Версия для печати

Эффективное финансирование технологий невозможно без дальнейшей реформы ОПК

Исхаков Марат
Реформы минувших лет отчетливо показали, что принципы мировой экономической науки должны быть существенно скорректированы, прежде чем быть внедренными в российскую экономику. Такие категории, как свободный рынок, разгосударствление и др. в свое время создали немало проблем для отечественной экономики. Сильнее других пострадали от ошибок когда-то передовые отрасли, такие как оборонно-промышленный комплекс, авиакосмическая промышленность. Впрочем, в последние годы власти уделяют данным стратегическим отраслям все большее внимание. Тем не менее об их полномасштабном восстановлении пока говорить рано: серьезная работа только начинается и предстоит сделать очень многое. Анализ текущей ситуации по этой проблеме дает заместитель председателя правления Закрытого акционерного общества Акционерного коммерческого банка "Межрегиональный инвестиционный банк" (ЗАО АКБ "МИБ") Марат ИСХАКОВ.


СТАВКА НА СОТРУДНИЧЕСТВО ГОСУДАРСТВЕННОГО И ЧАСТНОГО КАПИТАЛА


Реформы минувших лет отчетливо показали, что принципы мировой экономической науки должны быть существенно скорректированы, прежде чем быть внедренными в российскую экономику. Такие категории, как свободный рынок, разгосударствление и др. в свое время создали немало проблем для отечественной экономики. Сильнее других пострадали от ошибок когда-то передовые отрасли, такие как оборонно-промышленный комплекс, авиакосмическая промышленность. Впрочем, в последние годы власти уделяют данным стратегическим отраслям все большее внимание. Тем не менее об их полномасштабном восстановлении пока говорить рано: серьезная работа только начинается и предстоит сделать очень многое. Анализ текущей ситуации по этой проблеме дает заместитель председателя правления Закрытого акционерного общества Акционерного коммерческого банка "Межрегиональный инвестиционный банк" (ЗАО АКБ "МИБ") Марат ИСХАКОВ.
{{direct_hor}}
ЛИЧНОЕ ДЕЛО

ИСХАКОВ Марат Мунерович


Марат ИСХАКОВ
Родился 23 марта 1961 г. в Москве. В 1983 г. окончил Московский финансовый институт, факультет МЭО. С 1983 по 1993 г. служил в ВС. С 1993 по 1997 г. - главный бухгалтер ЗАО Telko Ltd, г. Москва. С июня 1997 г. - заместитель председателя правления ЗАО АКБ "МИБ". Женат, имеет троих детей.


В последнее время тема ОПК становится все более востребованной. И не только потому, что военная техника - практически единственная готовая отечественная продукция, которая пользуется спросом на мировом рынке. Истинная причина, скорее, в том, что в данной сфере происходят серьезные структурные преобразования. В чем они заключаются?

ТЕКУЩАЯ СИТУАЦИЯ В ОТРАСЛИ

В первую очередь акцент делается не на закупку оборудования и технологий под ключ, а на создание производства полного цикла - от разработки технологий до подготовки кадров и выпуска продукции. Впрочем, несмотря на несомненные успехи, ситуация в секторе по-прежнему требует пристального внимания.

На первый взгляд достигнуто немало. Так, опубликованные статистические данные свидетельствуют о росте данного сектора: увеличение производства промышленной продукции ОПК за январь-февраль 2007 года составило 15,6% по сравнению с соответствующим периодом 2006 года. Производство гражданской продукции увеличилось на 14,5%. Если говорить о расходах государства на "оборонку", то в 2007 г. они составят более 300 млрд. рублей. При этом затраты на закупку нового вооружения увеличатся по сравнению с прошлым годом на 22%, на ремонт техники - на 15,7%, а на НИОКР - на 20%.

НАКОПИВШИЕСЯ НЕРЕШЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ПРОБЛЕМЫ

Несмотря на определенные успехи, каждое второе предприятие сферы ОПК по-прежнему остается убыточным. Среди причин подобного положения дел - неудачная попытка перевести предприятия данной сферы исключительно на рыночные рельсы, наблюдавшаяся в 90-е годы. В результате нарушились хозяйственный связи, остановился процесс внедрения новых технологий, были утрачены высококвалифицированные кадры.

Следует отметить, что еще пару десятилетий назад "оборонка" насчитывала почти в два раза больше предприятий. В период реформ многие структуры обанкротились и были проданы за неоправданно малые деньги. И даже если банкротства не было, из-за ускоренной приватизации предприятия нередко переходили в частные руки по сверхнизкой цене, поскольку не существовало эффективного механизма оценки тех колоссальных государственных ресурсов, которые были затрачены на создание и реализацию применяемых технологий.

Сегодня около 20% предприятий имеют признаки банкротства. Лишь в октябре 2005 года Федеральная налоговая служба приняла решение приостановить введение процедур банкротства в отношении стратегических предприятий и организаций, за исключением случаев снятия с предприятия статуса "стратегического". Впрочем, даже те предприятия, которые продолжают работу, нередко производят морально устаревшую продукцию или используют неэффективные технологии: согласно статистике износ оборудования в среднем по отрасли составляет почти 70%.

Здесь и кроется ключевая проблема всего ОПК: для обновления отрасли необходимо соответствующее финансирование, причем направленное не куда-нибудь, а в первую очередь на разработку и массовое внедрение новых технологий и выпуск современной продукции.

В ФОКУСЕ ПРОБЛЕМЫ

Именно внедрение новых технологий и защита интеллектуальной собственности являются одними из важных проблем ОПК. Начать здесь стоит с того, что даже существующие технологии защищены очень слабо. Из-за неурегулированности всех вопросов, связанных с защитой авторских прав, принадлежащих России, за рубежом многие отечественные разработки переходят к западным компаниям и возвращаются в Россию уже в виде готовых технологий. Здесь уместно вспомнить и проблему утечки умов: огромное количество российских специалистов в настоящее время работает за рубежом. В результате сегодня российским предприятиям сферы Hi-Tech, а также отечественному ОПК предстоит приложить титанические усилия, чтобы вернуть утраченное.

Очень отрадно, что государство в настоящее время относится к данной проблеме со всей серьезностью, более того, власти приступили к поэтапному решению вопроса преодоления технологического отставания отраслей.

Первым шагом стало утверждение концепции, подразумевающей концентрацию исследований и разработок, а также реализацию технологий в особых зонах - технопарках и технополисах. Следующим - создание системы институтов венчурного финансирования. Именно с помощью такой формы финансирования за рубежом разрабатывается и внедряется большинство технологий. В феврале 2007 г. правительство РФ утвердило федеральную целевую программу "Национальная технологическая база" на 2007-2011 гг. Ее цель - обеспечение технологического развития отечественной промышленности на основе создания и внедрения новейших технологий для производства конкурентоспособной наукоемкой продукции. Общая стоимость программы составляет около 100 млрд. рублей.

Впрочем, не стоит забывать и еще об одном: специфика деятельности в сфере НИОКР такова, что своевременное обновление производственных мощностей и внедрение новых видов продукции доступно в первую очередь крупнейшим компаниям - холдингам. Поэтому едва ли не самым важным шагом стала реализация концепции интеграции предприятий ведущих отраслей российской промышленности.

ХОЛДИНГИ И РАСТУЩАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА

О важности создания холдингов и их роли в экономике высказался в конце марта первый вице-премьер РФ Сергей Иванов. По его словам, "в современных условиях только крупные корпоративные структуры способны в полной мере сконцентрировать высокий научно-производственный потенциал и необходимые ресурсы для обеспечения непрерывного инновационного процесса в военной и гражданской сферах машиностроения".

Впрочем, необходимо понимать, что сами по себе холдинги не решат всех вопросов. Это лишь механизм создания оптимальной производственно-технологической цепочки полного цикла. И тем не менее такой механизм необходим. Мировая практика показывает, что подобный принцип - принцип укрупнения - особенно актуален в оборонной промышленности: согласно исследованиям последних лет в ведущих мировых странах наблюдается тенденция укрупнения производственных структур в данной сфере. Так, например, в Европе примерно три четверти оборонных заказов приходится всего лишь на две авиакомпании.

Таким образом, холдинги - это инструмент оптимизации отечественной промышленности, и в первую очередь ОПК. По словам первого заместителя председателя Военно-промышленной комиссии В. Путилина, холдинги будут созданы во многих отраслях, в частности, 3 - в ракетно-космической отрасли, 8 - в радиоэлектронике, 9 - в авиационной промышленности и т. д. Всего будет создано 39 структур. Власти стремятся форсировать вопрос создания холдингов, в то же время отмечая, что ни чрезмерная спешка, ни затягивание данного процесса неприемлемы.

Нельзя не затронуть еще один важный аспект: обеспечение эффективного перетока технологий между военным и гражданским секторами. Позиция властей в этом вопросе сегодня максимально конструктивна: они определяют лишь степень секретности той или иной разработки, остальное решается на чисто рыночных принципах. Соответственно, технологии, не относящиеся к секретным, могут переходить в гражданский сектор и, наоборот - государственное предприятие или холдинг сферы ОПК могут приобрести технологию, представляющую интерес для "оборонки".

НАШ ОПЫТ

Говоря о текущем этапе создания холдингов, необходимо отметить, что наиболее эффективные проекты в этой сфере реализуются именно на базе сотрудничества государственного и частного капитала. В этой связи возрастает роль тех рыночных структур, которые накопили достаточный опыт эффективной работы с предприятиями реального сектора экономики, в первую очередь - сферы НИОКР. В их числе ЗАО АКБ "МИБ". Ведь финансирование данной категории предприятий должно быть максимально просчитанным и результативным.

Мы, как банк, сотрудничаем с ОПК уже очень давно. Среди наших партнеров и клиентов такие предприятия, как ФГУП "Рособоронэкспорт" и ОАО "Концерн средне- и малотоннажного кораблестроения". Многие наши клиенты производят конкурентоспособную на мировом рынке продукцию. Сегодня такие компании предъявляют спрос на максимально качественные банковские услуги - именно такой подход есть и будет востребован при создании крупных холдинговых структур.

Конечно, государство, как главный акционер стратегически важных промышленных предприятий, занимало и будет занимать в сфере ОПК ключевую позицию. Однако сегодня следует особо отчетливо понимать, что не меньшие задачи стоят и перед частным капиталом. Поэтому нельзя не согласиться с политикой государства, которая заключается в активном привлечении этого капитала с помощью различных механизмов частно-государственного партнерства.

Марат ИСХАКОВ

Опубликовано в выпуске № 16 (182) за 25 апреля 2007 года

Loading...
Загрузка...
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц