Версия для печати

Как экипаж торпедного катера типа «Комсомолец» с урезанием пайка боролся

Качка – лучшее «оружие» моряков в борьбе с нагрянувшей комиссией
Купинов Максим

Моряки у нас традиционно получают лучшее питание, чем те, кто служит в «сухопутных» войсках. Так было и в годы Великой Отечественной войны,  и после ее окончания.  Николай Кусенко (сайт «Я помню»), воевавший  на торпедном катере, вспоминал: «Нас кормили как смертников: у нас был хлеб белый, давали нам масло, шоколад. Снабжение было на высоте».

Вот только однажды такое замечательное снабжение все же оказалось под угрозой. Прославленный командир катерников Александр Шабалин (за время Великой Отечественной звания Герой Советского Союза удостоен был дважды) рассказал Николаю Кусенко о прибытии комиссии, намеревавшейся отменить часть из этих благ жизни для моряков. Шабалин приказал ему в течение двух с половиной часов «катать» комиссию на торпедном катере типа «Комсомолец».


«Комсомолец» - серия советских малых торпедных катеров (к сожалению, в воспоминаниях ветерана не указано, какой именно был  катер – проекта 123, 123бис, М-123бис или 123К). Максимальная скорость  хода - 48 узлов.


Как раз очень кстати пришелся начавшийся четырехбальный шторм. Николай Кусенко со своим экипажем добросовестно принялся  исполнять полученный приказ – катали  комиссию «носом к волне». Судя по указанным званиям – полковники и подполковники, моряков среди ее членов не было. Надо полагать, что это были интенданты. Можно себе представить, что они испытывали, участвуя в этакой  морской «прогулке».


Страдальцам из комиссии предложили перейти в матросский кубрик, но никто из них просто не смог этого сделать – сил не было. Настоятельную просьбу руководителя комиссии вернуться Кусенко проигнорировал, сославшись на полученный приказ – еще 40 минут оставалось «кататься» из назначенного Шабалиным срока. После окончания «прогулки» идея с урезанием дополнительного питания моряков как-то стремительно перестала быть актуальной. Кроме того,  отпал вопрос и об отмене дополнительных денежных выплат морякам. А ведь вместе с урезанием пайка и это намеревались сделать. Но после морской «прогулки» комиссия передумала.


Качка на море – для тех, кто на собственном печальном опыте не сталкивался с тем, как она на организм воздействует, звучит как-то не очень серьезно. Между тем результаты такого воздействия могут быть  самыми печальными. Кусенко приводит такой пример – как-то во время войны пришлось вывозить на торпедном катере с одной из временных флотских баз двух женщин-военнослужащих, «комиссованных» по беременности. Одну из них не довезли – скончалась, не выдержав качки. Самому Николаю Кусенко повезло – он качку легко переносил. Еще в учебном плавании из трехсот человек он был одним из семерых счастливчиков, которые не искали места, где меньше качает.


Эта счастливая способность и пригодилась во время «перевоспитания» комиссии…


Максим Купинов

Аватар пользователя Петр Нечаев
Петр Нечаев
19 июля 2018
вот так надо воспитывать невежд...
Аватар пользователя Ильдус
Ильдус
21 июля 2018
Есть легенда: После войны у нас стали разрабатывать крылатые ракеты (тогда они назывались: «Самолёт-снаряд»). За прототип взяли ФАУ-1. Для изучения аэродинамики и управляемости врезали в ФАУ кабину для лётчика, который перед самым падением в море должен был покинуть этот снаряд. За испытательные полёты платили очень большую сумму. После десятков полётов паркетные генералы решили снизить вознаграждение, а, поскольку это было утверждено самим Сталиным, бумагу направили на согласование ведущему эту тему лётчику-испытателю Амет-Ха́н Султа́ну. Амет-Хан на этой бумаге написал: «Моя вдова против!» и фельдъегерской почтой направил Сталину. А Сталин на этой бумаге размашисто написал: «Согласен с вдовой Амет-Ха́н Султа́на!» -- больше вопрос о снижении вознаграждения за опасную работу не возникал.
Аватар пользователя Петр Нечаев
Петр Нечаев
19 июля 2018
вот так надо воспитывать невежд...
Аватар пользователя Ильдус
Ильдус
21 июля 2018
Есть легенда: После войны у нас стали разрабатывать крылатые ракеты (тогда они назывались: «Самолёт-снаряд»). За прототип взяли ФАУ-1. Для изучения аэродинамики и управляемости врезали в ФАУ кабину для лётчика, который перед самым падением в море должен был покинуть этот снаряд. За испытательные полёты платили очень большую сумму. После десятков полётов паркетные генералы решили снизить вознаграждение, а, поскольку это было утверждено самим Сталиным, бумагу направили на согласование ведущему эту тему лётчику-испытателю Амет-Ха́н Султа́ну. Амет-Хан на этой бумаге написал: «Моя вдова против!» и фельдъегерской почтой направил Сталину. А Сталин на этой бумаге размашисто написал: «Согласен с вдовой Амет-Ха́н Султа́на!» -- больше вопрос о снижении вознаграждения за опасную работу не возникал.

 

 

Вниманию читателей «ВПК»

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц