Версия для печати

Черная метка «Красного Кавказа»

Имея подавляющее превосходство главного калибра, наш крейсер ни разу им не воспользовался
Сивков Константин

Уникальный корабль. Такого не было ни в одном флоте мира того времени. В отношении главного калибра это своеобразное возвращение к типу броненосных крейсеров времен Первой Мировой и даже русско-японской войны.

При закладке на заводе «Руссуд» в 1913 году крейсер получил имя «Адмирал Лазарев». Спущен на воду в 1916-м. В годы Гражданской войны находился на хранении в порту. К достройке вернулись только в 1926-м, однако по значительно видоизмененному проекту (первоначально это был тип «Светлана», по которому строили также «Червону Украину» и «Красный Крым»). Тогда же крейсеру присвоили новое имя, под которым он и вошел в историю Советского флота – «Красный Кавказ». В строй ВМФ СССР принят в 1932 году. В связи с корректировкой проекта водоизмещение крейсера возросло до 9000 тонн (полное), до 169,5 метра увеличилась длина. При этом скорость максимального хода осталась прежней. Была несколько изменена конструкция корпуса, что выразилось, в частности, в увеличении полубака корабля. Основные переделки затронули вооружение. Вместо 130-мм артиллерии главного калибра с устаревшим палубно-казематным размещением крейсер получил четыре башни, в каждой из которых располагалось по одному 180-мм орудию. Это было своеобразное возвращение к типу броненосных крейсеров русско-японской и Первой Мировой войн, имевших по 2-4 орудия калибра 203-240 мм, размещенных в двух башнях. Главный калибр «Красного Кавказа» был действительно уникальным. Орудия имели максимальную дальность стрельбы 211 кабельтовых, больше чем у любого другого крейсера мира, включая самые современные тяжелые. При стрельбе 97,5-кг снарядами вес бортового залпа составлял 390 кг. Это близко к новейшим легким крейсерам того времени, например германским «Лейпцигу»  и «Нюрнбергу» с их 450 кг. Скорострельность составляла 6 в/мин. на ствол. Соответственно минутная огневая производительность – 2 340 кг. Это нельзя назвать высоким показателем для крейсеров – сказывается малочисленность орудий главного калибра. Тем не менее в бою с равноценным по классу противником «Красный Кавказ» за счет превосходства в дальности стрельбы имел существенное преимущество. 

 

«Красный Кавказ» имел мощную, но малочисленную, с крайне ограниченным ресурсом артиллерию главного калибра

Наиболее слабым местом артиллерии главного калибра была исключительно низкая живучесть стволов. Ресурс этих крайне перенапряженных орудий составлял всего 55 выстрелов. То есть при боекомплекте 800 снарядов (по 200 на ствол) для его израсходования пришлось бы четырежды менять стволы орудий! А это было весьма непросто. Стволы не имели лейнеров. То есть необходимо было менять все тело орудия, что представляло сложную техническую операцию, проводимую в заводских условиях. Надо заметить, что в ходе испытаний и боевой подготовки стволы орудий главного калибра к 1939 году были расстреляны, исчерпали свой ресурс. Их замена планировалась в 1940-м, однако срыв графиков работы и начавшаяся война не позволили это сделать. «Красный Кавказ» прошел всю войну с полностью расстрелянными орудиями главного калибра. При этом резко сократилась дальность и, что самое главное, рассеивание снарядов стало просто огромным. Иными словами это был корабль с весьма ограниченными боевыми возможностями. В частности стрельба по малоразмерным целям из орудий главного калибра просто  не имела смысла – при огромном рассеивании даже абсолютно точное накрытие не обеспечивало попадание с приемлемой вероятностью. Оставалось вести огонь по площадным целям. Таких при решении задач огневой поддержки войск на приморском направлении на черноморском ТВД было более чем достаточно. Однако сохранялся риск разрушения ствола при выстреле. Проблема решалась применением сокращенных зарядов, что еще больше снижало дальность стрельбы. Тем не менее «Красный Кавказ» активно участвовал почти всю войну, прежде всего, в самый напряженный первый ее период, в решении задач огневой поддержки приморского фланга армии. При этом, с учетом рассеивания снарядов, ему назначались цели преимущественно в глубине вражеского построения, вдали от расположения наших войск. 


Бронирование корпуса осталось аналогичным тому, что имели крейсера типа «Светлана» по исходному проекту. Это вполне соответствовало требованиям времени. Основной броневой пояс составлял 76 мм. Выше шло бронирование борта в 25 мм. Несколько толще была суммарная толщина двух броневых палуб – 45 мм. Бронирование башен корабля – 25 мм. Такую же толщину имели и барбеты главного калибра. Для них, совершенно очевидно, этого было  недостаточно. Таким образом «Красный Кавказ» имел оригинальную артиллерию главного калибра с весьма сильными тактико-техническими данными, но малочисленную и к началу Великой Отечественной полноценно небоеспособную. 

 
Средства ПВО корабля включали восемь 100-мм стволов в четырех двухорудийных установках, четыре 45-мм одноствольных АУ и семь крупнокалиберных пулеметов (12,7 мм). Совершенно недостаточно для отражения ударов самолетов в ближней зоне. Однако в ходе войны противовоздушная оборона корабля значительно усилилась. Были дополнительно установлены две 100-мм башни, снятые с потопленной «Червонки». Тем самым количество универсальной артиллерии среднего калибра было доведено до 12 стволов – очень хороший показатель, превосходящий даже наиболее современные легкие крейсера того времени. Например, британский «Саутгемптон» постройки 1937 года имел только 8 стволов 102-мм универсальной артиллерии среднего калибра. В апреле-мае 1942 года крейсер получил два 76-мм зенитных орудия и шесть 20-мм зенитных автоматов. К 1944-му 76-мм орудия и 20-мм автоматы были сняты с заменой на десять 37-мм автоматов 70-К. Таким образом средства ПВО крейсера уже к 1942 году были доведены до приемлемого уровня.

 
«Красный Кавказ» имел четыре трехтрубных 450-мм торпедных аппарата. Однако применения этому вооружению в ходе боевых действий не нашлось.  


Как и два других «светлановских» крейсера, «Красный Кавказ» в годы войны чрезвычайно активно действовал почти во всех значимых операциях, проводимых на приморском направлении. Это продолжалось до сентября 1944 года, когда корабль встал на ремонт в Поти. Завершился он уже после окончания боевых действий на Черном море. За войну крейсер совершил более 60 выходов для решения различных боевых задач. Однако количество снарядов артиллерии главного калибра, выпущенных им, было относительно невелико. По данным Андрея Платонова – 458, или около 57%. Причиной этого надо полагать состояние орудий главного калибра – вероятно, из них было опасно стрелять. Так например 4 февраля 1943-го, действуя в составе отряда кораблей огневой поддержки в районе Южной Озерейки, «Красный Кавказ» вместо плановых 200 снарядов выпустил только 75. Это была его последняя в Великой Отечественной стрельба орудиями главного калибра, хотя он продолжал участвовать в боевых действиях еще более года. 


Как и другие крейсера Черноморского флота, «Красный Кавказ» решал широкий спектр боевых задач, помимо огневой поддержки войск на приморских направлениях, в том числе: обеспечение минных постановок, переброска личного состава на изолированные плацдармы (в Одессу и Севастополь), эвакуация мирного населения и войск, переброска боевой техники и вооружения, а также высадка десанта. 


Константин Сивков, член-корреспондент РАРАН, доктор военных наук

 

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...