Версия для печати

Броненосная кавалерия

Отличилась в начале войны, а потом охраняла штабы
Драгомиров Иван

16 сентября 1939 года польское правительство полным составом сбежало в Румынию, и советское руководство приняло решение ввести на территорию Западных Украины и Белоруссии подразделения РККА для защиты местного населения. Для похода была сформирована конно-механизированная группа Белорусского особого военного округа под командованием комкора Ивана Болдина, куда вошли стрелковый, казачий кавалерийский и танковый корпуса. Основой материальной части наравне с танками Т-26, Т-28 и БТ-7 стали бронеавтомобили БА-10.

Это были шестиколесные пушечные автомашины среднего класса, разработанные и принятые на вооружение РККА в 1938 году. 

 

В Освободительном походе их экипажам пришлось столкнуться и с немецкими, и с польскими частями. 19 сентября 24-я легкотанковая бригада на БТ-7 и броневиках, ворвавшись во Львов, заняла северную и восточную части города. С юга и запада тем же утром сюда подошли части 2-й горно-стрелковой дивизии вермахта, а в центре против них оборонялся польский гарнизон. Позже советская часть из города вышла, оставив разведбатальон. Немцы и поляки открыли по нему огонь, советские танкисты были вынуждены ответить. В скоротечном бою сгорело два БА-10 и БТ- 7, погибли два красноармейца. Вермахт потерял двух майоров, унтер-офицера и три 37-мм противотанковые пушки, девять солдат были ранены. 

 

Разработка модели советского броневика началась еще в 1927 году под шифром БА-27. Машина получила вполне приличную для того времени сварную 3-10-мм броню и 37-мм пушку Гочкисса во вращающейся башне. Однако уже через три года стало понятно – требуется модернизация, слабая пушка и броневая защита уже не удовлетворяли военных. После отработки нескольких вариантов – БА-И, БА-3 и БА-6 стало ясно, что у них, вооруженных 45-мм длинноствольной пушкой 20К, слишком слабая рама. Да и компоновка рабочего пространства экипажа уже не устраивала. Хотя во время военных действий в Испании и Монголии эти бронемашины были весьма востребованы.

 

В 1938-м конструкторам Ижорского завода выдали заказ на создание нового броневика. По опыту старшей модели – БА-6 его делали на шасси трехосного грузовика ГАЗ-ААА («На войну без тормозов», «ВПК» №27, 2018), на укороченной раме в средней части и обрезанной на 400 мм сзади. На неведущей передней оси установили гидравлические амортизаторы, что сделало ход машины более плавным, помогло повысить точность стрельбы в движении. Появился центральный тормоз. Четырехцилиндровый карбюраторный 50-сильный мотор закрыли броневой сталью. В башне установили 45-мм танковую пушку образца 1934 года с боезапасом в 49 выстрелов. 

 

Машина вышла боевая – преодолевала подъемы под углом до 24 градусов и броды глубиной более полуметра. В ходовой части применили пулестойкие шины ГК. Для улучшения проходимости броневик оборудовали съемными гусеницами «Оверолл».

 

Серийный выпуск начался в 1938 году. БА-10 применялись в боях на Халхин-Голе, против белофиннов.

 

По отзывам командования РККА, бронемашины зарекомендовали себя вполне надежной. Вместе с тем их возможности в РККА оценивали достаточно верно: по существу это была «бронированная кавалерия, подходящая для охраны границ и внутреннего порядка». Говорят, броневики семейства были по тем временам очень хороши как разведчики. К августу 1941-го на Ижорском заводе выпустили более 3 300 машин. Это был самый массовый советский пушечный средний бронеавтомобиль.

 

Историк Максим Коломиец в книге «Броня на колесах» описывает применение бронемашин в самом начале Великой Отечественной. С первого военного дня средние бронеавтомобили использовали чрезвычайно активно не только для выполнения их привычных функций, но и, при тогдашней нехватке танков, для поддержки пехоты на поле боя, что приводило к неоправданно большим потерям. И тому есть объяснение: бензобак со 108 килограммами бензина располагался над головой командира и механика-водителя, при попадании в него снаряда или крупнокалиберной пули горючее выливалось внутрь, машина моментально сгорала.

Броневики семейства БА были очень хороши для своего времени как разведчики

 

Однако при умелом командире броневики показывали замечательные результаты. Шансы на победу в дуэли с немецкими танкистами были вполне приемлемыми. Уже 22 июня в пять утра командир танкового полка 5-й тд 3-го механизированного корпуса полковник Богданов поставил задачу на проведение разведки взводу из шести бронемашин БА-10 под командованием старшего лейтенанта Суровцева. Из расположения части вышли в 6.25. При подходе к месту назначения комвзвода организовал в лесу, по обе стороны от шоссе, засаду. Машины замаскировали так, что с расстояния 200 метров их было трудно заметить. В 10.00 на дороге показалось до взвода немецких мотоциклистов, которые были уничтожены пулеметно-пушечным огнем БА-10. Через 40 минут показался двигавшийся с большой скоростью легкий танк. Его сожгли первым же выстрелом. Спустя семь минут у засады оказались еще два танка, которые также были уничтожены огнем БА-10. Десятью минутами позже к подбитой технике подошли еще 15 танков в сопровождении мотоциклистов. БА-10 вывели из строя еще 3 танка и большое количество гитлеровцев. С подходом главных сил 7-й танковой дивизии 39-го танкового корпуса вермахта, взвод Суровцева отошел. В результате грамотно организованной засады шесть «десяток» подбили и уничтожили шесть немецких танков и большое количество мотоциклов. 

 

К сожалению, в первые два месяца войны большая часть средних бронемашин приграничных округов была безвозвратно потеряна. К 6 июля в 18-й танковой дивизии, действовавшей под белорусским Лепелем, из 18 БА-10 в строю находились только две машины. Много броневиков бросили из-за поломок и отсутствия горючего. Но «десятки» оставались серьезной силой. Например, в декабре 1941-го во всех частях Северо-Западного фронта было 27 тяжелых, средних и легких танков и 50 бронемашин. БА-10 задействовались в достаточно больших количествах при обороне Ленинграда, что объясняется близостью к местам боев Ижорского завода. 

 

Броневики несли службу вплоть до конца Великой Отечественной: в ротах охраны штабов фронтов и армий, как связные машины.

 

Аватар пользователя Андрей-Марина Медведевы
Андрей-Марина Медведевы
20 июля 2018
В начале статьи нарушен хронологический порядок событий: решение о "защите " было принято ещё в августе на переговорах с германскими "партнерами" и зафиксировано документально. Потом мобилизационные мероприятия, Германия в Польше, побег правительства и переход заранее подготовленными частями РККА Советско-Польской границы.
Аватар пользователя Алексей Зотов
Алексей Зотов
21 июля 2018
Вы когда статью пишете, то хоть иногда отрывайте глаза от клавиатуры и сравнивайте написанное с реальностью. БА-10 не является "шестиколёсной пушечной автомашиной".
Аватар пользователя Андрей-Марина Медведевы
Андрей-Марина Медведевы
20 июля 2018
В начале статьи нарушен хронологический порядок событий: решение о "защите " было принято ещё в августе на переговорах с германскими "партнерами" и зафиксировано документально. Потом мобилизационные мероприятия, Германия в Польше, побег правительства и переход заранее подготовленными частями РККА Советско-Польской границы.
Аватар пользователя Алексей Зотов
Алексей Зотов
21 июля 2018
Вы когда статью пишете, то хоть иногда отрывайте глаза от клавиатуры и сравнивайте написанное с реальностью. БА-10 не является "шестиколёсной пушечной автомашиной".

 

 

Вниманию читателей «ВПК»

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц