Версия для печати

Черногорский синдром

Корбут Андрей
В так называемых непризнанных государствах СНГ - Абхазии, Приднестровье и Южной Осетии - кипят страсти, связанные со стремлением народов этих республик обрести полную самостоятельность. Де-факто это они уже сделали, когда после распада СССР путем военного сопротивления отказались подчиняться соответственно властям Грузии и Молдавии. Теперь же, когда большинство населения этих регионов стало гражданами России, путем референдума непризнанные государства хотят де-юре закрепить свое право на суверенитет. Подстегивает их к этому и признание международным сообществом независимости Черногории.


ЦХИНВАЛИ И ТИРАСПОЛЬ: ПОЙДЕМ ПУТЕМ ПОДГОРИЦЫ


В так называемых непризнанных государствах СНГ - Абхазии, Приднестровье и Южной Осетии - кипят страсти, связанные со стремлением народов этих республик обрести полную самостоятельность. Де-факто это они уже сделали, когда после распада СССР путем военного сопротивления отказались подчиняться соответственно властям Грузии и Молдавии. Теперь же, когда большинство населения этих регионов стало гражданами России, путем референдума непризнанные государства хотят де-юре закрепить свое право на суверенитет. Подстегивает их к этому и признание международным сообществом независимости Черногории.
{{direct_hor}}

Верховный Совет Приднестровья готов уже на этой неделе утвердить результаты референдума.
Фото Игоря ВАСИЛЬЕВА
В Абхазии подобный референдум состоялся, как известно, в 1999 г. Почти все жители республики, участвовавшие в нем, высказались за суверенитет. В Приднестровской Молдавской Республике плебисцит прошел в минувшее воскресенье - 17 сентября. Хотя окончательные его итоги еще подводятся, у наблюдателей и экспертов нет сомнения, что большинство жителей ПМР за независимость и последующее свободное присоединение Приднестровья к Российской Федерации.

Евросоюз, руководство Молдавии и ряд международных организаций уже выразили свое негативное отношение к данному референдуму. В свою очередь, МИД России, вступив с ними в полемику, высказал противоположную точку зрения. "В современной Европе вряд ли корректно и политически дальновидно игнорировать, а тем более неуважительно относиться к такой форме народного волеизъявления, как референдум. Стремление выяснить позицию населения по принципиальным вопросам, непосредственно затрагивающим их судьбу, воспринимается в признанных демократических государствах как важная правовая основа построения гражданского общества", - отмечается в заявлении внешнеполитического ведомства России. При этом на Смоленской площади считают, что инициатива проведения этого референдума стала следствием решения Молдавии и Украины в одностороннем порядке ужесточить режим доступа предприятий Приднестровья к внешним рынкам.

Московские политики, делая аналогии с недавно обретшей в результате референдума независимость Черногорией, уверены: народы бывшего СССР имеют право на самоопределение. В российском МИД отмечают, что в этом вопросе не должно быть двойных стандартов. Как известно, Приднестровье с геополитической точки зрения рассматривается Москвой как зона жизненно важных ее интересов. Вполне понятно, что российские политики будут и дальше стремиться поддержать стремление приднестровского и других народов к независимости и возможному вхождению этих республик в состав РФ. Но это, конечно, рассуждения чисто гипотетические. Как заявил недавно помощник президента РФ Сергей Приходько, вопрос признания независимости Южной Осетии и Приднестровья зависит не от России, а от международного сообщества. И это никто не опровергнет. Другое дело, что РФ будет пытаться на международной арене помочь признанию самостоятельного статуса этих регионов.

Таким образом, борьба за новый статус ПМР и Южной Осетии только начинается. Но если, говоря о Приднестровье, можно предполагать с большой долей уверенности, что, несмотря на сложность этой борьбы, она будет протекать мирными способами, то этого не скажешь про Южную Осетию, где также намечается плебисцит о независимости. Он состоится 12 ноября в один день с выборами президента республики. "Согласны ли вы с тем, чтобы Республика Южная Осетия сохранила свой нынешний статус независимого государства и была признана международным сообществом?" - именно так звучит вопрос, на который через два месяца предстоит ответить жителям непризнанной республики.

Председатель Госдумы Борис Грызлов уже сообщил о возможной поездке депутатов для наблюдения за ходом плебисцита в Южной Осетии. (Депутаты Госдумы также были наблюдателями на референдуме в Приднестровье). Спикера поддержали почти все фракции. Его первый заместитель (от фракции "Единая Россия") Любовь Слиска заявила, что "нужно уважать право любого народа, даже очень маленького". "Если 15 лет не решается вопрос о присоединении к тому или иному государству либо о воссоединении государств, то, - как считает первый вице-спикер, - Южная Осетия вправе выбрать для себя иной путь сохранения независимости". "Действительно, пора ставить вопрос об официальном признании Южной Осетии как суверенного государства", - поддерживает эту позицию вице-спикер парламента от фракции "Родина" ("Народная воля" - СЕПР) Сергей Бабурин. Он уверен, что Госдума обязательно решит вопрос о направлении своих наблюдателей в Южную Осетию. Более того, заметил он, присутствовать на референдуме должны парламентарии из всех стран СНГ. "Юридические последствия референдума должны быть такие же, как и после референдума в Черногории", - заметил Бабурин.

Такие высказывания, конечно, вызвали отрицательную реакцию грузинского руководства. К примеру, госминистр Грузии по вопросам урегулирования конфликтов Мераб Антадзе назвал заявление Бориса Грызлова стимулом для нездоровых амбиций лидеров сепаратистских режимов. Более того, министр выступил с "категорическим предупреждением" властям России, чтобы они в своих действиях руководствовались нормами международного права, уважали суверенитет Грузии и не допускали незаконного пересечения своими гражданами государственных границ Грузии, что может завершиться применением к ним мер, предусмотренных законодательством его страны.

Добавим к этому, что болезненное отношение к проблеме Южной Осетии у официального Тбилиси сопровождается требованиями о выводе российских "голубых касок" из зоны конфликта и замене их "другими силами". По многим признакам, Грузия не оставляет своих планов подчинения "мятежных территорий" военным путем. Между тем Евросоюз и страны НАТО очень осторожно подходят к оценке военных амбиций Михаила Саакашвили и его команды. Спецпредставитель ЕС по Южному Кавказу Петер Семнеби в этой связи даже заметил: "Самое важное - это предотвратить новые военные действия в Южной Осетии и Абхазии. Я бы не сказал, как в дальнейшем могут выглядеть миротворческие силы в этих регионах. Hо к этому вопросу нужно приступать очень осторожно, чтобы не допустить повтора эскалации конфликта". Кстати, это ответ Петера Семнеби на вопрос журналиста о том, считают ли в ЕС необходимым присутствие в Южной Осетии и Абхазии европейского миротворческого контингента.

Но в любом случае проблемы непризнанных государств на территории бывшего СССР обостряются. Их стремление обрести независимость поддерживается Россией и отвергается пока международным сообществом. Хотя все понимают, что действительное разрешение данных противоречий возможно только мирными путями.

Андрей КОРБУТ

Опубликовано в выпуске № 36 (152) за 20 сентября 2006 года

Loading...
Загрузка...
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц