Версия для печати

Бандформирования не прошли

Михайлов Дмитрий
В 2006 г. основные усилия российских пограничников, как и в прежние годы, были сосредоточены на обеспечении территориальной целостности государства. Как удалось выполнить поставленные задачи и каковы ориентиры на текущий год, в интервью "ВПК" рассказывает первый заместитель руководителя департамента - начальник управления охраны границы Организационного департамента Пограничной службы ФСБ России генерал-лейтенант Анатолий ЗАБРОДИН.


ПОГРАНИЧНЫЕ ОРГАНЫ НЕ СНИЖАЮТ ЭФФЕКТИВНОСТИ СВОЕЙ ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


В 2006 г. основные усилия российских пограничников, как и в прежние годы, были сосредоточены на обеспечении территориальной целостности государства. Как удалось выполнить поставленные задачи и каковы ориентиры на текущий год, в интервью "ВПК" рассказывает первый заместитель руководителя департамента - начальник управления охраны границы Организационного департамента Пограничной службы ФСБ России генерал-лейтенант Анатолий ЗАБРОДИН.
{{direct_hor}}
ЛИЧНОЕ ДЕЛО

ЗАБРОДИН Анатолий Иванович


Анатолий ЗАБРОДИН
Фото Дмитрия МИХАЙЛОВА
Родился в 1960 г. в Ульяновской области. В 1981 г. окончил Высшее пограничное военно-политическое училище КГБ СССР, в 1991 г. - Военную академию им. М.В. Фрунзе, в 2001 г. - Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил РФ. Прошел путь от заместителя начальника заставы до начальника пограничного управления. Служил в Тихоокеанском, Северо-Западном пограничных округах, Пограничной группе ФПС в Республике Таджикистан, Северо-Кавказском региональном пограничном управлении ФСБ России. С августа 2006 г. - первый заместитель руководителя департамента - начальник управления охраны границы Организационного департамента Пограничной службы ФСБ России. Генерал-лейтенант. Женат. Имеет двоих сыновей.


- Какие задачи, Анатолий Иванович, были приоритетными для Пограничной службы ФСБ России в 2006 году?

- 2006 год стал для Пограничной службы важным этапом в процессе дальнейшего развития пограничных органов Федеральной службы безопасности РФ и формирования современной системы охраны границы. Основные усилия пограничников, как и в прежние годы, были сосредоточены на обеспечении территориальной целостности государства, борьбе с терроризмом и организованными преступными группировками, действующими через государственную границу и на приграничной территории. В частности, международный криминал не оставляет попыток наладить устойчивые каналы незаконной миграции для граждан третьих стран в Россию и далее - в страны Западной Европы. Только на российско-украинском участке границы за два года задержано более полутора тысяч незаконных мигрантов.

Значимую роль играли пограничники и в обеспечении экономической безопасности страны. Одной из важнейших задач в охране государственной границы Российской Федерации и внешних границ СНГ в 2006 году являлось обеспечение надежного перекрытия каналов наркотрафика, значительно активизировавшегося на юго-восточном направлении.

В прошедшем году президент России Владимир Владимирович Путин лично побывал на нескольких участках государственной границы в Северо-Кавказском регионе. На рабочих встречах им были поставлены конкретные задачи по повышению эффективности охраны границы, дальнейшему развитию пограничных органов и укреплению их организационно-технического потенциала. В ходе работы выездных заседаний Государственной пограничной комиссии с участием руководителей субъектов Федерации решались вопросы укрепления пограничной безопасности России в пределах Северо-Западного, Центрального, Южного, Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. В рамках проведения общегосударственных мероприятий сотрудники пограничных органов приняли активное участие в обеспечении безопасности важнейших международных форумов, прошедших в России, - саммитов "Россия-ЕС" в Сочи и "Большой восьмерки" в Санкт-Петербурге.


Морской дозор у берегов Сахалина.
Фото Вадима УДМАНЦЕВА
Успешно развивалось сотрудничество с зарубежными коллегами. При участии представителей Пограничной службы ФСБ России проведена значительная работа в интересах международно-правового оформления государственной границы, решения пограничных вопросов и развития сотрудничества с нашими соседями. В целях обустройства государственной границы РФ и создания пограничной инфраструктуры в 2006 году продолжена реализация Федеральной целевой программы "Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 годы)" и "Комплексного плана усиления охраны и обустройства государственной границы в Северо-Кавказском регионе на период до 2007 года".

В прошедшем году на участках Северного Кавказа и границе с Казахстаном проведен комплекс мероприятий по созданию современной пограничной инфраструктуры, включающий оснащение современными техническими средствами и строительство помещений служебного и социального назначения.

В 2006 году принята Концепция формирования системы береговой охраны Федеральной службы безопасности РФ на период до 2010 года. В ее рамках организована работа по созданию многофункциональной Береговой охраны и установлению комплексной системы наблюдения за надводной обстановкой. В прошлом году в рамках технического оснащения пограничных органов приняты к реализации "Программа вооружения Пограничной службы ФСБ России на 2006-2015 годы" и "Основные направления технического развития Пограничной службы на период до 2015 года". Непрерывно ведется разработка технических средств охраны границы нового поколения.

И еще один важный момент. В пограничных управлениях ФСБ России начата работа по формированию подразделений мобильных действий и специального назначения.

- А каковы основные результаты оперативно-служебной деятельности пограничных органов ФСБ России в прошлом году?

- В 2006 году задержано около 10 тысяч нарушителей границы. Большинство задержаний приходится на российско-казахстанский, российско-литовский и российско-китайский участки государственной границы. Особо хочется отметить, что в минувшем году прорывов через государственную границу Российской Федерации бандформирований, групп и незаконных вооруженных формирований не было. За год пограничными органами было задержано более 2,5 тонны наркотических средств и психотропных веществ, причем 84% от общего объема - на российско-казахстанском участке.

Через государственную границу в 2006 году проследовало более 100 млн. человек, в том числе свыше 40 млн. иностранных граждан. В ходе пограничного контроля через государственную границу на законных основаниях не пропущено свыше 120 тысяч граждан и лиц без гражданства. Большинство из них являются потенциальными незаконными мигрантами. Сотрудниками пограничного контроля выявлено около 15 тысяч человек, которым закрыт въезд в Российскую Федерацию. С 2003 по 2006 г. число лиц этой категории увеличилось в 26 раз.

За указанный период задержано контрабанды и незаконно перемещаемых через государственную границу товаров и грузов на общую сумму свыше 320 млн. рублей. Изъято более 120 единиц огнестрельного оружия и около 14 тысяч штук боеприпасов. В целом анализ результатов оперативно-служебной деятельности по защите и охране государственной границы Российской Федерации пограничными органами ФСБ России позволяет сделать вывод, что пограничные органы не снизили эффективности своей оперативно-служебной деятельности.

- Расскажите, пожалуйста, подробнее о процессе реформирования пограничных органов ФСБ России, который продолжался в ушедшем году. В чем его цель? К чему удалось прийти?

- Осуществлен переход от военно-административной организации Пограничных войск к системе пограничных органов Федеральной службы безопасности, построенных по территориальному принципу. Сформированы 7 региональных пограничных управлений и 35 пограничных управлений ФСБ России в приграничных субъектах Федерации. Они стали основным органом управления пограничной деятельностью в пределах приграничной территории субъекта Федерации. Это самостоятельная управленческая административно-хозяйственная единица, обладающая, кроме того, всеми полномочиями по планированию своего обеспечения, распределению финансовых и материально-технических средств.

Уточнены функции центрального аппарата, что позволило оптимизировать его структуру и на четверть сократить численность. После вхождения Пограничной службы в состав Федеральной службы безопасности проведены мероприятия по объединению и созданию единых систем связи, подготовки кадров, медицинского, авиационного и иного обеспечения.

- Стало ли спокойней на северокавказском участке границы? Как идет его обустройство?

- Нужно отметить, что федеральными органами власти, руководством Чеченской Республики, Республики Ингушетия и Республики Дагестан ведется большая и целенаправленная работа по улучшению общественно-политической и экономической обстановки, повышению авторитета местных органов власти непосредственно в административных центрах и населенных пунктах. Однако, несмотря на принимаемые меры, оперативная обстановка остается сложной и противоречивой. Сохранению напряженности способствуют социально-политические, экономические трудности и противоречия, деятельность криминальных элементов и сторонников исламского экстремизма. Главари бандгрупп, пытаясь сохранить свое влияние, вряд ли откажутся от планов дестабилизации обстановки, проведения диверсионно-террористических акций в отношении объектов федеральных сил, представителей исполнительной власти и правоохранительных органов. Поэтому в целях обеспечения надежного прикрытия государственной границы в Северо-Кавказском регионе продолжается построение качественно новой системы защиты и охраны государственной границы Российской Федерации.

Согласно ФЦП и Комплексному плану усиления охраны и обустройства государственной границы Российской Федерации в Северо-Кавказском регионе в настоящее время построено 36 пограничных застав. Будет построено еще столько же. Таким образом, к исходу 2007 года будет введено 72 современных пограничных городка. Продолжается строительство комплексов пограничных управлений в городах Грозный, Магас, проектирование пограничных управлений в населенных пунктах Каспийск, Хунзах, Владикавказ, Нальчик.

Идет процесс обеспечения подразделений пограничных органов современными образцами вооружения, военной и специальной техники. На пограничных заставах Северо-Кавказского региона завершены государственные и приемо-сдаточные испытания комплексов технических средств пограничных застав первой очереди. Наряду с укреплением рубежей на Северном Кавказе осуществляется строительство и приобретение жилья для семей военнослужащих.


Пограничные будни в Чечне по-прежнему сопряжены с опасностью.
Фото Петра ИЛЮШКИНА
- Не секрет, что граница с Казахстаном не только самая протяженная в мире, но и недостаточно обустроенная пограничной инфраструктурой в силу своей новизны. Как изменилась ситуация за этот год?

- Анализ работы показывает, что за последние пять лет количество ежегодно задерживаемых на этом участке наркотических средств возросло на 512%, контрабанды товаров народного потребления - на 17%, пассажиропоток через пункты пропуска увеличился на 30%. Рост масштабов контрабандной деятельности на российско-казахстанском участке границы наносит значительный ущерб экономике РФ и приграничных регионов. В прошлом году во взаимодействии с таможенной службой на российско-казахстанской границе задержано около 40% всей контрабанды, изъятой пограничными органами на государственной границе Российской Федерации.

Вот почему этот участок государственной границы, наряду с северокавказским, требует государственной заботы и повышенного внимания Пограничной службы ФСБ России. В 2006 году начался активный период по его обустройству. В рамках ФЦП на российско-казахстанском участке государственной границы предусмотрено строительство 216 различных объектов: пограничных управлений, служб, районных (межрайонных) отделов, пограничных (линейных) отделений (застав). Спланированы строительство и реконструкция сооружений для визуального и технического наблюдения и контроля, дорог, мостов из сборных металлических и железобетонных конструкций.

Процесс обустройства всего участка государственной границы с Республикой Казахстан должен быть завершен к 2010 году. Вместе с тем планируется создать благоприятные условия для сохранения и развития добрососедских отношений между жителями приграничья России и Казахстана. Этому в значительной степени способствует подписанное в прошлом году Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о порядке пересечения границы жителями приграничных территорий. Оно предусматривает пересечение границы не только в действующих пунктах пропуска, но и в других специально определенных местах.

- Как, по вашему мнению, должны повлиять на ситуацию в приграничье, борьбу с трансграничной преступностью изменение пределов погранзон в субъектах Федерации и введение новых правил пограничного режима ?

- Пограничный режим призван создавать необходимые условия охраны государственной границы. Одна из приоритетных задач пограничных органов - надежная защита личности, общества и государства от терроризма и противоправной деятельности организованных преступных группировок, сфера деятельности которых в приграничье очень широка: от незаконного перемещения через границу наркотических средств, психотропных веществ, оружия и боеприпасов до расхищения национальных богатств. Поэтому государство вынуждено в соответствии с существующими угрозами принимать необходимые меры по надежному обеспечению безопасности государственной границы. Пограничный режим в приграничных субъектах России - одна из таких мер. Органы государственной власти, органы местного самоуправления и население приграничных субъектов Федерации с пониманием относятся к мерам, осуществляемым ФСБ России в области пограничного режима, и оценивают их положительно.

Но установленные пределы пограничной зоны и правила пограничного режима не догма. По отдельным вопросам в области пограничного режима практика реализации изданных приказов выявила необходимость уточнения и изменения их положений. Поэтому сейчас ведется активная работа по изучению и всестороннему анализу сложившейся ситуации, продолжается подготовка совместно с заинтересованными органами государственной власти приграничных субъектов Федерации обоснованных и согласованных предложений по внесению изменений в российское законодательство о государственной границе и в нормативные правовые акты ФСБ России по вопросам пограничного режима.

Необходимо отметить, что после издания приказов ФСБ России об установлении пределов пограничной зоны и о введении правил пограничного режима в целях информирования общественности и населения ведется работа по разъяснению гражданам, проживающим на приграничных территориях, требований пограничного режима.

- Какие направления морских границ остаются напряженными? Что удалось сделать по усилению контроля надводной обстановки?

- Ответ на этот вопрос хотелось бы начать с цифр. Они очень показательны. В 2006 году силами Береговой охраны пограничных органов ФСБ России осмотрено около 30 тысяч судов, из них более 1200 - иностранные. За различные нарушения задержано 1100 судов и малых плавсредств (около 100 - иностранные), около 5 тысяч тонн незаконно выловленных морских биологических ресурсов. Общая сумма наложенных штрафов и предъявленных исков о возмещении ущерба составила 455 млн. рублей и около 350 тыс. долларов США. За различные нарушения оштрафовано более полутора тысяч юридических и должностных лиц (из них 73 - иностранных). По решению суда в пользу государства конфисковано 20 российских и 3 иностранных судна.

Например, в ходе специальной пограничной операции "Тайфун", проведенной силами Береговой охраны ФСБ России, в 2006 году было осмотрено 2300 судов (для сравнения, в 2005 году - 1017), задержано 54 судна (в 2005 году - 9), конфисковано - 5 судов (в 2005 году - 0). Эта динамика говорит о повышении эффективности применения сил Береговой охраны. А по результатам специальной межведомственной операции "Рубеж-2006" возбуждены уголовные дела по фактам незаконного промысла и вывоза биоресурсов за пределы Российской Федерации в отношении 77 юридических лиц, 118 судов-нарушителей.

Исходя из обстановки можно выделить два особых направления - Дальневосточное и Каспийское, где деятельность пограничных органов направлена на борьбу с нарушениями в области природоохранного законодательства. Кроме того, Каспийский регион, безусловно, требует повышенного внимания из-за проявлений терроризма. В Дальневосточном регионе браконьерами ведется широкомасштабный сверхлимитный вылов водных биологических ресурсов. 14 раз в прошедшем году на этом направлении морские пограничники были вынуждены применять оружие.

Для изменения ситуации в этой сфере ФСБ России разработана Концепция формирования системы береговой охраны Федеральной службы безопасности РФ на период до 2010 года. Она включает комплекс мер правового, научного, организационного и технического характера. Кроме того, для решения данной проблемы Пограничная служба ФСБ России взаимодействует с пограничными ведомствами (береговыми охранами) государств северной части Тихого океана, Балтийского и Черноморского регионов, принимает участие в работе органов, осуществляющих координацию пограничного сотрудничества в рамках Союзного государства, государств-членов Евразийского экономического сообщества и государств-участников Содружества Независимых Государств.

Дмитрий МИХАЙЛОВ

Опубликовано в выпуске № 6 (172) за 14 февраля 2007 года

Loading...
Загрузка...
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц