Версия для печати

«Ураган» в закрытом море

Советские сторожевики работали за десятерых
Сивков Константин
Коллаж Андрея Седых

Корабли оригинальной концепции, не имевшие аналогов в других флотах, в отечественном ВМФ в основном поддерживали приморский фланг войск, эскортировали конвои и контролировали оперативный режим в местах дислоцирования боевых кораблей. С относительно небольшой осадкой, хорошей маневренностью и не столь ценные, как эсминцы (учитывалось и это), в начале Великой Отечественной они стали важной составляющей флотских сил.

Сторожевики типа «Ураган», наверное, самые оригинальные. На них исходя из их первоначального предназначения (в соответствии с программой военного судостроения 1926–1931 годов) возлагались задачи, соответствующие классическим эсминцам: эскорт эскадр, дозорная и разведывательная служба, торпедные атаки надводных кораблей, борьба с ПЛ, минные постановки. При этом водоизмещения они были втрое меньшего, нежели единственные в нашем флоте на момент создания данных сторожевиков эсминцы типа «Новик» («Ленин» – на Балтике, «Сталин» – на Тихом океане»). По огневой мощи уступали вдвое, а скорость даже по проекту имели только 26–29 узлов. Да и мореходность оказалась не лучшей стороной – низкий борт и почти прямой форштевень «Ураганов» делали их пригодными для действий на закрытых МТВД, в частности в Финском заливе, Балтийском и Черном морях.

Дешевые, но медлительные

Появление такого проекта объясняется ограниченными возможностями советской промышленности. Из относительно крупных кораблей по упомянутой программе военного судостроения предполагалось построить 12 субмарин и 18 сторожевиков. Однако сдача всей серии затянулась – последние корабли этого типа вошли в состав флота в 1938 году. Первоначально проекту был присвоен номер два, корабелы заложили восемь корпусов: шесть – в Ленинграде, два – в Николаеве для Балтийского и Черноморского флотов соответственно.

На испытаниях первого из кораблей выяснилось, что скоростные характеристики не соответствуют проектным: удалось выжать лишь 25 узлов вместо 29. Собрались было закрыть серию вообще, но началось создание Северного и Тихоокеанского флотов, для них требовались эсминцы, пусть и такие уполовиненные, как «Ураганы». Их дешевизна и относительная простота предопределили развитие событий: сторожевики строили по двум несколько усовершенствованным проектам – 4 и 39. Однако это был все тот же корабль, отличавшийся от первоначального энергетической установкой и более совершенной артиллерией главного калибра. Таким образом, программа строительства была выполнена в полном объеме в трех сериях.

Сторожевик – ровня эсминцу

Первоначально полное водоизмещение составляло 534 тонны. В дальнейшем по мере модернизации, проведенной уже в ходе Великой Отечественной, оно возросло без малого до 640 тонн. Это не замедлило сказаться на скоростных характеристиках – с первоначальных 24–26 узлов максимальная скорость упала до 18–22. Конечно, сказался износ ГЭУ. Дальность плавания даже экономическим ходом составляла около 900 миль, что, однако, оказалось вполне достаточно для закрытых МТВД.

За три дня сторожевик выпустил почти два боекомплекта снарядов главного калибра. Не всякий крейсер мог похвастаться таким результатом по итогам четырех лет войны

Главный калибр сторожевиков первых двух серий был представлен двумя АУ калибра 102 миллиметра без щитового прикрытия, аналогичными установленным на «Новиках». Остальные корабли получили две новейшие АУ Б-24 калибра 100 миллиметров в башенных установках.

102-мм АУ били на дистанцию около 90 кабельтовых (более 16 километров). 100-мм Б-24 имели большую дальность – 126 кабельтовых, превосходя 150-мм АУ германского флота SKC/28 и SKL/45, основной немецкий «миноносный» калибр 128-мм KM 41 и 127-мм SKC/34, все типы 105-мм орудий и т. д. Скорострельность также была внушительная – 12 в минуту. Так что в бою с равноценным по составу артиллерийского вооружения противником наш сторожевик имел существенное преимущество. СУО главного калибра обеспечивала стрельбу по видимым морским и наземным целям.

ПВО «Ураганов» соответствовала тому, что имели наши эсминцы: три-четыре 45-мм полуавтоматические АУ и три-четыре крупнокалиберных пулемета ДШК. С учетом значительно меньшего водоизмещения это представлялось более чем достаточным. Однако первые же бои Великой Отечественной показали, что возможности средств ПВО сторожевиков не соответствуют требованиям времени, и было принято решение о замене 45-мм полуавтоматических АУ на три 37-мм автомата 70-К с сохранением трех-четырех крупнокалиберных пулеметов. К 1943 году все «Ураганы» оснастили зенитными автоматическими пушками. Тем самым в этом отношении они сравнялись с эсминцами. Средств централизованного управления огнем зенитной артиллерии сторожевики не имели.

Противолодочное вооружение было, как у «Новиков». Первоначально «Ураганы» имели два бомбосбрасывателя с комплектом 18–20 единиц. При последующих модернизациях, в основном уже в войну, большинство получили по два БМБ-1, а боекомплект глубинных бомб увеличился до 37–54. Подобно эсминцам, к началу войны сторожевики не имели ГАС или иных относительно эффективных средств обнаружения погруженных субмарин. В дальнейшем часть сторожевиков оснастили ГАС «Дракон-128с» или «Ультрафон». Шесть кораблей получили РЛС.

Торпедное вооружение было представлено одним трехтрубным 450-мм ТА. Чтобы одним залпом добиться хотя бы попадания в маневрирующую надводную цель, сторожевику надо было сближаться с ней на довольно близкое расстояние, что оказывалось весьма проблематичным: не хватало скорости да и боевая устойчивость под огнем противника не впечатляла. Поэтому размещение такого торпедного вооружения надо признать не вполне логичным.

Заморские аналоги

В иностранных флотах нашим «Ураганам» могли бы соответствовать германские эскортные корабли типа F. При близком водоизмещении 712–833 тонны они имели две 105-мм АУ и восемь стволов зенитных автоматов – по четыре 37-мм и 20-мм. Торпедных аппаратов там не устанавливалось. В британском флоте наш сторожевик исходя из предназначения можно сопоставлять с различными эскортными кораблями: от шлюпов времен Первой мировой (они оставались в строю всю Вторую мировую) до фрегатов и корветов более поздней постройки. Все они, как и «немец», имели по одной-две АУ калибра 100 миллиметров и до десятка и даже более стволов различных зенитных автоматов от 20 до 40 миллиметров. При этом оснащались ГАС и располагали мощным по тому времени противолодочным вооружением, включавшим бомбометы «Хеджхог» (кстати, использовавшиеся во флотах развитых стран мира до середины 60-х, а где-то и до начала 90-х). То есть корабли по составу средств ПВО и ПЛО были значительно мощнее «Урагана» и, можно считать, вполне соответствовали предназначению. Достаточно напомнить, что нацисты в годы войны потеряли более 700 подводных лодок, и большая часть была уничтожена именно кораблями сопровождения. Тогда как наши сторожевики не потопили ни одной немецкой субмарины.

При этом вести бой с надводными силами противника ни нашим, ни иностранным эскортным кораблям в относительно крупных масштабах не пришлось – главными их противниками были авиация и подлодки.

Мастера на все руки

В Великую Отечественную войну «Ураганам» пришлось хорошо поработать. На Северном флоте их было три: «Гроза», «Смерч» и «Ураган». Все они решали главным образом задачи огневой поддержки войск и десанта на берегу. Сторожевики часто были самыми крупными в отрядах корабельной огневой поддержки. О масштабах использования их артиллерии можно судить на примере «Смерча». В июле 1941-го, поддерживая войска 14-й армии Северного фронта в районе губы Западная Лица, моряки выпустили по противнику 9 июля 130 снарядов главного калибра, 11-го – 117, а 12-го – 280. Стоит напомнить, что боекомплект главного калибра составлял всего 300 снарядов. То есть за три дня сторожевик расстрелял почти два боекомплекта. Не всякий эсминец и тем более крейсер мог похвастаться таким результатом даже за всю войну.

Интенсивность использования «Смерча» при поддержке пехоты не снижалась. Другие сторожевики Северного флота отставали ненамного. Однако со стабилизацией линии фронта основной задачей для североморских «Ураганов» стало эскортирование транспортов союзных конвоев на внутренних морских путях. Потерь североморские сторожевики, несмотря на напряженную службу, за годы войны не понесли.

Из семи балтийских «Ураганов» до конца войны уцелели три. Сторожевик «Пурга» потопила авиация, «Буря», «Снег» и «Циклон» погибли на минах. Почти всю кампанию основным предназначением сторожевиков была огневая поддержка войск на приморском направлении, а также борьба с субмаринами в зоне военно-морских баз.

Черноморские «Шквал» и «Шторм» тоже дожили до конца войны. Правда, один из них оказался в ремонте: 11 мая 1944 года попаданием торпеды немецкой подлодки U-9 у корабля была оторвана корма. Его удалось отбуксировать в порт, где он и встретил Победу.

Черноморские «Ураганы» решали широкий спектр задач, порой не вполне соответствовавших предназначению. Помимо сопровождения гражданских судов и транспортов, нанесения артударов по противнику и огневой поддержки десанта на берегу, им пришлось заниматься доставкой войск и различных грузов на изолированные плацдармы, высаживать разведгруппы, участвовать в эвакуации.

На всех флотах одной из важных задач для этих сторожевиков было поддержание благоприятного оперативного режима в районах базирования сил нашего флота. В целом же эти многоцелевые корабли внесли весомый вклад в нашу Победу.

Константин Сивков,
заместитель президента РАРАН по информационной политике, доктор военных наук

#Константин Сивков #проект 2 #проект 4 #проект 39 #сторожевики «Ураган» «Смерч» «Пурга» «Буря» «Снег» «Циклон» «Шквал» «Шторм»

Опубликовано в выпуске № 27 (740) за 17 июля 2018 года

 

 

Вниманию читателей «ВПК»

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц