Версия для печати

Козыри для внешних рынков

Надо не просто сохранить, но и наращивать объемы ВТС
Гутенев Владимир Песков Алексей
Фото: rostec.ru

В работе отраслевых комитетов Союза машиностроителей России и соответствующих экспертных советов Государственной думы РФ, которые создавались симметрично госпрограммам – есть по авиастроению, судостроению, электронно-компонентной базе и так далее, решаются вопросы синхронизации государственной поддержки диверсификации – с одной стороны, а с другой – формирование спроса по всем значимым направлениям. Медицинское оборудование, фармацевтика, энергетическое и транспортное машиностроение – сектор приложения сил огромный. Мы понимаем, что предприятиям ОПК будет непросто добиться тех цифр, которые обозначил президент: 30 процентов гражданской продукции к 2025 году и 50 процентов к 2030-му. Хотя отдельные предприятия уже сейчас достигли таких показателей. Но речь не об отдельных победах, а о системных решениях – как обозначил председатель Госдумы Вячеслав Володин, нам за весеннюю сессию предстоит не просто разработать, но внести и принять в трех чтениях законы, обеспечивающие выполнение поручений президента. Мы прекрасно понимаем, что мировая политическая конъюнктура весьма неблагоприятна, но это лишь убеждает в том, что находимся на верном пути. Политика сдерживания может применяться только к сильному сопернику. Чрезвычайно важно то, что президент в Послании Федеральному собранию назвал прагматичным подходом: мы должны выстраивать наши международные отношения в первую очередь с точки зрения собственных экономических выгод.

В лоббировании закупок импортной продукции в противовес собственной часто превалирует не корыстный интерес чиновника, а привычка и комфорт

Возникает вопрос: не приведет ли государственная поддержка предприятий ОПК в конечном итоге к возрождению плановой экономики? На мой взгляд, принятие закона о государственном стратегическом планировании – это предельный этап плановости, который, с одной стороны, не позволяет создавать переразмеренные мощности и рационально относиться к бюджетным средствам, а с другой – не душить коммерческую предприимчивость и эффективность. Мое глубокое убеждение – одним из основных драйверов диверсификации ОПК станет малый и средний бизнес, с которым «оборонка» будет активно развивать свои деловые отношения.

Конверсия выгодна всем – и ОПК, и территориям, поскольку будет способствовать появлению большого числа квалифицированных рабочих мест с высокой заработной платой, увеличатся отчисления в местные и федеральный бюджеты. А главное – конверсия и импортозамещение – два параллельных пути, по каждому из которых мы движемся в сторону технологической, интеллектуальной, промышленной, продовольственной и прочих безопасностей, что в нынешних геополитических условиях для нас приобретает критическое значение. Мне кажется, что в лоббировании закупок импортной продукции в противовес собственной часто превалирует не корыстный интерес того или иного чиновника, а привычка и комфорт. Потому что разработать, сертифицировать и наладить выпуск изделий, востребованных в реальном секторе, – это в первую очередь тяжелый труд. Не все руководители, которые могут быть потребителями такой продукции, по своей воле встанут на этот путь. Мы имеем опыт введения определенных преференций для малого и среднего бизнеса с увеличением его квот по госконтрактам с 10 до 15 процентов. Если внимательно присмотреться к поручениям президента, видно несколько тезисов, впрямую отсылающих к нормам протекционизма по госзакупкам, госконтрактам и заказам крупных монополий с государственным участием. Упор делается на предприятия ОПК, которым для налаживания серийного производства необходима опора на существующий спрос. И первый импульс должны дать госкомпании, обеспечивающие бюджетные закупки. Необходим и протекционизм на внешних рынках, поскольку несмотря на весьма серьезные меры противодействия со стороны НАТО, число наших зарубежных партнеров увеличивается. Это очень хорошо видно по военно-техническому сотрудничеству, где для нас открываются рынки, на которых еще несколько лет назад мы не присутствовали. А главное – нашим основным аргументом перестает быть традиционное соотношение цены и качества, что долгие годы было основным козырем. Следующее поколение ВВТ, которое мы предлагаем на внешних рынках, независимость и самостоятельность России делают нас весьма интересным поставщиком. Надеюсь, что те преференции, которые там имеет наш ОПК, распространятся и на сегмент гражданской продукции.

В текущей политической ситуации объем гособоронзаказа вряд ли останется неизменным, особенно если учитывать противодействие в области военно-технического сотрудничества, направленное на то, чтобы сорвать заключенные ранее контракты и противостоять достаточно мощной экспансии российского ОПК на внешних рынках. Поэтому он нуждается в соответствующем законодательном обеспечении, чтобы не только сохранить нынешние объемы ВТС, но и наращивать их. Наряду с другими инструментами по продвижению вооружений предлагаю рассмотреть предоставление Рособоронэкспорту дополнительных возможностей по формированию запасов для реализации уже произведенных ВВТ – ведь продажа уже имеющегося в наличии вооружения, а не предлагаемого в некой перспективе, значительно стимулирует покупателя к увеличению объемов заключаемых контрактов.

Владимир Гутенев,
председатель Комиссии Госдумы по развитию ОПК
Подготовил Алексей Песков

Опубликовано в выпуске № 12 (725) за 27 марта 2018 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...