Версия для печати

Лунармия

Зачем Дональду Трампу космические войска
Джиралди Филип Духанов Сергей
Фото: vistanews.ru

За последний месяц произошли два события, которые ясно показывают, что же не так с тем, каким Белый дом видит место Америки в мире.

Заходя далеко за часто повторяемую чепуху о том, что США каким-то образом являются «лидером свободного мира», администрация Трампа по нескольким проблемам заняла позиции, поддерживающие причудливый взгляд о том, что это лидерство может быть реализовано, только если Соединенные Штаты будут полностью доминировать во всех значимых сферах. Помимо этого, Вашингтон сейчас утверждает также, что тот, кто не будет участвовать во всей этой шараде и не подчинится изложенным правилам, того силой заставят их соблюдать, подвергнув наказанию.

Первая проблема имеет отношение к космическому пространству. Существует международный договор о космосе, заключенный в 1967 году*. Его подписали 107 стран, включая большинство европейских государств, Россия, Китай и Соединенные Штаты. Конвенциональное оружие и электронные системы, разработанные для защиты орбитальных спутников от нападения, разрешены там, где заканчивается атмосфера – на высоте более ста километров над поверхностью Земли. Но далее космическое пространство свободно для всех. Этот договор также запрещает любую колонизацию или присвоение Луны или других планет национальными властями какого-либо государства.

Не существует никакого рационально обоснованного национального интереса, принуждающего американскую власть создавать космические войска

Президент Дональд Трамп, кажется, не знаком с этим договором. Выступая 18 июня перед аудиторией в Национальном совете по космосу, он сказал, что в рамках своих президентских полномочий «дал указание Министерству обороны и Пентагону немедленно начать процесс, необходимый для того, чтобы создать космические войска в качестве шестого вида вооруженных сил… Наш удел за пределами Земли является не только вопросом нашей национальной идентичности, но и вопросом национальной безопасности. Недостаточно просто иметь американское присутствие в космосе. В космосе мы должны иметь американское господство».

Идея о том, что США будут стремиться к значительному присутствию в космосе, возможно, и удивит кого-то, но Трамп говорит нечто совершенно иное. Он создает военное командование для космоса, Луны и планет. Он намерен использовать это командование для поддержания таких наступательных возможностей, которые обеспечат господство в этих сферах. Поскольку никто из тех, кто находится в здравом уме, не позволит Вашингтону господствовать там, тем более военным образом, – с учетом его «послужного списка», представляющего собой безответственное лидерство после 11 сентября 2001 года – предложение Трампа должно быть и будет встречено с сопротивлением во всем мире.

Фантазия господства в космосе – симптом того, что правящий класс не в состоянии отличить важное от неважного. Причина этого коренится в том, что американскую нацию с 11 сентября 2001 года постоянно пичкают страхом, хотя угрозы ей нет.

Иран – вторая проблема, вышедшая недавно на поверхность, является частью этой матрицы угрозы, когда Соединенные Штаты и их лающий пес – Израиль постоянно выступают с утверждениями о том, будто эта страна и поддерживает терроризм, и осуществляет секретную программу создания ядерного оружия. Оба утверждения в самой своей основе лживы.

Трамп выполнил требования Израиля и вышел из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), вводя ограничения на иранскую ядерную программу, хотя Тегеран соблюдал СВПД полностью. 29 июня объявил о наказании Ирана, заявив, что начиная с 4 ноября введет санкции против любого, кто будет покупать иранскую нефть. Глобальный запрет на сделки с ней по принципу «нулевой терпимости» имеет конкретную цель – разрушить большинство секторов экономики страны, чтобы заставить Иран выполнить требования Израиля, Саудовской Аравии и США о фактическом разоружении.

Угроза санкций является наглым запугиванием в то время, как ООН и стороны, подписавшие СВПД, по-прежнему поддерживают это соглашение и не имеют никаких причин наказывать Иран. Однако стороны осознают и то, что санкции будут включать запрет доступа на финансовые рынки США, а это означает, что предупреждение необходимо принимать всерьез. Имеются сообщения (https://finance.yahoo.com/news/spooked-trump-europes-iranian-oil-purchas...) о том, что задолго до ноября многие нефтепереработчики в европейских и азиатских странах и финансирующие их структуры уже сокращают закупки и уходят с иранского рынка.

Но обозначилась и отдача. Так, Турция отказывается следовать американским требованиям. Маловероятно, чтобы их стали соблюдать Китай, Россия, Индия, даже если им будут угрожать санкциями. Если бы Евросоюз смог объединиться и развить у себя хребет, то он бы занял твердую позицию и воспротивился давлению США. Тогда ЕС, может быть, обрел бы силу и дал Вашингтону сохранить лицо путем применения президентского «права на отказ от санкций», чтобы смягчить воздействие ранее выдвинутых требований.

У США не существует никакого рационально обоснованного национального интереса, принуждающего американскую власть создавать космические войска или вводить глобальные санкции против Ирана. Однако совершенно ясно, что администрации Трампа нет никакого дела до подлинных национальных интересов – она злится и пыхтит в натужных попытках продемонстрировать свою силу и решимость. Самое время, чтобы весь остальной мир проснулся, увидел ту опасность, которую представляет Вашингтон, и мобилизовался для того, чтобы восстать против нее.

Справка «ВПК»

Филип Джиралди (Philip Giraldi) – бывший сотрудник военной разведки и ЦРУ США. Эксперт по противодействию терроризму. Около 20 лет работал в Турции, Италии, Германии и Испании (с 1989 по 1992-й – руководитель резидентуры ЦРУ в Барселоне). Владеет испанским, итальянским, немецким и турецким языками. В настоящее время – исполнительный директор Council for the National Interest.

Публикуется с разрешения издателя (https://www.strategic-culture.org/news/2018/07/05/imperial-hubris-redefi...) © 2010–2018 | Strategic Culture Foundation

* Полное официальное название – «Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела». Является основой международного космического права.

Филип Джиралди,
эксперт (США)
Перевод Сергея Духанова,
специально для «ВПК»

Опубликовано в выпуске № 27 (740) за 17 июля 2018 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...