Версия для печати

На войну без тормозов

Фронтовая полуторка брала на себя вдвое больше
Барановский Константин
Самый первый ГАЗ-АА

Полуторка (названная так за грузоподъемность в 1,5 тонны) стала, без сомнения, символом военных дорог. Безотказный и неприхотливый ГАЗ-АА перевозил людей, припасы круглый год. А сколько тысяч ленинградцев вывезли полуторки из блокадного города по Дороге жизни! Вспомним подробности.

Первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР (1928/29–1931/32) предусматривал строительство в стране автозаводов и предприятий по выпуску комплектующих, которые были должны обеспечить экономику и армию страны транспортом. В 1928-м Советский Союз уступал по величине автопарка таким странам, как Финляндия, Румыния, Португалия, Польша. Импорт и три действующих небольших автозавода (АМО, «Спартак» и ЯГАЗ) проблему не решали. Требовались новые предприятия, использование передового зарубежного опыта автопроизводства.

Местом для одного из автогигантов выбрали Нижний Новгород (позже – Горький). Исходной моделью стал американский «Форд-АА». Пока в Нижнем строили завод, в Канавино с 1 февраля 1930 года на заводе «Гудок Октября» организовали автосборочное производство. Лицензию на него СССР купил в 1929 году.

С началом Великой Отечественной начался выпуск упрощенного ГАЗ-ММ-В. Вместо дверей треугольные загородки. Крылья из кровельного железа. Боковые борта не откидывались

Советские инженеры не остановились на достигнутом и разработали на базе американского грузовика собственную модель. Она отличалась усиленным картером сцепления и рулевым механизмом, был установлен воздушный фильтр. В 1930 году по советским чертежам спроектировали бортовой кузов, кабина вместо деревянной «прессовки» стала металлической.

Полная локализация ГАЗ-АА произошла в 1933 году, грузовик собирался целиком из советских комплектующих. В 1938-м он был модернизирован и получил 50-сильный мотор ГАЗ-ММ – точно такой, что ставился на легковую эмку ГАЗ-М1. Тем не менее внешних отличий между ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ не было.

Конструктивно ГАЗ-АА – стальная штампованная рама, к которой с помощью рессор присоединялись передняя и задняя оси. Двигатель мог работать на любом сорте бензина, а в жару – на керосине. Подвеска колес была зависимой. Передние подвешивались на одной поперечно расположенной полуэллиптической рессоре с толкающими штангами, которые передавали нагрузки на раму. Задние держались на двух продольных кантилеверных рессорах без каких-либо амортизаторов вообще. Коробка передач ГАЗ-АА четырехступенчатая и обходилась без синхронизаторов. Тормоза механические с тросовым приводом на все колеса.

С учетом условий эксплуатации борта грузовика откидывались с трех сторон. Была модификация самосвал. Собственный вес машины – 1810 килограммов, грузоподъемность – до 1500. Впрочем, на войне перегруз был обычным делом и ГАЗ-АА перевозил до трех тонн.

По шоссе максимальная скорость – 70 километров в час, хорошая проходимость по грунтовой дороге. Дальность – 215 километров. Расход топлива – 20,5 литра на 100 километров. Даже при движении колонной нагрузка на дорожное покрытие была минимальной, что повышало проходимость по бездорожью и позволяло двигаться по мостам с низкой несущей способностью.

В производстве ГАЗ-АА был технологичен и не требовал большого расхода цветных металлов и легированных сталей, обходились чугуном и низкосортным прокатом. Стартер с аккумулятором не отличались долговечностью и надежностью, поэтому чаще всего грузовик заводили рукояткой.

ГАЗ-АА выпускали серийно на Горьковском автозаводе с 29 января 1932-го и до 1949-го, уже под обозначением ГАЗ-ММ, на УльЗИС (будущий УАЗ) – по 1951-й включительно. Сборочная линия полуторок была налажена и в Москве, на заводе им. Климента Ворошилова.

С началом Великой Отечественной начался выпуск упрощенного военного грузовика ГАЗ-ММ-В. Двери заменили треугольными загородками и сворачиваемыми брезентовыми «шторами», крылья были выполнены из кровельного железа методом простой гибки, отсутствовали тормоза на передних колесах, оставлена только одна фара головного света, боковые борта не откидывались.

ГАЗ-АА – самый массовый грузовик РККА. На 20 июня 1941-го в строю их было 151 100 единиц. За годы производства выпущено больше 800 тысяч полуторок, из них 102 тысячи собраны в войну.

Были разные модификации. ГАЗ-ААА – шестиколесный (6x4) грузовой автомобиль повышенной проходимости, грузоподъемность – две тонны на базе лицензионного «Форд-Тимкен» образца 1931 года. За годы выпуска в СССР (1934–1943) сошло с конвейера 37 373 машины. Стал основой для целого ряда бронеавтомобилей РККА: БА-6, БА-10А, БА-10М, ПБ-4 и ПБ-7. ГАЗ-410 (1934–1946) – самосвал на шасси ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ, грузоподъемность – 1,2 тонны, кузов цельнометаллический саморазгружающегося типа. ГАЗ-42 (1938–1950) – газогенераторная модификация, использовавшая как топливо деревянные чурки. Перевозил тонну груза. Еще одна газогенераторная модификация, но на угле – ГАЗ-43 выпускался малыми партиями в 1938–1941 годах. ГАЗ-44 – газобаллонная версия на сжатом газе (1939). Газовое оборудование выпускал Куйбышевский карбюраторный завод. Опытная полугусеничная модификация ГАЗ-АА, известная как НАТИ-3, испытывалась в 1934–1936 годах. ГАЗ-60 – серийная полугусеничная модификация с резинометаллической гусеницей (1938–1943). ГАЗ-65 – модификация повышенной проходимости с гусенично-колесным движителем с приводом от стандартных задних колес. В серию модификация не пошла, все ограничилось опытно-промышленной партией в 1940 году. ГАЗ-03-30 – 17-местный автобус общего назначения с кузовом на деревянном каркасе с металлической обшивкой. Производился на мощностях смежника ГАЗа – ГЗА (Горьковский завод автобусов, ранее «Гудок Октября») с 1933 по 1950-й, с перерывом в 1942–1945-м. Самая распространенная модель советского автобуса довоенного периода. ГАЗ-55 (М-55) – санитарный автомобиль, оснащался амортизаторами заднего моста. Вместимость – 10 человек, включая четырех на носилках. Годы производства – 1938–1945-й. Самый массовый санитарный автомобиль Красной армии в период Великой Отечественной войны. ПМГ-1 – пожарный автомобиль (1932–1941).

Шасси ГАЗ-АА послужило базой для создания огромного ряда специализированных модификаций военного и гражданского назначения. Легендарный автомобиль запечатлен на аверсе монеты, выпущенной в серии «Ленинград».

Можно считать, что концепция полуторки не умерла, она продолжается в грузовиках «Газель», выпускаемых на ГАЗ с начала 90-х.

Опубликовано в выпуске № 27 (740) за 17 июля 2018 года

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц