Версия для печати

Тяга к пределам возможностей

Все секреты создания ракетных двигателей в одном томе

«История развития отечественных ракетно-космических двигательных установок». М., «Столичная энциклопедия», 2018.

В популярной у специалистов, знатоков и любителей космонавтики серии «Развитие отечественной ракетно-космической науки и техники» прибавление – пятый том, посвященный двигательным установкам.

В предыдущей книге описывалась история становления и развития наземной инфраструктуры, состоящей из технологических площадок, создаваемых для обеспечения подготовки к пуску и его осуществления, а также из обслуживающих объектов и технических средств, предназначенных для обеспечения работ на полигонах, космодромах и в боевых позиционных районах. В пятом томе впервые публикуется полная информация обо всех жидкостных, твердотопливных, ядерных, электроракетных, комбинированных, гибридных, прямоточных двигателях отечественных космических и боевых ракет, КА, кораблей, орбитальных станций и разгонных блоков. Здесь же интереснейшие материалы о деятельности знаменитых ученых и конструкторов: В. П. Глушко, М. В. Келдыша, В. П. Радовского, А. М. Исаева, В. Н. Богомолова. С. А. Косберга, А. Д. Конопатова, Н. Д. Кузнецова, С. П. Изотова, М. В. Мельникова, Л. Н. Лаврова, В. Г. Степанова, И. И. Иванова, В. И. Кукушкина и др. Открывает книгу глава, посвященная созданию первых ракетных двигателей, подготовленная специалистами Центра Келдыша и НПО «Энергомаш». В ней рассказывается о разработках ГДЛ, ГИРД и РНИИ – созданных в 20–30-е годы РДТТ, ЭРД, ЖРД, ГРД, ПВРД, КРД, приводятся уникальные материалы о начале деятельности великих конструкторов Валентина Петровича Глушко и Алексея Михайловича Исаева.

Впервые обнародуется полная информация обо всех ракетных двигателях

Далее авторы подробно останавливаются на том, как в нашей стране рождались первые мощные ЖРД для баллистических ракет дальнего действия, как появились знаменитые РД-107 и РД-108, выводившие в космос ракету Р-7 и первый в мире пилотируемый космический аппарат. Весьма интересны рассказы о том, с какими трудностями столкнулись конструкторы при разработке ЖРД на долгохранимом топливе для ракет, несущих длительное боевое дежурство.

Статьи специалистов из двигателестроительных фирм – НПО «Энергомаш», КБ химмаш имени А. М. Исаева, КБ химавтоматики, «Климов», «Кузнецов», НТЦ им. А. М. Люльки – напоминают о разработке двигательных установок для ракет «Луна», «Восток», «Молния», «Союз», «Протон», «Рокот», «Стрела», «Ангара», боевых Р-9, УР-100, УР-100Н, МР-УР-100, Р-36М2, БРПЛ, лунного комплекса Н1-Л3, «Энергия» – «Буран», тормозных и корректирующих двигателей автоматических аппаратов, пилотируемых космических кораблей, станций «Салют» и «Алмаз».

Значительное место уделено работам КБ «Южное». В книге опубликованы обзоры о работе над двигателями для ракет Р-16, Р-36, Р-36 орб, Р-36М, «Циклон-3». Большой интерес представляют материалы о разработке твердотопливных РТ-20П, 15Ж52, 15Ж60, 15Ж61 и других.

Этой же тематике посвящены статьи, подготовленные в КБ «Арсенал», НПО «Искра», Московском институте теплотехники. Весьма интересно и подробно описывается ход работ над созданием двигательных установок РТ-15, РТ-2, Р-31, 8К96, 8К97, морских ракет. В МИТе сочли возможным впервые представить иллюстрации и тексты о создании твердотопливных маршевых ДУ, двигателей ГЧ ракет, тормозных двигателей, силовых установок для разделения элементов космических объектов, стабилизации, увода обтекателей.

Интересные обзоры о создании рулевых и двигателей малой тяги «Бурана», космических перехватчиков, возвращаемого аппарата системы «Алмаз» представили специалисты РКК «Энергия» и НПО машиностроения.

О разработке малых ЖРД для КА различного назначения рассказывают эксперты из тураевского МКБ «Союз», нижнесалдинского НИИмаш. Весьма интересна информация об изделиях воронежского «Турбонасоса». Подробно описывается разработка современных электроракетных двигателей во ВНИИЭМ и ОКБ «Факел». Целая глава посвящена деятельности головного института отрасли – Центра Келдыша.

Интересно проследить за развитием производства на Опытном заводе энергетического машиностроения, Воронежском мехзаводе, ПО «Южное», Красмаше, Златмаше, «Красном Октябре», «Протоне-ПМ», «Машиностроителе» (Пермь) и «Металлисте-Самара».

Испытаниям двигательных установок, разработкам твердого и жидкого топлива, технологий и материалов посвящены статьи, написанные в НИЦ РКП из Пересвета, ФЦДТ «Союз», ИПРОМАШПРОМе и ГНИИХТЭОСе.

Особая история – подготовка гражданских и военных двигателистов в МГТУ им. Н. Э.Баумана, Самарском аэрокосмическом университете, Военной академии РВСН им. Петра Великого.

Опубликовано в выпуске № 22 (735) за 12 июня 2018 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...