Версия для печати

В борьбе за безопасность: национальную или личную?

Власов Сергей
"Политика национальной безопасности - это умение государственного руководства осуществить рациональный выход из ситуаций, которые угрожают стране значительными: потерями. Не допустить возникновения таких ситуаций - это искусство политики безопасности", - сказал экс-секретарь СНБО Владимир Горбулин. Назначение украинским президентом Виктором Ющенко на пост секретаря Совета национальной безопасности и обороны Раисы Богатыревой, одного из лидеров "Партии регионов", находящейся в противостоянии с "оранжевыми", стало одним из резонансных событий окончания 2007 года на Украине.


КАКИМИ МОТИВАМИ РУКОВОДСТВОВАЛСЯ ПРЕЗИДЕНТ УКРАИНЫ ПРИ НАЗНАЧЕНИИ НОВОГО СЕКРЕТАРЯ СНБО


"Политика национальной безопасности - это умение государственного руководства осуществить рациональный выход из ситуаций, которые угрожают стране значительными: потерями. Не допустить возникновения таких ситуаций - это искусство политики безопасности", - сказал экс-секретарь СНБО Владимир Горбулин. Назначение украинским президентом Виктором Ющенко на пост секретаря Совета национальной безопасности и обороны Раисы Богатыревой, одного из лидеров "Партии регионов", находящейся в противостоянии с "оранжевыми", стало одним из резонансных событий окончания 2007 года на Украине.
{{direct_hor}}

Раиса Богатырева
Фото ИТАР-ТАСС
Национальная особенность украинского Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) состоит в том, что чаще всего секретарь СНБО являлся там полулегитимным субъектом политического процесса. С одной стороны, назначение конкретного человека на этот пост всегда было "призом" для тех членов команды, которым не хватило места в первой обойме "назначенцев", но с ними "рассчитываться" все равно было нужно. Или же имел место другой вариант - назначалось лицо, не сильно претендующее и/или неспособное занимать руководящую должность с ответственностью государственного уровня, но желающее руководить и/или контролировать. Таким образом, на политическом "небосклоне" страны фактически появлялись "серые кардиналы" украинской политики.

"МОЗГОВОЙ" ЦЕНТР НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

При этом на Украине СНБО не является лишь совещательным (как в Польше) или консультативным органом, так как это орган государственной власти, который "координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности и обороны" (часть вторая статьи 107 Конституции Украины). Координация и контроль - это реальные властные полномочия. Учитывая законодательное определение понятия "национальная безопасность", фактически все органы исполнительной власти - от Кабинета министров Украины до районной государственной администрации - формально являются подконтрольными СНБО во главе с президентом по практически неопределенному кругу вопросов.

Более того, сфера деятельности и полномочия Секретариата СНБО и его руководителя периодически корректировались под конкретные личности (вспомним В. Горбулина и П. Порошенко). Но когда в сфере национальной безопасности решения принимаются в контексте не интересов страны, а конкретных лиц (чья деятельность, в свою очередь, превращается в очередную проблему для страны), то не является ли это причиной для необходимости законодательного урегулирования этой проблемы теми, кто на это уполномочен законом?

Что касается произошедшего недавно назначения видного украинского политика Раисы Богатыревой на должность секретаря СНБО, то разложим ситуацию "по полочкам" и попытаемся ответить на вопрос: что означает новое назначение лично для нее и ее "однопартийцев, для президента, собственно для Совбеза и, естественно, для национальной безопасности страны?

Никто не станет отрицать, что Раиса Богатырева - публичный политик, для которого ее будущее играет не последнюю роль. Хотя, честно говоря, в "списке специалистов" в сфере национальной безопасности она не значится. В команде "Партии регионов" "стратеги" есть, но, вспоминая то, что последняя избирательная кампания "регионалов" велась не на стратегическом, а в основном на тактическом уровне, на их приход в единой связке с Богатыревой, а тем более результативность работы можно не рассчитывать. Самой Раисе Богатыревой полностью обновлять кадры аппарата СНБО не позволят. Да и не нужно никакого обновления, так как "наследство", которое она получила, для нее "угрозы" не представляет. Безусловно, руководителей департаментов (управлений, ведущих отделов) Богатырева может поменять. Частично она это даже сделает. Но зачем ей это самой?

Логика президента Виктора Ющенко при назначении Богатыревой прослеживается: вышибить "регионалов" из оппозиционной ниши. Аргумент "козырный" - в каком еще демократическом государстве Совет национальной безопасности и обороны возглавляет представитель и даже почти лидер оппозиции? Тем более в условиях существенного ограничения президентских полномочий, когда Совбез остается одним из немногих рычагов влияния президента.

Хотя некоторые пытаются прогнозировать влияние самого Совбеза на Ющенко. Однако здесь есть ряд "но": по все больше усиливающемуся мнению, Виктор Ющенко в своей эволюции в кресле президента дошел до стадии, когда он "никому ничего не должен". Это означает, что даже его близкое окружение, а тем более "советники" из Совбеза влияние на него имеют с очень большими оговорками. Учитывая, что он умудрился "кинуть" многих из своего окружения, причем как "любых друзей", так и профессионалов, прогнозировать влияние на него со стороны Раисы Богатыревой не приходится. В худшем случае от нее просто избавятся, в парламент она вернется только при следующем созыве, т.е. ее возможности публичного политика обрезаются. К тому же ее рассорили с однопартийцами. Таким образом, можно утверждать, что сиюминутные (т.е. тактические) планы Виктором Ющенко уже достигнуты, а при желании он сможет развить успех еще дальше.

Для "регионалов" назначение Богатыревой стало, мягко говоря, неприятным. Несмотря на непубличные договоренности, по "сценарию" "регионалы" были обязаны публично отмежеваться от своей соратницы (выбирая меньшее из двух зол), так как нести ответственность за все, что творится в стенах СНБО (а на Украине нацбезопасность имеет широкое толкование и под эту тему подводят все), им не выгодно с идеологических позиций.

Назначение привело к острым дискуссиям в партийных рядах. Оценки прозвучали полярные. Но, например, депутат от "Партии регионов" Анатолий Толстоухов заявил, что в ближайшее время Раису Богатыреву вообще исключат из "Партии регионов". 25 декабря 2007 года президиум "Партии регионов" выступил против того, чтобы она заняла эту государственную должность, поскольку партия перешла в оппозицию; но лидер "Партии регионов" вступила в должность, и ее соратники по партии сообщили, что не будут применять к ней санкций, но Богатырева не сможет находиться на руководящих должностях в партии. Депутат Верховной Рады Иван Стойко (пропрезидентской фракции Блока "Наша Украина - Народная самооборона") прогнозирует возникновение новой политической структуры во главе с секретарем Совета национальной безопасности и обороны Раисой Богатыревой. "Со временем Богатырева станет публичным лидером ПР, и здоровая часть партии пойдет за ней. На базе этого ядра может случиться возникновение новой политической структуры", - передает сайт "НУ-НС" слова Стойко. Глава фракции Блока Литвина в парламенте Владимир Литвин сомневается, что Раисе Богатыревой удастся быть самостоятельным игроком на посту секретаря СНБОУ. Об этом Литвин сказал в интервью СМИ: "Мне кажется, что СНБОУ как государственная институция в значительной степени нивелирован. И чтобы возобновить его статус и влияние, нужно несколько лет. СНБОУ вмонтирован в структуру секретариата президента. Поэтому говорить о каких-то самостоятельных действиях на сегодняшний день, к сожалению, не приходится. Дай Бог, чтобы Раисе Богатыревой удалось это сделать".

Уместно упомянуть, что народные депутаты в парламенте прошлого созыва от "Партии регионов" вносили законопроект, главная идея которого - существенно сузить полномочия секретаря Совбеза и "загнать" его в рамки работы как руководителя исключительно "мозгового", но никак не властного центра. Несмотря на оживленную дискуссию по этому поводу и некоторые крайности в самом проекте закона, рациональное зерно в нем присутствовало, так как общество нужно было оградить от субъективных факторов деятельности на посту секретаря Совбеза некоторых его руководителей, таких, например, как Петр Порошенко - соратник нынешнего президента.

Теперь у "регионалов" появился шанс, не дожидаясь законодательного урегулирования этой проблемы, силами своей "партийной активистки" влить "свежую струю" в деятельность этой уважаемой структуры. Но помнят ли они о законодательной инициативе своих коллег и если да, то хотят ли они сами сделать что-то полезное? Видимо, вряд ли. Зато они воспользуются другим: теперь в условиях определенного "оппозиционного" вакуума у верхушки "Партии регионов" появилась "лазейка" озвучивать, а может быть, даже пытаться отстоять свои бизнес-политические интересы благодаря доступу "к телу".

Что касается самого Совбеза, то эксперты почти единодушно заметили, что существует минимум надежд на то, что СНБО под новым руководством наконец займется своими непосредственными задачами. При президентстве Ющенко это не удалось ни Порошенко, ни Кинаху, ни Гайдуку, ни Плющу, которых президент менял на посту секретаря Совбеза как перчатки. Так как проблема заключается отнюдь не в личностях секретарей Совбеза. Хотя есть противоположный пример - за время пребывания во времена Леонида Кучмы на должности секретаря СНБО Владимир Горбулин сумел стать не просто незаменимым чиновником, одним из первых помощников президента, он стал фактически духовным наставником Леонида Кучмы. По своему политическому весу Владимир Горбулин являлся тогда почти вторым человеком в государстве, хотя закон не предполагал для секретаря Совбеза такого положения. Происходило это, видимо, с молчаливого одобрения президента.

В далеком 1996 году первый секретарь СНБО Владимир Горбулин изрек: "...Самая главная задача - обеспечить президента Украины как гаранта ее национальной безопасности максимально точной информацией... обеспечить ее компетентное обсуждение с президентом, помочь ему определить собственную позицию по этому поводу". Многим тогда показалось, что влиятельный глава Совбеза очень скромно очертил главную задачу, которую хотели решать все силовые ведомства, дабы максимально угодить президенту Леониду Кучме.

Но это было тогда. А сейчас позволим себе наглость утверждать, что для самого Совбеза приход в новый офис госпожи Богатыревой ровным счетом ничего не изменит. По той простой причине, что сам по себе СНБО до сих пор не стал полноценным органом, ради которого создавался, а на уровне экспертов вообще стал "отстойником". Т.е. престарелые "умы" как держались за свои места, так и продолжают это делать дальше. Авторы "мертвых" теорий продолжают писать свои мало кому нужные в плане их практической реализации документы. Так же, как и те, кто одновременно работает на несколько фронтов: до обеда - в Совбезе, после обеда - в чьем-нибудь партийном штабе, который иногда позволяет себе "баловаться" стратегическими разработками.

Безусловно, в некоторые периоды своей истории благодаря личностному фактору (вспомним, например, В. Горбулина в период "пика" своего влияния на Леонида Кучму как позитивный пример и Петра Порошенко - как пример противоположный по своему содержанию) Совбез приближался к действенному уровню влияния. В другие периоды истории он был или вообще незаметным, или его использовали как трибуну для критики и даже политической расправы над неугодными, или в качестве "соломки", за которую хватался Виктор Ющенко в самые острые и одновременно грустные минуты политического кризиса апреля-мая прошлого года.

Сам аппарат Совбеза объективно нуждается в реформаторе, но он его не получил, ибо Виктору Ющенко из-за своей занятости некогда заниматься данной сферой, а Раиса Богатырева этого не сможет сделать по целому ряду объективных и субъективных причин, рассмотрение которых выходит за рамки нашего материала.

Для национальной безопасности страны в смене секретаря Совбеза ровным счетом также ничего революционного не произошло. И дело не в "роли личности в истории" в интерпретации классиков марксизма-ленинизма. Работа Совбеза при Ющенко строится по принципу "одобрям". По-другому быть не может, так как персональный состав Совбеза определяется президентом. Это означает, что любые обсуждения и голосования в его стенах управляемы и прогнозируемы. У Ющенко хватает ума не допустить скопления в подведомственной ему структуре "критической массы", способной поставить под сомнение правильность его политического поведения, а тем более это озвучить публично. Если будет попытка сделать противоположное, то не за горами появление очередного президентского указа соответствующего содержания.

Справка "ВПК"

Раиса Богатырева была вторым номером в списке "регионалов" на досрочных парламентских выборах, а в парламенте предыдущего созыва даже возглавляла фракцию "Партии регионов".


Хотя согласно украинскому законодательству никто не может подменять функции президента в вопросах координации направлений деятельности силовых структур. Все остальные могут выступать только в роли советников, помощников или секретарей. Председателем СНБО является президент со всеми вытекающими отсюда последствиями и полномочиями. Что, по определению, четко указывает на место и роль секретаря Совбеза, призванного с помощью аппарата СНБО обеспечить его работу. Не более и не менее.

Хотя президент страны сейчас очень нуждается в компетентном и эффективном органе, способном обеспечить его повседневную работу в сфере обеспечения национальной безопасности, при этом без особых политических амбиций со стороны его аппарата, резонансной деятельности, вынуждающей президента лично вмешиваться в конфликты бизнес-политических интересов под вывеской кипучей деятельности во имя безопасности страны. Также президенту нужен СНБО, работающий на упреждение, позволяющий своевременно реагировать на угрозы до момента их эскалации и предпринимать превентивные меры.

Мнение автора, безусловно, очень субъективное, вызовет шквал возмущенных мнений, причем не только от сотрудников СНБО. Но объективно критерий оценки СНБО один - как его деятельность на практике способствует обеспечению защиты интересов страны. К сожалению, при виде того, как Украину с упорной периодичностью настигают экономические, продовольственные, техногенные и прочие кризисы вперемешку с беспределом сомалийских пиратов у побережья Африки или граждан одной национальности в одном из регионов Украины, в голове упорно возникает мысль: много что в стране недорабатывает, и СНБО в частности.

В любом случае секретаря Совбеза назначает президент. Нового человека всякий раз "ставят" на новые задачи. Виталия Гайдука, не пожелавшего нарушать закон в угоду Ющенко, в мае прошлого года поменяли на Плюща, который отличается безотказностью в политической деятельности. По логике таким же видит президент его сменщицу. Может ли Ющенко рассчитывать на поддержку Богатыревой в случае, если в очередной форс-мажорной ситуации потребуется перетянуть канат на сторону Банковой? Ответ, видимо, положительный, иначе Виктор Ющенко сделал бы другой выбор.

Сергей ВЛАСОВ

Опубликовано в выпуске № 2 (218) за 16 января 2008 года

Loading...
Загрузка...
Новости

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц