Версия для печати

Ахилл – похититель атома — часть I

Советский швед с канадским паспортом проник в святая святых США
Кондрашов Вячеслав

Разведуправление Красной армии было сильно людьми, ради безопасности страны добывавшими самые охраняемые секреты. Руководитель резидентуры в США Артур Адамс – один из самых удачливых советских нелегалов. Он добился выдающихся результатов по линии военно-технической разведки, сумел раскрыть атомные секреты американцев, тем самым ликвидировав их монополию на крайне опасный новый вид оружия.

Артур Адамс родился в 1885 году в шведском городе Эскильстуне, крупном промышленном центре. Как позже разведчик писал в автобиографии, его отец был инженером-мукомолом, мать – учительницей родом из Петербурга.

Эмигрант из Минных классов

Детство было трудным, мальчик не помнил отца, умершего в 1891-м. Мать, оставшаяся с тремя сыновьями без средств, вернулась в Россию. Через четыре года тоже скончалась. Старшие братья – Георгий и Барнард уехали в Петербург, затем эмигрировали и больше младший Адамс их никогда не видел. Артура приютил и взял на воспитание друг отца – инженер Витте. 11-летнего мальчика устроили в школу при Минных классах Балтийского флота в Кронштадте. Дисциплина там была армейская, так что от младых ногтей Адамс привык подчиняться и выполнять приказы.

Отпраздновавший 50-летие, занимавший по современным понятиям пост замминистра Адамс принял предложение переквалифицироваться в разведчика

Еще в классах Артур ознакомился с социалистической литературой, тайком распространявшейся в военно-морской базе, затем и сам вступил на поприще революционера, занимался в кружках, связанных с местной организацией РСДРП. Позже в воспоминаниях писал, что ему временами поручалась мелкая работа городской организации как по распространению прокламаций, так и по хранению литературы.

В 1903-м выпускника Адамса послали на практику в минные мастерские судостроительного завода в Николаеве. Уезжая, он получил в кронштадтской парторганизации условия явки, чтобы связаться с ячейкой РСДРП на новом месте. Прибытие на завод совпало с началом всеобщей стачки, охватившей юг России. Артур активно участвовал в событиях, за что был уволен.

Переехал в соседний Херсон, где некоторое время работал в мастерских, затем стал техником-практикантом на судне, чистящем дно устья Днепра. Революционной деятельности Адамс не оставил и попал под арест за распространение прокламаций у военных казарм. Был жестоко бит полицейскими, почти всю жизнь у него сильно болел позвоночник. При обыске обнаружили пропагандистские материалы, печать и книжку для сбора денег в пользу партии. Это грозило сроком.

До суда Адамса больше года продержали в тюрьме, в сентябре 1905-го его приговорили к вечной ссылке, но по возрасту заменили ее шестью годами заключения в тюремной крепости.

Революция 1905 года вынудила царское правительство пойти на уступки, в стране объявили широкую амнистию, под которую попал и Адамс. Вскоре после освобождения вновь арестован и определен к высылке в Олонецкую губернию. Бежал, сумел добраться до Одессы, где был задержан. Полицейские проверили по картотеке, кто таков, и установили, что беглец из карельской ссылки: сведения о нем пришли раньше, чем Адамс добрался до Одессы. Суд приговорил его к новой ссылке – в Якутию, откуда бежать труднее. Поэтому Адамс совершил побег по дороге к новому месту. Поскольку он числился по жандармскому учету как участник революционных бунтов, пришлось перебраться в Финляндию, где находили убежище многие российские социал-демократы. Средств на жизнь не было, поэтому, используя фальшивый паспорт, полученный с помощью партийных связей, Адамс устроился на работу в финское отделение Всеобщей компании электричества. В монтажной бригаде этой фирмы работал в Александрии и Каире, затем в Милане, больше полугода прожил в Буэнос-Айресе, где его арестовали за участие в забастовках и вооруженных столкновениях с полицией. В тюрьму не попал, но из страны выслали.

Как позже вспоминал разведчик, после нескольких месяцев он попал в Северо-Американские Штаты, оттуда перебрался в Канаду, где поступил в Инженерную школу при университете. Это было в январе 1909 года. В США Адамс въехал, предъявив свидетельство о рождении, выданное шведскими властями, что оказалось достаточным для тамошней миграционной службы. В Штатах было множество вакансий для технических специалистов, поэтому Артур быстро нашел работу: вначале на судостроительной верфи, затем на заводе электрических машин. Жизнь эмигранта легкой не была – приходилось учиться и работать, но Адамс поставил цель и добился своего – получил специальность инженера-конструктора. Стал гражданином Канады, что еще больше закрепило его положение. С 1913 по 1919 год выходец из России с канадским паспортом работал на нескольких крупных предприятиях: «Рессель» в Торонто и заводе Форда в Детройте, инструментальном заводе Блайера. Продолжал партийную деятельность, за что несколько раз увольняли, но хороший инженер быстро находил новую работу.

Шла Первая мировая, Адамса призвали в американскую армию. Он служил в технической службе командования сухопутных войск США, затем его, дипломированного специалиста, направили на курсы офицеров национального резерва. После окончания выпускникам присваивали офицерские звания. Адамс, показавший высокие результаты в учебе, стал капитаном, через некоторое время получил майора.

После окончания войны в Европе демобилизовался. Русский отдел американской компартии, членом которой Адамс был с 1918 года, рекомендовал его на работу в представительство РСФСР в США, неофициально называвшееся «Миссией Мартенса», поскольку дипотношения между странами не были установлены. Людвиг Мартенс и его сотрудники собирали техническую информацию, необходимую для создания и развития современной промышленности в советской России, искали высококлассных технических специалистов, имевших желание поработать в РСФСР.

Для Адамса это была верная возможность вернуться на Родину, где победила революция, за которую он боролся. Артура назначили заведующим техотделом, он отбирал перспективные проекты, которые можно было реализовать в народном хозяйстве Советского государства. По инициативе Адамса российской стороне были переданы документы по организации производства ванадиевой, марганцевой, вольфрамовой и других сталей, а также отбеленного чугуна, необходимых для оборонной промышленности.

Именно в Америке Адамс женился. В 1918 году в редакции журнала Soviet Russia он познакомился с машинисткой Доротеей Кин, дочерью иммигранта из России, профессора Бостонского университета. Скажу сразу: пока ее муж жил на нелегальном положении в США, Доротея работала переводчицей в московском представительстве газеты «Нью-Йорк таймс», оставалась американской гражданкой и каждый год ездила на родину.

Отец советского автопрома

В 1921 году американские власти из-за отказа правительства США признать Советское государство закрыли «Миссию Мартенса». Адамсу разрешили вернуться в РСФСР. Поселившись в Петрограде, он встал на учет в местную парторганизацию как бывший член РСДРП. Во время Кронштадтского восстания был направлен в отряд особого назначения 2-го района, участвовал в боях с мятежниками.

С учетом инженерного образования и большого практического опыта Адамса назначили директором АМО (Автомобильное московское общество). В мире позднее узнали это предприятие как ЗИС, потом ЗИЛ. Завод того времени – ремонтное предприятие, восстанавливавшее уцелевшие в годы Гражданской войны иностранные автомобили. Автотрест ВСНХ требовал от Адамса превратить его в полноценное производство, начав с агрегатов и узлов, для последующей сборки грузовиков, копирующих западные образцы. Инженеру, работавшему у Форда, не удалось наладить в СССР передовое автомобилестроение. Он столкнулся с непониманием подчиненных, низкой трудовой дисциплиной набранного по деревням персонала. Партийная и профсоюзная организации жаловались наверх на чрезмерную жесткость и строгость директора – Адамс щедро штрафовал и наказывал выговорами нарушителей. В итоге к 1923 году сумели выпустить несколько трехтонных грузовиков, а Адамс написал заявление об уходе. Однако о первом директоре на заводе не забыли, в музее ЗИЛа висит его портрет.

Карьера инженера с зарубежным дипломом продолжилась на других ответственных постах, молодой советской республике не хватало подготовленных технических кадров. Работал в Центральном управлении государственных автомобильных заводов СССР, затем членом правления Авиатреста, поскольку там не было специалистов по двигателестроению. В 1931 году Адамса назначили помощником начальника Глававиапрома ВСНХ СССР.

Он неоднократно бывал за рубежом, преимущественно в США, поскольку многое знал о работе крупнейших американских предприятий, налаживал сотрудничество в автомобильной и авиастроительной отраслях. Используя предыдущий опыт, обладая высокой коммуникабельностью и деловой хваткой, Адамс привозил из командировок ценную для страны техническую документацию. Это было известно в Разведывательном управлении Красной армии, там присматривались к специалисту с высшим инженерным образованием, свободно владеющему несколькими языками.

Инженер с дипломом и легендой

Начальник Разведупра Ян Берзин лично подбирал кадры для нелегальной работы за рубежом. Он познакомился с Адамсом в 1924-м, когда попросил того проанализировать западные специализированные журналы и составить отчет о последних технических новинках. Документ был подготовлен быстро и содержал полезные сведения. Глава военной разведки решил пригласить Адамса перейти в Разведывательное управление РККА и готовить к специальной командировке. И тот, уже отпраздновавший пятидесятилетие, занимавший высокий пост, соответствующий по современным понятиям рангу замминистра, принял неожиданное предложение.

Окончание читайте в следующем номере.

#Артур Александрович Адамс #Людвиг Карлович Мартенс #Ян Карлович Берзин #Дмитрий Константинович Мурзин

Опубликовано в выпуске № 12 (725) за 27 марта 2018 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...