Версия для печати

ЗИС-5 – фронтовой универсал

«Захара Ивановича» часто сравнивали с трактором
Барановский Константин

Полуторка при всей массовости выпуска («На войну без тормозов») была не единственным советским грузовиком Великой Отечественной войны. ЗИС-5 водители уважительно называли «Захар» и даже «Захар Иванович». Машина имела грузоподъемность три тонны, могла буксировать прицеп 3,5 тонны, то есть получался уже автопоезд. Первая серия ЗИС-5 сошла с конвейера московского завода 23 июля 1933 года.

Часто вместо прицепа использовалась пушка полевой артиллерии (легендарная «сорокапятка»). В кузове могли устанавливаться прожекторы ПВО и счетверенные пулеметы максим для обороны от воздушных налетов.

Завод имени Сталина имел еще дореволюционную историю («Летит в туман моторов вереница…»). Он был открыт торговым домом «Кузнецов, Рябушинские и Ко» для производства лицензионного 1,5-тонного итальянского «Фиат-15 Ter», а также штабных легковых автомобилей по лицензии французской фирмы «Гочкисс», более известной своими пулеметами и танками. До революции было собрано 1317 грузовиков. Большевики национализировали предприятие 15 августа 1918 года, переориентировав его на ремонт грузовиков «Уайт». На заводе к концу Гражданской войны было изготовлено 24 танковых двигателя, два из которых установили на танки «Борец за свободу товарищ Ленин» и «Борец за свободу товарищ Троцкий» (так называемый «Рено Русский», выпускавшийся на заводе «Сормово» в Нижнем Новгороде – «Прадедушка «Арматы» был славным малым»).

Грузовик был праворульным – в те годы это считалось более безопасным и удобным

В 1924-м решили вернуться к производству «Фиатов», разительно переделанных советскими инженерами. Грузовик получил название АМО-Ф-15. Это была продвинутая по тем временам модель: электрические фары вместо ацетиленовых фонарей, пневматические шины вместо сплошных и карданная передача вместо цепного привода. АМО-Ф-15 имел оригинальную систему охлаждения двигателя. Грузовик был праворульным – в то время такое расположение руля считалось более безопасным и удобным.

До 1931 года изготовили 6971 грузовик, но с приходом в 1927-м в кресло директора Ивана Лихачева начали готовиться к освоению более серьезной продукции. Из госбюджета выделили почти три миллиона рублей на реконструкцию завода АМО. С учетом того, что к тому времени рубль вновь обрел золотое содержание (0,774235 грамма), это была серьезная сумма. На нынешние деньги это без малого 50 миллиардов долларов

К выбору будущей базовой модели подошли серьезно. Объездили ведущие европейские автозаводы, посетили в июле 1928 года США. Здесь и нашли искомое: грузовик «Аутокар-5А», выпускаемый в Эдморе, Пенсильвания. За 25 000 долларов купили чертежи у бывшего конструктора, с которым владельцы предприятия обошлись несправедливо. И приобрели один грузовик. Этим участие американцев и ограничилось.

Когда купленная машина прибыла в СССР, всех ждал неприятный сюрприз – комплектующие производились на предприятиях чуть ли не по всем Штатам, а в Эдморе осуществлялась сборка. Первый год АМО-3 собирали из американских комплектующих, отечественными были крылья передних колес, радиаторы (решетку не хромировали, а просто красили) и фары, взятые от АМО-Ф-15.

К 1 октября 1931 года реконструкция завершилась, предприятие переименовали в Завод имени Сталина. Машины начали собирать из советских деталей. Грузовик получил новый двигатель в 73 лошадиные силы (объемом 5560 куб. см) и обозначение ЗиС-5. К началу войны мотор форсировали до 76 лошадиных сил, что сделало ЗиС-5 самым мощным из современных ему трехтонных грузовиков.

Двигатель был оборудован (в отличие от ГАЗ-АА) масляным фильтром с войлочными сменными элементами. Замену смазки в картере нужно было делать реже, чем на ГАЗ-АА: через 1200 километров пробега, а не через 500. ЗИС-5 работал на бензине с октановым числом 55–60, а в жаркую погоду – даже на керосине. Создали новую коробку скоростей с четырьмя передачами вместо трех (добавили первую). Грузовик мог на скорости 4,3 километра в час буксировать 16-тонный прицеп. Отказались от гидравлических тормозов – в стране не было тормозной жидкости. Гидравлика появилась в тормозах ЗиС-5 лишь в 1949 году. В водительской кабине убрали и отопление, и вентиляцию. Зато справа от коробки передач был компрессор для накачки шин, который получал вращение от шестерен маховика. Это применялось впервые на советских авто.

В таком виде грузовик сразу поставили на конвейер, минуя стадию опытного образца и без заводских испытаний. Первые ЗиС-5 выехали из ворот предприятия 23 июля 1933 года. Ошибки проектирования устранялись в ходе производства по рекламациям потребителей. К июню 1934-го на 7000 выпущенных машин было получено 1173 рекламации.

С началом войны производство ЗИС-5 перевели в Ульяновск, затем – в Миасс, где под названием «УралЗИС» выпускали до 1956 года. После войны, не прекращая сборку в Челябинской области, изготовление ЗИС-5 вернули в Москву, где грузовик выпускался до 30 апреля 1948 года.

На каждой машине экономилось почти 124 килограмма металла. Но параметры грузовика не ухудшились

Грузовик хорошо показал себя на бездорожье. У порожней машины на задние ведущие колеса приходилось 58 процентов массы, а с полной нагрузкой (три тонны) – 77 процентов, что обеспечивало надежное сцепление со слабым грунтом. По своим тяговым возможностям ЗИС-5 приближался к моделям со всеми ведущими колесами.

Для ЗИС-5 была обычным делом нагрузка в четыре-пять тонн, которые перевозились без надрыва. ЗИС-5 мог долго работать на первой передаче на скорости всего четыре-пять километров в час, за что его часто сравнивали с трактором. По хорошей дороге грузовик развивал скорость до 60 километров в час. Расход горючего составлял 30–33 литра на 100 километров. Автомобиль преодолевал броды глубиной 0,6 метра, наибольший подъем с полной нагрузкой – 14–15°.

У ЗИС-5 была очень эластичная рама, что помогало преодолевать препятствия и обтекать неровности дорог. Высокая эластичность достигалась термообработкой. Поперечины и другие детали не приваривались к лонжеронам, а приклепывались. ЗИС-5 имел репутацию очень простой машины. Он состоял из 4500 деталей (главным образом чугунных, стальных, деревянных), разобрать или собрать его можно было минимальным числом инструментов. Большинство болтов и гаек (только десять размеров резьбы) трудно было сорвать даже неквалифицированному и неаккуратному механику. Средний пробег до капитального ремонта составлял 70 тысяч километров, квалифицированные водители достигали рубежа 100 тысяч километров.

Великая Отечественная война показала, что ЗИС-5 очень практичен, неприхотлив и надежен при весьма тяжелых погодных условиях, плохих дорогах, снабжении недостаточно хорошими эксплуатационными материалами, низких возможностях ремонта.

На 20 июня 1941 года в РККА насчитывалось 104 200 грузовиков ЗИС-5.

С началом войны потребность в них резко возросла в первую очередь потому, что они могли служить тягачом полковых и дивизионных пушек. При подходе гитлеровцев к Москве производство эвакуировали, но с июня 1942-го возобновили. С конвейера сходил вариант военного времени ЗИС-5В. Он был значительно проще исходной модели. Деревянный каркас кабины вместо жести обшивался деревянными рейками, круглые крылья уступили место плоским, сваренным из стального листа, рулевое колесо получило деревянную обкладку, вместо двух фар осталась лишь левая, а механические тормоза действовали только на задние колеса. У кузова был только один откидывающийся борт – задний. На каждой машине экономилось почти 124 килограмма металла. Но параметры грузовика не ухудшились.

Эксплуатационные качества ЗИС-5В применительно к военному времени положительно оценил противник, испытавший захваченные «трехтонки». Немцы отметили не только простоту и надежность конструкции, но и высокую ремонтопригодность, отличную для автомобиля типа 4х2 проходимость.

ЗИС-5В в военное время использовался в основном как бортовой грузовик универсального назначения. Широко применялись бензовозы, ремонтные летучки, специальные фургоны и много иных модификаций. ЗИС-5В служил базой для установки систем залпового огня, на грузовике монтировали прожекторы.

После войны он стал пожарным автомобилем, самосвалом, автокраном, мусоро- и битумовозом, освоил множество других специальностей. Выпускался в газогенераторном варианте. Все эти машины эксплуатировались до середины 70-х.

#Фиат-15 Ter / FIAT 15 Ter #Гочкисс / Hotchkiss #Уайт / White #Аутокар-5А / Autocar 5A

Опубликовано в выпуске № 28 (741) за 24 июля 2018 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...