до 50 машин. Этим планам было не суждено сбыться. 18 февраля 1949 года вышло Постановление Совмина СССР № 701-270сс, согласно которому разработка и производство тяжелых танков массой более 50 тонн прекращались. Этим документом ставился крест как на ИС-7, так и на ИС-4. Машина была слишком тяжелой, что заметно усложняло транспортировку и эвакуацию, вес танка выдерживал не каждый мост да и количество железнодорожных платформ необходимой грузоподъемности оказалось ограниченно. Вместе с тем разработка ИС-7 не прошла даром: многие идеи использовали при создании «Объекта 730», принятого на вооружение как Т-10.

Ныне третий опытный образец ИС-7 можно увидеть в парке «Патриот». Без преувеличения эта машина стала лучшим тяжелым танком в истории. ИС-7 – настоящий памятник технической мысли, в нем собрали лучшее, что было на тот момент. Даже на фоне современных ОБТ детище советских танкостроителей не затеряется.

Вера Захарова,
сотрудник Музея бронетанковой техники
Заголовок печатной версии - «Слишком тяжелая революция»

Опубликовано в выпуске № 7 (720) за 20 февраля 2018 года

Аватар пользователя Твердислав
Твердислав
22 февраля 2018
Хорошее патриотичное описание, но хотелось бы иметь данные об эргономичности управления танка, раз конструкторы занимались исследованием немецких вариантов, где эргономика была применена. Но это вряд ли, так как эргономика в СССР развернулась с 1964 года при приходе Брежнева Л.И. к власти!
Аватар пользователя Твердислав
Твердислав
22 февраля 2018
Хорошее патриотичное описание, но хотелось бы иметь данные об эргономичности управления танка, раз конструкторы занимались исследованием немецких вариантов, где эргономика была применена. Но это вряд ли, так как эргономика в СССР развернулась с 1964 года при приходе Брежнева Л.И. к власти!

 

 

Вниманию читателей «ВПК»

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц