Версия для печати

Нереализованный потенциал

Перминов Анатолий
В настоящее время завершается согласование проекта Федеральной космической программы на 2006-2015 гг. Проект программы предусматривает значительное расширение спектра задач, решаемых в интересах органов государственной власти Российской Федерации различного уровня, укрепления международного сотрудничества, развития науки и перспективных технологий.

Анатолий Перминов
Фото пресс-службы ФКА


КОСМОС НА СЛУЖБЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


В настоящее время завершается согласование проекта Федеральной космической программы на 2006-2015 гг. Проект программы предусматривает значительное расширение спектра задач, решаемых в интересах органов государственной власти Российской Федерации различного уровня, укрепления международного сотрудничества, развития науки и перспективных технологий.
{{direct_hor}}
Оценивая опыт реализации предшествующей федеральной космической программы, в качестве одного из основных ее недостатков следует отметить слабую ориентацию результатов космической деятельности на решение насущных проблем развития субъектов Российской Федерации.

В последние годы практически во всех регионах страны наблюдается бурный рост информационных технологий, многие из которых готовы к практическому внедрению. Однако этот процесс зачастую имеет стихийный характер и не всегда опирается на применение современных космических технологий.

Главная причина такого положения заключается в том, что еще не отработаны базовые положения и механизмы региональной космической политики Российской Федерации, способные обеспечить эффективное внедрение космических технологий в практику жизни и деятельности субъектов Российской Федерации.

В решении этой задачи заключены колоссальные резервы как для ускорения социально-экономического развития регионов России и повышения качества жизни их населения, так и для совершенствования космической деятельности страны в целом.

Очевидно, что такая масштабная и многоплановая работа может быть успешно выполнена только на основе организации непрерывного взаимодействия Роскосмоса и субъектов Российской Федерации.

С одной стороны, Роскосмос и подведомственные ему предприятия с учетом региональной специфики должны понять потребности регионов в конкретных результатах космической деятельности.


Космические технологии открывают новые возможности для развития регионов Российской Федерации.
Фото пресс-службы ФКА
В то же время регионы должны понимать и оценивать реальные возможности космических систем и динамику их развития. А главное - четко сформировать, какие космические услуги и информация нужна именно этому региону.

Буквально в последнее время мы сумели найти и начали реализовывать принципиально новую организационную форму совместной работы с субъектами Российской Федерации.

В октябре - декабре текущего года по инициативе подведомственного Роскосмосу ФГУП "Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения" Роскосмосом, администрациями Тамбовской, Ярославской и Новосибирской областей были подготовлены и подписаны соглашения о взаимодействии в области развития использования космических систем, средств и технологий.

В завершающей стадии находится согласование таких соглашений с Республикой Удмуртия, Смоленской, Пензенской, Самарской, Орловской, Сахалинской и некоторыми другими областями. Более чем с сорока другими субъектами Российской Федерации ведется предметная работа по обсуждению проектов этих документов для того, чтобы наиболее полно учесть потребности регионов.

Целью такого сотрудничества является достижение с использованием космических систем качественно нового уровня информатизации и автоматизации решения задач социально-экономического развития и обеспечения безопасности жизнедеятельности субъектов Российской Федерации.

В качестве основных направлений сотрудничества предлагаются:

- координация, совместное планирование и выполнение программ (проектов, работ) по созданию информационно-управляющих и иных систем на базе использования космических систем навигационно-временного, геодезического и гидрометеорологического обеспечения, связи, управления, ретрансляции и передачи данных, дистанционного зондирования Земли и других систем;

- создание, развертывание и применение базовых региональных навигационно-информационных систем (РНИС), обеспечивающих комплексное решение задач как социально-экономического развития, так и обеспечения безопасности жизнедеятельности регионов;

- создание и развитие в составе РНИС региональных навигационных систем для решения задач позиционирования с необходимой точностью в интересах выполнения кадастровых, геодезических, строительных и других работ, повышения эффективности функционирования служб областного, (республиканского) и городского хозяйства;

- развитие региональных автоматизированных систем управления социально-экономическим развитием регионов, включая пункты управления, ситуационные центры руководителей субъектов Российской Федерации, системы автоматизации, связи и передачи данных, обеспечения контроля и прогнозирования базовых региональных социально-экономических показателей;

- развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры организаций, муниципальных образований и субъектов Российской Федерации в целом на базе использования существующих и перспективных сетей телерадиовещания, космических систем связи и передачи данных, высокоточного позиционирования и мониторинга;

- создание, развитие и применение автоматизированных систем мониторинга и прогнозирования угроз террористического, природного, техногенного, экологического и иного характера, обеспечения безопасности жизнедеятельности, включая системы мониторинга критически важных объектов и опасных грузов;

- создание региональных центров системного мониторинга и оперативного управления, систем обеспечения химической и биологической безопасности и социально-гигиенического мониторинга;

- повышение эффективности сельскохозяйственной деятельности, землепользования и земледелия, использования природных ресурсов;

- создание региональных систем (центров) приема, обработки и распределения информации дистанционного зондирования Земли, включая развертывание постоянно действующих подспутниковых полигонов;

- развитие, системная увязка и применение геоинформационных систем различного назначения, включая цифровые карты регионов;

- обучение и подготовка специалистов в сфере создания, развития и прикладного использования космических систем, формирование совместных инновационно-внедренческих и образовательных центров перспективных технологий;

- внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий, технологий развития приборостроения и перспективной элементной компонентой базы.

Особое значение уделяется совместному с регионами формированию сети операторов по оказанию на территории субъектов Российской Федерации услуг в сфере использования космических технологий. При этом многие операторские функции могут и должны взять на себя региональные операторы.

Часть услуг, прежде всего в области создания и поддержания в регионах базовых информационных полей, видимо, возьмут на себя федеральные операторы. Представляется, что к таким услугам можно было бы отнести организацию межрегионального взаимодействия, создание и использование высокоточного навигационного поля, информационных систем на базе государственной телерадиовещательной сети, геоинформационных и ряда других базовых систем.

В настоящее время пилотные проекты базовых региональных навигационно-информационных систем реализуются в Ярославской и Тамбовской областях, частично в Самарской, Смоленской, Новосибирской и некоторых других областях. Замыслом этих проектов предусматривается отработка типовых технических и организационных решений с их последующим "тиражированием" в других субъектах Российской Федерации, безусловно, с учетом их специфики.

Предусматривается обеспечить внедрение перспективных технологий в такие сферы деятельности, как управление транспортом, дорожное, жилищно-коммунальное и энергетическое хозяйства, строительство, медицина, здравоохранение и образование, создание кадастра земель и имущества и многие другие сферы.

Предварительные результаты работ показали, что внедрение региональных навигационно-информационных систем может внести существенный вклад в развитие регионов.

В современных условиях особую остроту приобрели задачи, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности населения. Поэтому в рамках пилотных проектов создаются базовые автоматизированные системы мониторинга критически важных объектов, особо опасных грузов и природных явлений, управления транспортными средствами оперативных служб, оповещения населения, социально-гигиенического мониторинга.

В настоящее время по поручению правительства Российской Федерации Роскосмос завершает согласование с федеральными органами исполнительной власти проекта концепции федеральной системы мониторинга критически важных и (или) опасных объектов Российской Федерации на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу. Такой документ разрабатывается впервые. Он должен стать руководством к действию в области обеспечения безопасности жизнедеятельности для всей страны и ее регионов.

Для отработки вопросов взаимодействия и информационного сопряжения субъектов Российской Федерации при решении этих и ряда других задач предполагается разработать и осуществить межрегиональный пилотный проект в рамках Центрального федерального округа. В октябре и ноябре 2004 г. в городах Тамбов и Ярославль в масштабах этого федерального округа Роскосмосом (ФГУП "РНИИ КП") была проведена презентация вышеизложенного подхода к информационной поддержке социально-экономического развития и обеспечения безопасности жизнедеятельности субъектов Российской Федерации. Одновременно был продемонстрирован ряд отработанных технологий, включая создание высокоточного навигационного поля, обеспечения мониторинга транспортных средств, передачу информации по телерадиовещательным сетям и другие технологии. Этот подход получил положительную оценку и поддержку представителей регионов и федерального округа.

Отрадно подчеркнуть, что наши контакты с администрациями субъектов Российской Федерации проходят в конструктивной и творческой атмосфере, имеют взаимную практическую пользу.

В тоже время мы отдаем себе отчет, что предстоит пройти достаточно долгий и тернистый путь для того, чтобы использование космических технологий стало нормой повседневной жизни регионов. Но другого выбора у нас нет.

Опыт совместной с регионами работы показал, что укрепление взаимодействия между Роскосмосом и субъектами Российской Федерации - это огромный нереализованный потенциал в осуществлении социально-экономической и оборонной политики нашей страны, в том числе в выполнении в полном объеме утвержденных президентом Российской Федерации "Основ политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2010 г.".

Анатолий ПЕРМИНОВ,
руководитель Федерального космического агентства

Опубликовано в выпуске № 50 (67) за 29 декабря 2004 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц