Версия для печати

Наш ответ «Морскому волку»

15 июня. 60 лет назад заложена опытная АПЛ К-27
Кулинченко Вадим

История создания отечественных атомных подводных лодок с реакторами, где кроме воды были теплоносители, началась в сентябре 1952 года. Применение ЖМТ (жидко-металлического теплоносителя) позволяло за счет его температуры на выходе из реактора и перегретого пара повысить КПД энергетической установки.

22 октября 1955-го вышло партийно-правительственное постановление о создании опытной торпедной АПЛ проекта 645 с двухреакторной паропроизводящей установкой ЖМТ (теплоноситель свинец – висмут). Тактико-техническое задание на субмарину не выдавалось. Работы были начаты непосредственно со стадии технического проектирования: предполагалось, что подлодка должна отличаться от 627-го проекта (К-3) лишь главной энергетической установкой, что позволило бы с максимальной точностью оценить достоинство ГЭУ с ЖМТ.

При эксплуатации АПЛ «Сивульф» были человеческие жертвы. Потому американцы и прикрыли это направление. В СССР опыт К-27 тоже оказался драматичным, но не бесполезным

Работы по техническому проекту АПЛ завершились осенью 1956 года, в ноябре 1957-го закончилось исполнение рабочих чертежей, а 15 июня 1958-го в Северодвинске на Севмашпредприятии состоялась закладка опытного атомохода. Его спуск на воду произошел 1 апреля 1962-го, летом 1963-го он отправился в море на испытания, а 30 октября того же года АПЛ проекта 645 с тактическим номером К-27 включена в состав ВМФ СССР.

Между тем единственная американская атомная подлодка с ЖМТ (теплоноситель – жидкий натрий) «Сивульф» (вторая АПЛ в ВМС США) к 1958-му не только закончила опытную эксплуатацию: в том же году на субмарине реактор ЖМТ был заменен на обычный водо-водяной и за океаном полностью отказались от этого направления в подводном кораблестроении.

Что касается нашей К-27, она получила постоянную прописку на военно-морской базе «Гремиха». Официально отнесенная к опытным, эта АПЛ все же являлась полноценным боевым кораблем и совершила два похода на полную автономность. При эксплуатации были выявлены конструктивные недостатки субмарины, которые учитывались при работе над последующими проектами АПЛ. Однако основные неприятности на 27-й доставляла энергетическая установка на ЖМТ.

После планового ремонта в мае 1968-го во время обычного выхода в море для отработки задач на подлодке произошла авария на ГЭУ, приведшая к гибели девяти моряков и сократившая жизнь остальным членам экипажа. Наиболее вероятной причиной возникновения ЧП явилось попадание в активную зону окислов сплава свинец – висмут и шлаков.

В связи с аварией потребовались дополнительные исследования воздействия сплава и растворенных в нем окислов на циркуляцию теплоносителя, а также состояние поверхностей контура, изучение условий образования нерастворимых шлаков и пылевидных окислов.

При опытной эксплуатации АПЛ «Сивульф» американцы столкнулись с теми же проблемами, были человеческие жертвы. Поэтому они и прикрыли это направление. В СССР опыт эксплуатации К-27 тоже оказался драматичным, но не бесполезным. Он был использован при разработке ГЭУ для лодок 705-го проекта.

Вадим Кулинченко,
капитан 1-го ранга в отставке

Опубликовано в выпуске № 22 (735) за 12 июня 2018 года

 

 

Вниманию читателей «ВПК»

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц