Версия для печати

Внук «кукурузника»

«Байкал» не сможет оторваться от инструкций
Песков Алексей

8 июня, находясь в Улан-Удэ, глава Министерства промышленности и торговли Денис Мантуров сообщил: принято «окончательное решение по проекту самолета на замену Ан-2». Речь о показанном на прошлом авиасалоне «МАКС» композитном клоне «аннушки» ТВС-2-ДТС.

Импортный турбовинтовой двигатель, зализанные очертания, но в принципе тот же «кукурузник». «Военно-промышленный курьер» о проблемах развития малой и региональной авиации пишет постоянно, и уже очевидно – создать «просто самолет», пусть даже с уникальными характеристиками, мало, нужно возрождать всю систему. Но и к самому выбранному министерством самолету есть вопросы. Да, он по-своему красив, своими очертаниями вышибает ностальгическую слезу, а с новым двигателем и авионикой легко оставляет за флагом своего предшественника, родившегося в далеком 1946 году. Но сравнивать характеристики новой машины и семидесятилетнего ветерана некорректно, согласитесь.

Ремоторизацию парка «кукурузников» можно проводить с использованием серийно выпускаемых отечественных силовых установок

Эксперты отмечают, что размер пассажирской кабины Ан-2 слишком велик в сравнении с современными машинами такого класса и назначения. То есть перевозить 16–17 заявленных пассажиров он сможет, да только по нашим и зарубежным нормам летной годности предел для одномоторных машин – десять человек, включая пилота. И получится, что для соблюдения правил использовать «Байкал», именно так, по словам Мантурова, будет называться ТВС-2-ДТС, можно только в грузопассажирском варианте – не более девяти человек в салоне, остальное – груз. То есть машина ограничивается в эксплуатации не техническими параметрами, а требованиями инструкций, из чего напрашивается вывод – под нынешние правила она спроектирована нерационально.

Новый самолет в сравнении со своим «дедушкой» окажется заведомо дорогим: само производство композитных деталей фюзеляжа и плоскостей, импортные двигатель, воздушный винт и авионика… Импортозамещающей конструкция не смотрится, согласитесь.

Есть ли «Байкалу» альтернатива? Безусловно, и «ВПК» опять-таки рассказывал о перспективных конструкторских разработках. Может быть и другой путь, весьма перспективный в нынешней экономической ситуации: вспомнить о существующих Ан-2, число доживших из них до сего дня и пригодных для модернизации исчисляется сотнями. Причем вполне реально проводить ремоторизацию существующего авиапарка «кукурузников» с использованием серийно выпускаемых отечественных силовых установок, заменяя тяжелый и маломощный поршневой двигатель на отечественные турбовинтовые моторы типа ТВ-500С (630 л. с.) или ВК-800С (800 л. с.), такие проекты тоже есть.

Так что с «окончательным решением» министр скорее всего поспешил, не перебрав предварительно всех возможных вариантов. Но поскольку в современной истории России таких окончательных, но так и нереализованных решений принималось великое множество, будем считать, что вопрос пока открыт.

Опубликовано в выпуске № 22 (735) за 12 июня 2018 года

Аватар пользователя Ильдус
Ильдус
17 июня 2018
Внук Ан-2 скорее модный, нежели целесообразный самолёт. Авиационные правила Часть 23 "Нормы лётной годности гражданских лёгких самолётов" (АП-23) действительно ограничивают число пассажиров девятью человек. АП-23 гармонизированы с американскими и европейскими правилами -- а оно нам надо? Сама "традиция" делать под забугорные требования - ущербна. Да! Если делать по НЕгармонизированным правилам, то за бугром самолёт частные компании не купят - а нам очень надо туда продавать? Чиновников в верхних эшелонах авиапрома надо судить по 58 статье (отменённой) и давать 10 лет расстрела, как за измену Родине, за то, что наш рынок авиаперевозок от Калининграда до Сахалина этим прозападным шлюшка мал.
Аватар пользователя Ильдус
Ильдус
17 июня 2018
Внук Ан-2 скорее модный, нежели целесообразный самолёт. Авиационные правила Часть 23 "Нормы лётной годности гражданских лёгких самолётов" (АП-23) действительно ограничивают число пассажиров девятью человек. АП-23 гармонизированы с американскими и европейскими правилами -- а оно нам надо? Сама "традиция" делать под забугорные требования - ущербна. Да! Если делать по НЕгармонизированным правилам, то за бугром самолёт частные компании не купят - а нам очень надо туда продавать? Чиновников в верхних эшелонах авиапрома надо судить по 58 статье (отменённой) и давать 10 лет расстрела, как за измену Родине, за то, что наш рынок авиаперевозок от Калининграда до Сахалина этим прозападным шлюшка мал.

 

 

Вниманию читателей «ВПК»

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц