Версия для печати

Итог совместной работы

Коротченко Игорь
Завершены государственные испытания берегового ракетного комплекса "Бал-Э", оснащенного противокорабельными ракетами Х-35Э разработки ОАО "Корпорация "Тактическое ракетное вооружение". Головным разработчиком комплекса является Конструкторское бюро машиностроения, ставшее согласно указу президента РФ членом Корпорации в мае 2004 г. О том, как проходили работы по созданию и испытанию комплекса, рассказывает заместитель генерального конструктора Корпорации Анатолий ГЛАЗКОВ.

Анатолий Глазков


УСПЕШНО ЗАВЕРШЕНЫ ИСПЫТАНИЯ БРК "БАЛ-Э"


Завершены государственные испытания берегового ракетного комплекса "Бал-Э", оснащенного противокорабельными ракетами Х-35Э разработки ОАО "Корпорация "Тактическое ракетное вооружение". Головным разработчиком комплекса является Конструкторское бюро машиностроения, ставшее согласно указу президента РФ членом Корпорации в мае 2004 г. О том, как проходили работы по созданию и испытанию комплекса, рассказывает заместитель генерального конструктора Корпорации Анатолий ГЛАЗКОВ.
{{direct_hor}}
ЛИЧНОЕ ДЕЛО

ГЛАЗКОВ Анатолий Иванович

Кандидат технических наук, старший научный сотрудник. Родился в 1946 г. Закончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е. Жуковского по специальности "вооружение пилотируемых летательных аппаратов". Долгое время находился на военной службе в 30 ЦНИИ Министерства обороны. Награжден орденом Почета. В ОАО "Корпорация "Тактическое ракетное вооружение" работает с 1997 г., в настоящее время - в должности заместителя генерального конструктора. Под его непосредственным руководством был выполнен этап наземной и лабораторно-стендовой отработки, проведен заключительный этап испытаний корабельного ракетного комплекса "Уран-Э" с ракетой Х-35Э. Принимал участие в испытаниях берегового ракетного комплекса "Бал-Э".


- Анатолий Иванович, российский Военно-морской флот уже имеет на вооружении береговые ракетные комплексы. Поясните, пожалуйста, для чего потребовалось создавать новый?

- Береговой ракетный комплекс (БРК) "Бал-Э" фактически идет на смену уже длительное время находящемуся на вооружении комплексу "Рубеж", который по меркам сегодняшнего дня в значительной степени морально устарел, хотя и продолжает оставаться достаточно грозным оружием. "Бал-Э" представляет собой следующее поколение береговых ракетных комплексов, призванных защищать побережье страны.

Заказчиком комплекса является ВМФ РФ, которым сформулированы основные требования к его тактико-техническим характеристикам. Разработчиками были приняты все меры к тому, чтобы их детище в полной мере им соответствовало.

Мы надеемся, что будет принято решение об обновлении вооружения береговых ракетных частей ВМФ. Именно по этой причине в состав боевых расчетов на государственных испытаниях нового комплекса были приглашены военнослужащие, эксплуатирующие БРК "Рубеж". Они положительно отозвались о "Бал-Э".

- Хотелось бы представить, как выглядит кооперация разработчиков и производителей БРК "Бал-Э"? Можно ли назвать основных участников создания этого комплекса?

- Кооперация разработчиков БРК "Бал-Э" насчитывает более десяти предприятий. Головным разработчиком стало Конструкторское бюро машиностроения (г. Москва), имеющее большой опыт разработки комплексов подобного класса, и, кстати, КБМ являлось головным разработчиком комплекса "Рубеж", который более 20 лет состоит на вооружении ВМФ России и ряда других стран. Разработчиками основных составных частей комплекса (система целеуказания, система управления подготовкой и пуском ракет, система наведения ракеты, комплекс наземного оборудования и др.) являются предприятия, составлявшие кооперацию разработчиков комплекса "Уран-Э". Благодаря этому нам удалось использовать накопленный опыт, решить проблему унификации многих систем, сократить сроки и затраты на разработку.

Подход со стороны заказчика к процессу разработки этого боевого комплекса был весьма строгим. Регулярно один раз в два месяца на базе головного разработчика - КБ Машиностроения - или головного изготовителя - завода "Тайфун" - проводились советы главных конструкторов, на которых подробно рассматривалось все наработанное за истекший период, намечалась конкретная программа дальнейших действий, решались возникающие спорные или просто сложные организационные и технические вопросы.

- Одно из преимуществ известных береговых ракетных комплексов заключается в их мобильности. Насколько жестко БРК "Бал-Э" привязан к конкретному типу платформы и реализован ли в нем такой важный принцип современных боевых систем как универсальность?

- Сейчас БРК "Бал-Э" базируется на унифицированном шасси МАЗ, на котором монтируется, например, зенитно-ракетная система С-300П.

Общий вес пусковой установки комплекса составляет 40 тонн. При этом собственно ракеты весят лишь восемь тонн, а все остальное - это обеспечивающее "железо", состоящее из автономной энергоустановки, аппаратуры НАСУ, навигационной системы и системы жизнеобеспечения боевого расчета и т. д., - все это скомпоновано в достаточно комфортабельной кабине. Шасси имеет очень хорошие показатели по проходимости и маневренности.

Иностранные заказчики высказывали пожелания иметь более легкую платформу, поскольку у них "Бал-Э" может эксплуатироваться в условиях пересеченной местности, на которой расположено множество малых мостов. С точки зрения использования ракеты, тип платформы не является принципиально важным элементом. Мы свели к минимуму воздействие ракеты на платформу. Она транспортируется и применяется в транспортно-пусковом контейнере, в котором удерживается стопором с разрывным усилием в одну тонну. Это усилие воздействует на ПУ в течение сотых долей секунды при старте ракеты.

Поэтому пакеты ТПК с меньшим числом ракет и системой управления можно монтировать и на гораздо более легкие шасси, например, на КамАЗе.

- Как известно, основой любого ракетного комплекса является управляемая ракета, в случае с "Бал-Э" - это ракета Х-35Э. Какова роль обеспечивающих систем в комплексе?

- Согласен с вами. Основа комплекса - это ракета, все остальные его составные части призваны, в конечном итоге, обеспечить доставку ракеты в нужное место в нужное время. А носители ракеты - будь то ПУ БРК, катер или ракетный крейсер - это, по сути, стартовые платформы для ракет.

В комплексе обеспечивающие системы - весьма сложные, поскольку он создавался как автономный. Он имеет собственные системы разведки, целеуказания, связи.

- В чем заключается особенность системы разведки и целеуказания?

- Глазами комплекса является радиолокационная станция (РЛС) с активным и пассивным каналами.

Пассивный канал, с одной стороны, обеспечивает скрытность применения, однако имеет серьезный недостаток - он не дает информацию о дальности цели. Поэтому при работе в пассивном режиме определение дальности производится путем пеленгации радиоизлучающих целей двумя постами, обеспеченными кодированной связью и возможностью цифрового обмена информацией.

Вычисление координат цели и выдачу целеуказания пусковым установкам осуществляет СКПУС.

Расчет каждой пусковой установки может получать с центрального командного пункта исчерпывающую информацию о цели от собственных источников комплекса, так и географические координаты корабля противника, поступающие от внешних средств целеуказания.

Другими словами, комплекс способен выполнять боевые задачи по очень гибкой схеме.

- Наведение ракеты как-то оптимизировано по силуэту цели?

- По горизонту ракета идет в центр отраженного сигнала, а по вертикали на высоте 3-5 метров над водой. В ходе испытаний при стрельбе по мишеням небольшого размера и по судну-мишени длиной 117 метров ракета попадала фактически в геометрический центр цели.

- А в случае, если цель является групповой?

- Имеющаяся в составе комплекса система НАСУ производит расчет необходимых средств для поражения заданных целей. Оператор имеет возможность задать тип цели - одиночной или групповой, нормы поражения, и получить рекомендованное количество ракет в залпе. Командир может согласиться с рекомендацией системы либо самостоятельно принять иное решение.

- А имеется ли возможность задать класс корабля-цели?

- Конечно, при подготовке пуска ракеты задается тип цели в виде признака (кода), "большая" или "малая" цель.

- Аппаратура сможет рассчитать, сколько ракет требуется, чтобы гарантированно поразить и потопить, условно говоря, цель класса "эсминец"?

- Понятие "потопить" в расчетах используется редко. В соответствии с рекомендациями военных специалистов, применяется термин "вывод из строя и отказ от выполнения боевой задачи". Для этого, применительно к эсминцу, требуются две ракеты. На катер - одна.

- Что представляет собой боевая часть ракеты Х-35Э? Она унифицированная или имеются сменные боевые части?

- Боевая часть унифицированная, осколочно-фугасная проникающего типа, весом 150 кг. Взрыв происходит через сотые доли секунды, необходимые для того, чтобы ракета на всю свою длину, то есть на 3-4 м, вошла в корпус корабля.

Наши партнеры уже применяли ракеты Х-35Э по кораблям-мишеням и это было достаточно эффективно.

- Насколько комплекс способен эффективно выполнять боевые задачи в условиях радиопротиводействия?

- Эти требования были оговорены в ТТЗ заказчика. В целом, все, что на сегодняшний день можно реально сделать в этой области, в нашей ракете реализовано. Все виды испытаний по помехозащищенности головки самонаведения мы провели на стендах 1-го ЦНИИ Минобороны и получили предусмотренные действующими правилами заключения.

Таким образом, требования техзадания в части, касающейся РЭП, мы выполнили в полном объеме.

Вообще говоря, проблема РЭП и эффективность ракетного оружия в условиях радиоэлектронного противодействия в настоящее время находится в центре внимания разработчиков, поскольку технические вопросы, связанные с механикой и динамикой полета, в последнее время решаются достаточно успешно, с использованием традиционной технической базы.

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БРК "БАЛ-Э"


БРК "БАЛ-Э"
Дальность стрельбы, км - до 120
Количество ракет на СПУ и ТПМ - до 8
Интервал пуска ракет, с - не более 3

Максимальная скорость движения, км/час:
- по шоссе - 60
- по бездорожью - 20

Стартовая масса ракеты, кг ~ 620
Суммарный боекомплект комплекса, количество ракет - до 64
Запас хода (без дозаправки), км - 850



- Как проходили испытания комплекса?

- Разработчики БРК "Бал-Э" провели все этапы испытаний: предварительные наземные, заводские, полигонные, после которых было принято решение о представлении комплекса на государственные испытания.

Государственные испытания комплекса, как и любой другой системы, проходили по программе, разработанной НИИ Минобороны на основе действующей нормативной документации, то есть ГОСТов, отраслевых стандартов и оперативно-тактических требований заказчика.

Никаких исключений из этих требований или сокращения объемов испытаний не было. Ну, кроме лишь того, что испытывался не полный дивизион из четырех пусковых установок, а две ПУ. Но для подтверждения правильности функционирования комплекса и проверки эффективности заложенных в нем технических решений этого вполне достаточно. Это было сделано из соображений экономии.

- Как будет строиться дальнейшая работа по этому комплексу?

- Сейчас, в отличие от советских времен, бюджетное финансирование на подготовку производства практически не предусматривается. Заказчик в лице Минобороны платит только за готовые изделия - те, которые пойдут в войска. А то, что изготовителю надо построить цех, закупить оборудование и т.д., в калькуляцию затрат не включается.

Руководители предприятий, понимая важность своих разработок, как с точки зрения государственных интересов, так и перспективы и интересов самих предприятий, самостоятельно изыскивают средства для подготовки производства. Поэтому производственная база была подготовлена в процессе опытно-конструкторской работы. Каких-либо сложностей с переходом к серийным поставкам мы не прогнозируем. Производство ракет мы освоили, их изготовление идет достаточно ритмично. По транспортно-пусковым контейнерам вопрос также решен - их серийное производство налажено на двух предприятиях. "Тайфун" имеет оборудование и опыт изготовления таких крупных объектов, как пусковые установки, командные и транспортно-погрузочные машины.

На следующем этапе мы должны завершить корректировку документации, обеспечить присвоение ей соответствующей литеры и переиздание, после чего будем ждать заказов. В том числе и от инозаказчиков - наших традиционных партнеров.

- В случае заключения внутреннего или внешнего контракта на этот комплекс, где будет осуществляться производственный цикл?

- Состав комплекса рассчитан таким образом, что каждый участник кооперации в состоянии делать свою часть работы автономно, а окончательная компоновка может производиться непосредственно в войсках. Комплекс наземного оборудования также изготавливается автономно.

Иначе говоря, не обязательно иметь головного изготовителя, на которого возложена функция окончательной сборки комплекса. Основные составные части: ракеты в транспортно-пусковом контейнере, пусковые установки, СКПУС и наземное оборудование - могут заказываться раздельно.

В то же время опыт сдачи подобных комплексов заказчикам свидетельствует о том, что для них часто бывает с организационной точки зрения удобнее работать с одним поставщиком всех компонентов комплекса, отвечающим за его сдачу и ввод в эксплуатацию. В этом случае Корпорация "Тактическое ракетное вооружение" готова брать на себя функции головного поставщика.

- Подводя итог, можно ли утверждать, что создание комплекса "Бал-Э" - это важный этап в деятельности Корпорации, знаменующий собой "переориентацию" изначально корабельной ракеты на работу с земли?

- Вообще-то, для ракеты условия работы с земли - более комфортные. Главной проблемой для нас была увязка всех систем, обеспечение заданной циклограммы работы комплекса, защиты от сбоев программного обеспечения НАСУ, системы связи. То есть мы решали проблемы организации вычислительного процесса, согласованности действий боевых расчетов, разнесенных по пусковым установкам и командным пунктам. Много внимания уделялось системам отображения информации, поскольку ранее на заводских испытаниях имел место неприятный случай, когда оператор не заметил сигнала отмены старта ракеты. Это произошло потому, что на дисплее была неудачно выполнена индикация состояния ракеты.

Вместе с тем, успешные государственные испытания - это вне всяких сомнений этапное событие.

В 90-е годы "оборонкой" по известным причинам не были завершены многие разработки, в результате Вооруженные Силы России не получили новые боевые системы. В то же время Корпорация "Тактическое ракетное вооружение" в 2003 году "сдала" заказчику КРК "Уран-Э", в 2004 году - БРК "Бал-Э". В 2005 году Корпорация надеется адаптировать ракету Х-35Э к самолетам, что сделает ее полностью унифицированной по носителям. Эта динамика свидетельствует о том, что мы достаточно успешно занимаемся своим делом. А когда есть цель, то и работать проще. И в глазах заказчиков мы приобретаем больший авторитет, поскольку вносим реальный вклад в решение задачи перевооружения ВМФ России на системы нового поколения.

Игорь КОРОТЧЕНКО

Опубликовано в выпуске № 50 (67) за 29 декабря 2004 года

 

 

Вниманию читателей «ВПК»

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц