Версия для печати

Показательная порка эпохи after next

Мозговой Александр
ВМС США расторгли контракт с крупнейшим подрядчиком Пентагона - корпорацией "Локхид-Мартин" на строительство третьего литорального боевого корабля (ЛБК). Чем вызвано столь беспрецидентное решение?


КОРПОРАЦИЯ "ЛОКХИД-МАРТИН" ЛИШИЛАСЬ ДВУХ КРУПНЫХ КОРАБЕЛЬНЫХ ЗАКАЗОВ


ВМС США расторгли контракт с крупнейшим подрядчиком Пентагона - корпорацией "Локхид-Мартин" на строительство третьего литорального боевого корабля (ЛБК). Чем вызвано столь беспрецидентное решение?
{{direct_hor}}
Посмотреть рисунокЛиторальный боевой корабль "Фридом" перед спуском на воду.
Фото Локхид-Мартин

Гром грянул 12 января, когда министр ВМС США Дональд Уинтер объявил о приостановке на 90 дней всех работ на заложенном на верфи "Болинджер шипярдс" третьем литоральном боевом корабле (втором по версии группы компаний во главе с "Локхид-Мартин"). Эмбарго было введено в связи с резко увеличившимися затратами на создание ЛБК. Как сообщили американские СМИ, "Локхид-Мартин" с партнерами вместо контрактных 220 млн. долларов за корпус потребовал 375 млн.

Тут надо заметить, что ЛБК - корабли принципиально нового класса, призванные закрепить американское военно-морское превосходство не только в океанах, но и в прибрежной (литоральной) 500-мильной зоне, примыкающей к территории других государств. При водоизмещении, превышающем 2600 т, они смогут развивать скорость более чем в 40 узлов. ЛБК должны вести противоминные и противолодочные операции, борьбу с боевыми катерами противника в прибрежных водах, а также высаживать небольшие группы спецназа и морской пехоты. Вот почему их вооружение, размещенное в контейнерах-модулях, может меняться.

ЛБК - носители вертолетов и беспилотных летательных аппаратов. Причем большая часть функций этих кораблей немыслима без участия авиационных средств. Литоральные боевые корабли - важные элементы сетецентрической войны. С одной стороны, они призваны выполнять в ней роль трансляторов в реальном масштабе времени тактической информации командованию и другим участникам боевых действий, а с другой - ЛДК - сами потребители оперативных данных в интересах успешного решения боевых задач. Американские военно-морские специалисты относят ЛБК к боевым средствам поколения after next, то есть обладающим возможностями не только дня сегодняшнего или завтрашнего, но и послезавтрашнего.

В 2004 г. Пентагон подписал с корпорациями "Локхид-Мартин" и "Дженерал дайнэмикс" контракты на окончательное проектирование и строительство четырех ЛБК двух разных проектов, чтобы затем на конкурсной основе сделать выбор в пользу лучшей модели для серийного производства 51 корабля. Группа компаний во главе с "Локхид-Мартин" взялась за сборку стальных однокорпусных полуглисирущих литоральных боевых кораблей LCS-1 и LCS-3, а "Дженерал дайнэмикс" - тримаранов из алюминиевых сплавов LCS-2 и LCS-4.

Здесь вот на что следует обратить внимание. Вопреки повторяющимся утверждениям американских СМИ и руководства военно-морского ведомства, никаких 220 млн. долларов за единицу контрактами не предусматривалось. Эта цифра, так сказать, идеальная, рассчитанная для будущих серийных кораблей, а не реальная. "Локхид-Мартин" заключила с Пентагоном сделки на 469 883 016 долларов, то есть стоимость полного цикла строительства каждого корабля определялась в 234 941 508 долларов. Контракты с "Дженерал дайнэмикс", учитывая высокую сложность инновационного проекта, "весили" еще больше - 614 818 376 долларов, то есть 307 409 188 долларов за единицу. Для пущей экономии заказы на ЛДК передали не военным верфям, а тем, что специализируются главным образом на гражданских заказах.

И хотя строительство LCS-1, получившего название "Фридом", на верфи "Маринетте марин" в штате Висконсин велось высокими темпами (резка стали началась в феврале 2005 г., официальная закладка состоялась в июне того же года, а корабль спустили на воду 23 сентября 2006 г.), уже весной прошлого года стало ясно, что отпущенных средств недостаточно. Корпорация "Локхид-Мартин" подняла цену - до 307 миллионов. В начале текущего года генподрядчик уже стал требовать 350-375 миллионов. Наметилась тенденция превышения расходов и при строительстве головного тримарана "Индепенденс" на верфи "Аустал США" в штате Алабама. Но там пока ведутся только корпусные работы, поэтому ценовой скачок не столь заметен.

Терпение Пентагона лопнуло. Хотя ничего необычного в поведении ведущих военно-промышленных монополий не было. Занижение стоимости на стадии заключения контракта - обычная практика. А ведь тут речь идет и вовсе об оружии поколения after next. Сделка оформлялась по схеме cost-plus - издержки плюс фиксированная прибыль. То есть доход всегда гарантирован и часто даже зависит от суммы этих самых издержек. А ранее не предусмотренные издержки руководители "Локхид-Мартин" объясняют многочисленными изменениями, вносимыми заказчиком в начальный проект. Но, судя по всему, не только нарушение договорных обязательств подтолкнуло Пентагон на открытый конфликт с влиятельными подрядчиками.

Во-первых, необузданный рост стоимости оборонных заказов подрывает военный потенциал Америки. И это несмотря на галопирующее увеличение бюджета Министерства обороны. Именно поэтому, очевидно, принято решение о показательной "порке" ряда крупнейших корпораций американского ВПК. Ведь практически одновременно с Министерством ВМС о своих претензиях к "Локхид-Мартин" и "Нортроп-Груман" заявила Береговая охрана США, аннулировавшая 600-миллионный контракт с этими двумя компаниями на проектирование и строительство 12 быстроходных патрульных кораблей в связи с перерасходом ими средств и затягиванием сроков выполнения заказа.

Во-вторых, цена строительства самих ЛБК отнюдь не отражает всех затрат на эту программу. В нее не входит стоимость боевых модулей, многие из которых еще находятся в стадии разработки. Первоначально планировалось, что комплект сменных контейнеров с оружием для каждого корабля обойдется в 140 млн. долларов. Сейчас уже говорят о 180 миллионах. И это не предел. Не учитываются также затраты на подготовку экипажей для кораблей нового поколения. ВМС США уже отказались от первоначальной идеи иметь по два сменных экипажа на каждый корабль, как это практикуется на атомных ракетных подводных лодках. Но командиры, ключевые специалисты и расчеты боевых модулей будут заменяемыми. Их подготовка ведется более года. Сюда следует приплюсовать и специальные суда снабжения, которые потребуются для доставки сменных модулей к месту развертывания ЛБК и для размещения обслуживающего их личного состава.

И, наконец, третья, может быть, главная причина - в заметном охлаждении военного ведомства США к самой идее литоральных боевых кораблей, призванных выполнять военно-полицейские миссии у чужих берегов. Они ведь задумывались еще в середине 90-х гг. прошлого века, когда казалось, что Соединенные Штаты, выйдя победителями в холодной войне, будут безраздельно доминировать в мире. Но однополярного мира не получилось. Фактическое поражение в иракской войне, малорезультативная борьба с международным терроризмом, кризисные явления в экономике США, динамичное развитие новых центров силы вынуждают американское военно-политическое руководство пересматривать и корректировать ранее утвержденные оборонные программы. ЛБК просто стали "вываливаться" из нового видения формирования и использования американских Вооруженных Сил. Есть и другие обстоятельства. Так, эпизод с захватом иранцами 15 британских моряков с фрегата "Корнуолл" в спорной прибрежной зоне Персидского залива продемонстрировал не только беспомощность конкретного корабля Ее Величества, находившегося в пределах визуальной видимости от места инцидента, но и неспособность крупных боевых кораблей, к которым относятся и ЛБК, обеспечивать безопасность в таких акваториях.

И последнее. По LCS-3 велись упорные переговоры с "Локхид-Мартин". Министерство ВМС предлагало перезаключить контракт по схеме fixed-price incentive fee (фиксированная оплата с учетом инфляции плюс премиальные). Руководство "Локхид-Мартин", поддержанное конкурентами из "Дженерал дайнэмикс", сопротивлялось такой "реструктуризации", но потом все же стало склоняться к принятию этой формулы. Появлялись даже сообщения, что стороны достигли согласия и вот-вот ударят по рукам. Однако встречное условие "Локхид-Мартин" о передаче этой корпорации всех заказов на строительство 51 литорального боевого корабля в случае победы в тендере не было принято ВМС.

Конечно, для корпорации "Локхид-Мартин", которая в минувшем году выполнила заказы на 39,6 млрд. долларов, потеря 350-375 миллионов - не бог весть какая утрата. Тем паче, что уже понесенные издержки все равно будут оплачены. Но можно констатировать значительный моральный ущерб ведущего подрядчика Пентагона. Этот концерн получил увесистую публичную оплеуху. Но теперь нынешней республиканской администрации вряд ли стоит рассчитывать на взаимность, особенно что касается будущей президентской предвыборной кампании. Несомненно, солидарность с "Локхид-Мартин" проявят и другие крупнейшие предприятия американского ВПК.

Александр МОЗГОВОЙ

Опубликовано в выпуске № 16 (182) за 25 апреля 2007 года

Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц