Версия для печати

Экологический дозор

Трофимов Виктор
В последнее время все мы являемся свидетелями глобального изменения климата, вызванного производственной деятельностью человека. Проблема - не только в выбросах в атмосферу углекислого газа, но и в бездумном отношении к окружающей среде. Свою лепту в ее сохранение вносит и Россия. В том числе военные экологи, которые занимаются обеспечением экологической безопасности Вооруженных Сил. Каковы итоги их работы в 2007 году и основные направления деятельности службы в 2008-м? Об этом "ВПК" поведал начальник экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации генерал-лейтенант Алевтин ЮНАК.


ТРЕБОВАНИЯ К СОБЛЮДЕНИЮ ПРИРОДООХРАННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВОЗРАСТУТ


В последнее время все мы являемся свидетелями глобального изменения климата, вызванного производственной деятельностью человека. Проблема - не только в выбросах в атмосферу углекислого газа, но и в бездумном отношении к окружающей среде. Свою лепту в ее сохранение вносит и Россия. В том числе военные экологи, которые занимаются обеспечением экологической безопасности Вооруженных Сил. Каковы итоги их работы в 2007 году и основные направления деятельности службы в 2008-м? Об этом "ВПК" поведал начальник экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации генерал-лейтенант Алевтин ЮНАК.
{{direct_hor}}
ЛИЧНОЕ ДЕЛО

ЮНАК Алевтин Иванович


Генерал-лейтенант Алевтин ЮНАК
Родился в 1953 г. В Вооруженных Силах с 1970 г. Окончил инженерный факультет Военной академии им. Ф.Э. Дзержинского (1975 г.), Российскую академию государственной службы (1996 г.), Высшие академические курсы Военной академии Генерального штаба (1998 г.). С апреля 2002 г. - начальник экологической безопасности Вооруженных Сил РФ. Член Межведомственной комиссии Совета безопасности РФ по экологической безопасности. Награжден орденами "За военные заслуги" и "Почета".


- Алевтин Иванович, 2007 год оказался, судя по всему, довольно результативным для вашей службы. Какие задачи стояли перед ней в решении вопросов экологии и как они выполнены?

- Среди важнейших итогов - переход на территориальный принцип обеспечения экологической безопасности, реализация комплекса мероприятий по формированию Межведомственной системы экологической безопасности. В плановом порядке решались задачи по усилению экологического контроля и выполнению природоохранного законодательства РФ, разработке нормативов по допустимому воздействию на окружающую среду и очистке загрязненных территорий. Очень важно, что впервые в 2007 году были начаты необходимые выплаты, которые предусмотрены в бюджете Министерства обороны.

На Северном флоте проведен эксперимент по созданию штатных подразделений для решения проблем ликвидации экологических последствий и аварий, связанных прежде всего с разливом нефтепродуктов в акватории. Занимались мы и экологическим обследованием наших территорий с использованием технических средств экологической безопасности. Что удалось и в какой мере?

Прежде отмечу такой важный факт. Приказом министра обороны №340 от 20 августа 2007 года утверждено Положение об органах экологической безопасности. Этот приказ определил переход на территориальный принцип обеспечения экологической безопасности. Это означает, что командующие военными округами теперь отвечают за все войска, которые дислоцируются на территории округа, руководят обеспечением экологической безопасности в интересах всех войск. Соответственно, начальник экологической службы округа организует и осуществляет деятельность по обеспечению экологической безопасности также в интересах всех войск, которые дислоцируются на территории округа. Это принципиальный момент. Ведь до этого у нас были экологические службы по видам и родам войск. Сегодня этих служб в Главкоматах нет.

В 2007 году в рамках формирования межведомственной системы экологической безопасности, в том числе в рамках тылового обеспечения, утверждено также Положение о взаимодействии по обеспечению экологической безопасности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Для этого был разработан совместный приказ, в котором определены функции Министерства обороны, МЧС, ФСО, Погранвойск ФСБ и Внутренних войск МВД РФ, а также Спецстроя как структурной составляющей Минобороны.

Кроме этого, были подготовлены соответствующие проекты структурных планов, утверждены планы мероприятий как на региональном, так и федеральном уровне.

- Мы говорим о допустимом воздействии на окружающую среду. А существуют ли тут какие-либо нормативы?

- Вопрос разработки документов по нормативно-допустимому воздействию на окружающую среду был одним из важнейших. Ведь фактически этот пакет документов - своеобразный экологический паспорт любой воинской части, организации, военного объекта. Но для этого и должны были быть разработаны соответствующие нормативы. Мы этим занимаемся с 2002 года и к концу 2007 года вышли на обеспеченность нормативами для 70% воинских частей. С учетом тех объемов финансирования, которые выделены, планируем завершить эту работу к концу 2009 года.

Конечно, ее темпы могли быть несколько выше, если бы не ряд объективных обстоятельств. В сферу нашего влияния попали и комиссариаты, и Железнодорожные войска, которые раньше не финансировались через Министерство обороны. Сказалось и определенное ужесточение законодательства: В результате нам пришлось отвлечь ряд сил и средств на решение новых задач. И все же, повторю, к исходу 2009 года планируем завершить первичное нормирование наших объектов.


Все крупные учения войск сопровождаются экологическим мониторингом.
Фото Леонида ЯКУТИНА
- Как обстоят дела с очисткой загрязненных территорий? Ведь одна из проблем, которая сегодня волнует Вооруженные Силы, это проблема аварийных проливов горючего на военных объектах?

- Сегодня в плане значатся 108 объектов, на которых необходимо решать проблемы очистки долговременных загрязнений. Из них 79 - это поверхностные загрязнения. И 29 - подземные загрязнения, прежде всего связанные с авиационным керосином. В 2007 году работы велись на 21 объекте. В частности, недавно завершены работы на 3 объектах (ТОФ, ДВО, в Космических войсках). В целом за период 2002-2006 годов проведены такие работы на 12 объектах, хотя процесс этот очень сложный и требует постоянного согласования с органами местной исполнительной власти, Ростехнадзором, Росприроднадзором.

Что касается проливов горючего, то нередко это случается на объектах флота. Не зря министром обороны было принято решение о проведении эксперимента по созданию на местах штатных подразделений, которые способны решать задачу ликвидации экологических последствий аварийных разливов нефтепродуктов. В 2007 году, например, сформирован соответствующий отряд на Северном флоте, проведено его оснащение техническими средствами, обучение личного состава, уточнены задачи, функции, нормы обеспечения.

Другая наша задача - усиление контроля за выполнением природоохранного законодательства в войсках. С этой целью в 2007 году произведена проверка более чем в 300 воинских частях - как в рамках инспекции Тыла Вооруженных Сил, так и по отдельным вопросам. Новым явилось то, что достаточно много частей (около двухсот) проверено совместно с органами военной прокуратуры, Ростехнадзором, Росприроднадзором. Выявлено, конечно, немало нарушений со стороны военнослужащих. Но основные проблемы, подчеркну, связаны с неудовлетворительным состоянием системы коммунального хозяйства. В частности, очистных сооружений, котелен, мазутных хозяйств, складов горючего: Учитывая все эти обстоятельства, которые носят для Вооруженных Сил объективный, долговременный характер, министр обороны еще в 2006 году принял решение о разработке предложений по формированию Федеральной целевой программы. И сегодня такая работа проводится Главным квартирно-эксплуатационным управлением совместно с Тылом Вооруженных Сил.

Вместе с Главным квартирно-эксплуатационным управлением мы планируем представить в правительство РФ Концепцию данной Федеральной программы в 2008 году. На ее выполнение, по оценкам специалистов, потребуется около 55 млрд. рублей. Но надо понять: эта проблема родилась в Вооруженных Силах не сегодня и даже не вчера. Поэтому, как говорится, малой кровью ее уже не решить.

- А что касается платежей. Вы сказали, что Минобороны впервые начало платить за вред окружающей среде.

- Впервые в этом году в бюджете Минобороны предусмотрено около 150 млн. рублей на решение этой проблемы. Ведь теперь в соответствии с законодательством налагаются значительные штрафы как на должностных лиц, так и на юридических (воинская часть) за загрязнение окружающей среды. Если они не оплачиваются, то штраф может быть увеличен в 25-кратном размере. Отныне в бюджете МО РФ такая статья будет предусмотрена и на 2008-2010 годы. Правда, механизм осуществления таких выплат еще требует совершенствования. А в перспективе, возможно, потребуется разработать и специальный закон о компенсациях за негативное воздействие на природу.

- Как налажены поставки в войска технических средств для экологического мониторинга? Есть ли среди них новинки?

- В 2007 году в войска осуществлялись поставки по двум видам приборов. Это прибор "Биотокс-К" - для анализа и оценки экологической ситуации, в частности определения степени загрязненности того или иного объекта. И индивидуальный аналитический комплект эколога (ИАК-Э), который позволяет инспектору в ходе непосредственной проверки осуществлять различного рода измерения, в частности по воздуху и воде.

Кроме того, в этом году мы провели госиспытания трех образцов приборов. Это новый модернизированный вариант нашей укладки, которая эксплуатируется в войсках с 2000 года (носимый комплекс КТСВЭ-М). А также новый судовой комплекс экологического мониторинга водных поверхностей "Гребешок" на базе катера ПСК-1412 для нужд Северного флота. Отработан и бортовой вертолетный комплекс оперативного экологического контроля, который прошел успешные испытания, а в 2008 году планируется к применению.

Для экологического обследования объектов используется также летающая лаборатория АН-30РР. С ее помощью проверено в прошлом году 44 объекта. Выявлен ряд загрязнений, несанкционированных свалок. По итогам проверок начальником Тыла Вооруженных Сил РФ даны соответствующие указания командующим Северного флота, Балтийского флота (кстати, есть судно экологического обеспечения и на Черноморском флоте). Подобные самолетные обследования являются хорошими исходными данными для дальнейшей работы экологов.

- Вы упомянули о Черноморском флоте. Насколько известно, в местах его базирования местным руководством очень остро воспринимаются экологические проблемы:

- К ЧФ у нас традиционно особое внимание. Речь идет в том числе и об оснащении судов средствами предотвращения загрязнения. В частности, водоочистными и техническими. Это связано и с выполнением Соглашения между правительством Российской Федерации и Кабинетом министров Украины по вопросам экологической безопасности и экологического контроля за пребыванием ЧФ на территории Украины. Министром обороны РФ в 2007 году принято решение о выделении до 2012 года 806 млн. рублей для решения всего комплекса этих вопросов. В том числе по береговым объектам. В рамках переговоров с нашими украинскими коллегами отмечена положительная динамика в решении экологических проблем, связанных с пребыванием ЧФ на территории Украины.

- Но есть еще вопросы экологического сотрудничества со странами дальнего зарубежья. Как они решаются?

- В 2007 году была продолжена работа в рамках Программы "АМЕС" по военно-экологическому сотрудничеству в Арктике. Ей уже более 10 лет. Но мы продолжаем эту работу, и прежде всего с британскими коллегами, хотя коллеги из Норвегии и США вышли из нее и получили статус наблюдателей, посчитав, что те задачи, которые ставились по завершении 10-летнего периода, выполнены. Им надо сказать спасибо. С их помощью был решен целый ряд вопросов. В частности, разработаны и созданы металлобетонный контейнер, площадка для размещения и хранения твердых радиоактивных отходов для Северного флота.

Последняя наша операция с Норвегией - успешная транспортировка АПЛ из Гремихи в судоремонтный завод с использованием транспортного судна. Она оказалась непростой и потребовала трехлетней подготовки. А с британскими коллегами мы будем готовить нормативно-правовую базу для Дальнего Востока. В целом они готовы вкладывать до миллиона фунтов стерлингов в год в решение этих проблем. Активно помогает нам в работе и Канада - в рамках сотрудничества с Россией по линии Росатома.

Что еще удалось? На Тихоокеанском флоте завершили работы по созданию установки осушки контейнеров для временного хранения отработанного ядерного топлива. В период с 26 июня по 9 июля 2007 года провели радиационно-экологическое обследование района гибели АПЛ Б-159. Напомню: там осталась невыгруженной активная зона реактора. Но результаты радиологического обследования говорят о том, что оснований для беспокойства нет.

Создана и принята в эксплуатацию установка по выгрузке полистирола из цистерн главного балласта атомных подводных лодок. До этого вопрос обеспечения их плавучести был решен, а что делать с полистиролом, никто не знал. Теперь и эта проблема решена. Наконец создана установка по компактированию невозвратной металлической тары. Продолжаются работы и по изготовлению средств безопасной транспортировки выведенных из эксплуатации АПЛ, хотя для этого потребовалось разработать технологию использования понтонов для транспортировки лодок из мест отстоя к местам утилизации.

- Уже не первый год ваша служба замкнута на Тыл Вооруженных Сил. Насколько оправданным было в свое время это решение?

- То, что мы смогли добиться переподчинения с 2002 года нашей службы начальнику Тыла Вооруженных Сил РФ, а всей вертикали - заместителям командующих войсками округов по тылу, считаю достаточно серьезным результатом. Его мы получили благодаря поддержке начальника Тыла Вооруженных Сил - заместителя министра обороны. Прошедшее время показало: это было правильное решение. В США, например, подобная служба фактически также подчиняется тыловым структурам.

Добавлю, что теперь, когда экологическая безопасность находится еще и под жестким контролем прокуратуры, уйти от ответственности, спрятать последствия экологических нарушений уже невозможно. Если же говорить в целом о системе, то сегодня (в рамках Тыла Вооруженных Сил) система обеспечения экологической безопасности работает и развивается.

- А насколько высок сегодня уровень экологической грамотности военнослужащих?

- Я не могу сказать, что он самый высокий. Недостатков еще очень много. Но в сравнении с прошлыми годами картина значительно лучше. Тем более что многие меры законодательства сегодня подкреплены и экономическими мерами. Теперь, образно говоря, за все надо платить, в том числе за вред природе. И каждый начальник должен помнить об этом. В помощь командирам мы, кстати, в 2007 году выпустили учебное пособие "Организация экологической безопасности военной деятельности", а также понятийно-терминологический словарь "Экологическая безопасность Вооруженных Сил Российской Федерации".

- В 2007 году после неудачного старта с космодрома Плесецк упала ракета. Каковы экологические последствия? Есть ли там экологическое подразделение и какие меры были приняты? Какие санкции применялись в целом к военнослужащим и воинским частям в прошлом году за нарушения природоохранного законодательства?

- На космодроме есть экологическая служба, а также специализированная лаборатория. Что касается последствий, то разработана программа их ликвидации, которая выполняется по линии Космических войск. Она предполагает сбор отделяемых частей ракеты и последующую их утилизацию. Как известно, компоненты ракетного топлива токсичны. Поэтому проводится медобследование населения, ведется экологический мониторинг местности, есть методики оценки последствий. Я не скажу, что сегодня все вопросы закрыты. Но процесс идет в рамках Федеральной целевой программы, в которой предусмотрены также вопросы социального развитие космодрома, его инфраструктуры.

Всего же за 2007 год к дисциплинарной и административной ответственности по Вооруженным Силам привлечено 87 военнослужащих. В качестве штрафов ими выплачено из личных средств около 500 тыс. рублей. А воинским частям - в Приволжско-Уральском и Московском военных округах, на Северном флоте - предъявлены иски за ущерб окружающей среде на сумму около 3 млн. рублей.

И вот еще на что хотел бы обратить внимание. На принципиальную позицию, которую занимает сегодня Главная военная прокуратура в вопросах обеспечения экологической безопасности. В 2007 году впервые проведено заседание коллегии Главной военной прокуратуры, посвященное вопросам экологической безопасности и выполнения природоохранительного законодательства в войсках. Разговор был достаточно принципиальный, жесткий. Требования доведены до войсковых частей и командования. Так что в целом можно отметить тенденцию к ужесточению контроля за тем, что могут и реально должны исполнять наши военнослужащие, командиры и начальники. Сегодня, например, акты проверок по обеспечению экологической безопасности сразу передаются в органы военной прокуратуры. И, надеюсь, наши войска в решении данной проблемы выйдут в 2008 году на новый уровень.

Виктор ТРОФИМОВ

Опубликовано в выпуске № 2 (218) за 16 января 2008 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц