Версия для печати

Наследство Лесунова

Карнозов Владимир
В последние годы ОАО "УМПО" уверенно сохраняло передовые позиции среди двигателестроительных предприятий бывшего СССР. Это - несомненная заслуга генерального директора Валерия Лесунова. После ухода из жизни Валерия Павловича перед его последователями стоит задача по продолжению выбранного им курса.

Преждевременный уход из жизни Валерия Лесунова (1949 г.р.) потряс его коллег и соратников.
Фото Владимира КАРНОЗОВА


НОВОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ ПРЕДСТОИТ ОПРЕДЕЛИТЬСЯ С РОЛЬЮ УМПО В ИНТЕГРАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ МОТОРОСТРОИТЕЛЕЙ


В последние годы ОАО "УМПО" уверенно сохраняло передовые позиции среди двигателестроительных предприятий бывшего СССР. Это - несомненная заслуга генерального директора Валерия Лесунова. После ухода из жизни Валерия Павловича перед его последователями стоит задача по продолжению выбранного им курса.
{{direct_hor}}
Ведущее свою историю с 1925 г., ОАО "Уфимское моторостроительное производственное объединение" (УМПО) занимается производством и ремонтом авиационных двигателей и наземных силовых установок на их базе (для выработки электроэнергии, газоперекачки), изготовлением комплектующих к автомобильным моторам, сборкой мотоблоков, снегоходов и другой техники. На предприятии трудятся 19 тыс. человек, а его продукция эксплуатируется в 49 странах мира. В основном она представлена турбореактивными двигателями АЛ-31 на истребителях семейства Су-27/30, Р-11/Р-13/Р-25 на МиГ-21, Р-29 на МиГ-23/27 и Р-95Ш/Р-195 на штурмовиках Су-25.

За последние три года УМПО увеличило объем производства в 2,3 раза, дважды становилось лучшим предприятием-экспортером страны. На ближайшие пять лет у завода имеется портфель заказов, обеспечивающий рост производства 20-25% ежегодно. В 2003-2004 гг. УМПО провело модернизацию корпоративной информационной сети, внедрив высокопроизводительный вычислительный комплекс IBM, интенсивно осваивало CALS-технологии (информационная поддержка жизненного цикла изделий).

Личный вклад Лесунова в успех предприятия был по достоинству оценен. Несколько лет Валерий Павлович входил в число 100 лучших менеджеров России, а в этом году стал лауреатом национальной премии "Человек года-2004".

Решением совета директоров ОАО "УМПО" временное исполнение обязанностей генерального директора возложено на технического директора Юрия Пустовгарова. От нового руководства УМПО в значительной степени зависит путь дальнейшей консолидации российской двигателестроительной промышленности, считает директор "Центра анализа стратегий и технологий" (АСТ) Руслан Пухов. "Сейчас мы имеем, с одной стороны, - "Сатурн" с его лучшим в данной подотрасли современным и агрессивным менеджментом, стратегическим видением перспективы, лучшим КБ (московский инженерный центр, бывш. КБ Архипа Люльки. - Прим. ред.), но с отсутствием промышленной площадки для производства хорошо продающихся военных двигателей. С другой стороны, имеется хорошо локализованный уфимский завод, у которого, однако, весь бизнес строится на продаже одного продукта в одну страну (В Индию поставляются Су-30МКИ с двигателями АЛ-31ФП сборки УМПО. - Прим. ред.). Логичным является, таким образом, создание не просто альянса, но слияние в одну компанию "Сатурна" и УМПО".

"ВПК", в целом, согласен с такой оценкой. Однако возможны и иные решения:

- УМПО останется независимым игроком на рынке, под зонтиком правительства Башкортостана (сегодня кресло председателя совета директоров УМПО занимает Валентин Власов, министр экономики республики);

- интеграция с "Салютом" посредством расширения функций ООО "Корпорация "Газотурбинные двигатели" (генеральный директор - Владимир Брылев);

- НПО "Сатурн" (генеральный директор Юрий Ласточкин) поглотит уфимское предприятие;

- нельзя исключать варианты интеграции с другими предприятиями ОПК - НПК "Иркут", РСК "МиГ", АХК "Сухой", Пермский моторостроительный комплекс (ПМК), Двигатели Николая Кузнецова ("Двигатели НК").

Сегодня основное изделие в производственной программе УМПО - АЛ-31. Уфимская продукция, в основном, идет на Иркутский авиационный завод (ИАЗ), где изготавливают Су-30МКИ для Индии и Су-30МКМ для Малайзии. Кроме уфимцев, двигатели этого семейства выпускает ММПП "Салют". В Москве делают моторы для истребителей Су-27СК и Су-30МКК/МК2, которые собирают на КнААПО (г. Комсомольск-на-Амуре) для ВС Китая, Вьетнама и Индонезии.

Только УМПО производит двигатель АЛ-31ФП с отклоняемым соплом. Он устанавливается на Су-30МКИ - единственном в мире серийном сверхзвуковом двухмоторном истребителе с управляемым вектром тяги. На "Салюте", однако, начинается производство АЛ-31ФН с всеракурсным отклоняемым соплом для одномоторного китайского истребителя J-10.

Считается, что изделия УМПО имеют более высокое качество и надежность в эксплуатации. Правда, истинность этого утверждения трудно проверить, поскольку НОАК, в отличие от индийских ВВС, не имеет привычки делиться с прессой информацией по отказам своей техники.

Две параллельные линии производства мотора одной модели в одной стране - обычная советская практика и нонсенс для остального мира. На Западе давно используют кооперационные схемы, по которой модули двигателя разрабатываются и изготовляются разными фирмами, а затем соединяются воедино на сборочном заводе. Это позволяет, за счет специализации, существенно снизить стоимость единицы продукции.

По такому пути в СНГ пошли в начале девяностых. Тогда УМПО вошло, на правах партнера с разделением рисков, в кооперацию с "Салютом" и запорожским "Мотор-Сич" по производству турбореактивного двигателя большой двухконтурности Д-436 разработки ЗМКБ "Прогресс". Различные варианты этого мотора выбраны для самолета-амфибии Бе-200 и пассажирских лайнеров Ту-334 и Ан-148, а его производные рассматриваются к применению на тактических военно-транспортных самолетах (Ил-214/MTA и др.).

Тяжелая ситуация на гражданском авиационном рынке СНГ сдерживает реализацию серийных Д-436. И все же эта уникальная программа создала прецедент, соединив, на общей коммерческой и технологической платформе, усилия трех крупнейших (по объемам производства) двигателестроительных фирм бывшего СССР.

Перспективным направлением развития УМПО считается выпуск индустриальных турбин. Потенциально, доля этой техники в общем объеме производства может обеспечить до 30% выручки предприятия.

И все же в обозримом будущем военная тематика продолжит превалировать. Здесь выделяются две темы: модернизированные и новые моторы для истребителей Су-27 и ПАК ФА, и двигатель для легких самолетов. Постановлением правительства РФ ОАО "УМПО" включено в состав предприятий, задействованных в серийном производстве авиадвигателя пятого поколения. Совместно с "Сатурном" идет изготовление узлов АЛ-55, выбранного на индийский учебно-тренировочный самолет HJT-36 (создается по программе Advanced Jet Trainer, AJT).

Широкий резонанс в авиационном сообществе получил конфликт интересов "Салюта" и "Сатурна", а точнее - столкновение личностей генеральных директоров этих фирм, "двух Юриев", Елисеева и Ласточкина. "Яблоком раздора" стала елисеевская линия "умного завода": московский завод активно создает собственное мощное КБ, способное самостоятельно вести разработку газотурбинных силовых установок и глубокую модернизацию АЛ-31, который на "Сатурне" считают своей интеллектуальной собственностью.

В отношениях с "двумя Юриями" Лесунов проявил себя тонким политиком и жестким прагматиком. Валерий Павлович проявлял чудеса маневрирования, умело извлекал для УМПО максимальную выгоду из "межполюсного" положения. Причем не сиюминутную, а на дальнюю перспективу, путем отбора лучших предложений по конкретным программам сотрудничества. При этом ему удавалось поддерживать ровные личные отношения с каждым их "двух Юриев".

Конкуренция между УМПО и "Салют" на рынке моторов для "сушек" не была препятствием для дружбы Лесунова с Елисеевым. Два гендиректора всегда договаривались по непростым вопросам темы Д-436 и находили точки соприкосновения по "альтернативной модернизации" АЛ-31ФМ. Одновременно Лесунов умудрялся ладить с Ласточкиным, у кого полным ходом идут конкурирующие проекты SaM.146 (с французской фирмой Snecma) и АЛ-41.

По мотору для легких самолетов УМПО выбрало в партнеры "Сатурн", выговорив весьма льготные условия. Производство этого изделия, которое разрабатывается московским центром "Сатурна" (бывш. КБ Архипа Люльки), будет практически целиком размещено в Уфе (рыбинский завод поставляет один из модулей). АЛ-55 - прямой конкурент АИ-222, который собирается на "Салюте" по кооперации с ЗМКБ "Прогресс" и "Мотор-Сич".

Внешне непростая политика маневрирования проявлялась так: на одной выставке УМПО выступает с "Сатурном" (например, МАКС-2003), на другой - с "Салютом" ("Двигатели-2004"). На Лесунова обижались, ревновали, но с ним не ссорились. Понимая, что дело тут не в "ветренности", но силе УМПО и его руководителя (в области технологий, кадров, маркетинга, политики). А дружбу с сильным искали все.

Смерть Валерия Лесунова глубоко потрясла его соратников, коллег и всех тех, кого жизнь свела с этим ярким и неординарным человеком. Редакция "ВПК" присоединяется к соболезнованиям его родным и близким. Мы верим, что предприятие, на котором Валерий Павлович прошел путь от рабочего до генерального директора, продолжит развиваться на благо своих сотрудников и всей России.

Владимир КАРНОЗОВ

Опубликовано в выпуске № 50 (67) за 29 декабря 2004 года

 

 

Вниманию читателей «ВПК»

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц