Версия для печати

Сделали все, что смогли

Пулин Геннадий
Усеченное представительство на заседании СМО, понятно, стало следствием и отражением сложных политических процессов, идущих в странах Содружества и на постсоветском пространстве в целом, проявлением известной напряженности в двусторонних отношениях между теми или иными государствами, ряда внутренних противоречий внутри СНГ. В частности, за несколько дней до заседания Совета Министерство обороны Азербайджана жестко заявило, что представители Армении не будут участвовать в работе СМО. "Мы, конечно, не хотим принимать делегацию вражеского государства здесь, учитывая его агрессию и оккупацию наших территорий, - объявил представитель пресс-службы военного ведомства Азербайджана Ильгар Вердиев. - И секретариат Совета учел это наше желание при организации заседания".


ВОПРОСЫ ВОЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РАМКАХ СНГ ВСЕ ЧАЩЕ РЕШАЮТСЯ НА ДВУСТОРОННЕЙ ОСНОВЕ


Усеченное представительство на заседании СМО, понятно, стало следствием и отражением сложных политических процессов, идущих в странах Содружества и на постсоветском пространстве в целом, проявлением известной напряженности в двусторонних отношениях между теми или иными государствами, ряда внутренних противоречий внутри СНГ. В частности, за несколько дней до заседания Совета Министерство обороны Азербайджана жестко заявило, что представители Армении не будут участвовать в работе СМО. "Мы, конечно, не хотим принимать делегацию вражеского государства здесь, учитывая его агрессию и оккупацию наших территорий, - объявил представитель пресс-службы военного ведомства Азербайджана Ильгар Вердиев. - И секретариат Совета учел это наше желание при организации заседания".
{{direct_hor}}
В свою очередь, Ереван мотивировал неучастие в заседании неспособностью азербайджанской стороны обеспечить личную безопасность членам армянской военной делегации. Предварительно в работе СМО должен был участвовать представитель ВС Армении генерал-майор Алексей Антонян. "Однако ввиду того что азербайджанская сторона не смогла обеспечить безопасность армянских военнослужащих, Армения вынуждена отказаться от участия в заседании Совета министров обороны СНГ в Баку", - такое заявление распространила пресс-служба Минобороны Армении.

Так или иначе, заседание СМО СНГ должно было состояться, как говорится, при любой погоде, в том числе политической. И оно состоялось. В повестке дня значилось около 20 вопросов, связанных с военным, военно-техническим сотрудничеством, а также миротворческой деятельностью, которая осуществляется под эгидой Содружества.

СУДЬБА Ан-70

Министр обороны Азербайджана генерал-полковник Сафар Абиев, открывая Совет, заявил, что жизнеспособность СНГ "во многом зависит от того, в состоянии ли эта организация урегулировать конфликты на территории Содружества". Он отметил, что нынешнее заседание СМО "проходит в обстановке, когда ведется активный поиск путей уменьшения рисков и угроз безопасности наших стран, разрешения существующих конфликтов". "Отношения, построенные на взаимовыгодной основе, обсуждение вопросов с учетом взаимного уважения суверенитетов и независимости наших стран могли бы стать основой в деле решения многих проблем, в том числе в военной области. В этой области СМО обладает широким спектром возможностей", - напутствовал коллег министр обороны Азербайджана.

Заседание показало, что эти возможности можно реализовать в практических делах. Были утверждены "Основные направления и мероприятия по реализации Концепции военного сотрудничества государств-участников СНГ до 2010 года" и План совместных мероприятий оперативной подготовки на 2007 г., рассмотрены вопросы финансирования Объединенной системы ПВО СНГ, состояние безопасности полетов в государствах Содружества. Кроме того, позитивно оценена деятельность Координационного комитета метрологических служб вооруженных сил государств-участников СНГ, намечены планы работы этой организации на период до 2010 г. Также были согласованы документы по созданию совместной (объединенной) системы связи ВС, определяющие предназначение и основные задачи данной системы, принципы формирования ее организационно-технической структуры, основные мероприятия по ее созданию, обеспечению функционирования и последующего развития. СМО утвердил единые требования к боевой готовности, устойчивости, мобильности, пропускной способности и безопасности создаваемой совместной системы связи.

Одной из основных интриг накануне и в день заседания стала судьба российско-украинского проекта по созданию военно-транспортного самолета Ан-70. Вечером 30 мая после двусторонней встречи с Сергеем Ивановым министр обороны Украины Анатолий Гриценко рассказал журналистам, что российская сторона вскоре сделает официальное заявление о выходе Москвы из совместного с Киевом проекта по Ан-70. "Этот выход будет оформлен с учетом выводов экспертов, чтобы разрешить все вопросы, связанные с интеллектуальной собственностью и финансированием этого проекта", - отметил Анатолий Гриценко. При этом он подчеркнул, что было бы лучше, если бы Россия и Украина продолжили работу по Ан-70 вместе, но раз уж принято такое решение, "то это хорошо, хотя бы уже потому, что теперь четко обозначилась российская позиция". "Это позволит украинской стороне самостоятельно доработать данный самолет", - добавил министр.

Сергей Иванов, комментируя по просьбе журналистов заявление украинского коллеги по Ан-70, обратил внимание на то, что "этот проект ведется по техническому заданию, составленному в 1984 г. и конца ему не видно. Что будет дальше - посмотрим. По этой теме будет сделано отдельное заявление". Напомним, главнокомандующий ВВС России генерал армии Владимир Михайлов ранее уже заявил "ВПК", что Военно-воздушные силы РФ не планируют принимать на вооружение Ан-70, так как это "достаточно дорогая и ненужная для нас вещь". А учитывая, говорил главком, что российской стороной в проект вложены значительно большие средства, чем украинской, в настоящее время сторонами проговаривается следующая возможность разрешения ситуации: РФ заявляет о выходе из программы, а Украина возвращает ей затраченные средства, после чего выходит с самолетом на рынок самостоятельно. По оценке российских экспертов, не менее 90% интеллектуальной собственности в работах по самолету Ан-70 принадлежит РФ.

"НИКАКОЙ ДЯДЯ ПОРЯДКА НЕ НАВЕДЕТ"

В Баку, естественно, журналисты не могли не задавать вопросов, касающихся Нагорного Карабаха. Сергей Иванов не исключил ввода "в обозримом будущем" миротворческого контингента в зону армяно-азербайджанского конфликта. Но, по словам вице-премьера РФ, миротворцы "могут появиться в зоне карабахского конфликта в обозримом будущем для гарантирования выполнения всех политических договоренностей, которые рано или поздно будут достигнуты". "Ситуация "ни то ни се", извините за моветон, не может продолжаться бесконечно", - добавил Сергей Иванов.

Кстати, МИД Азербайджана немедленно откликнулся на это заявление, назвав его взвешенным. Глава управления информации внешнеполитического ведомства республики Таир Тагизаде при этом напомнил, что возможность размещения миротворцев предусмотрена одним из обсуждаемых сторонами нагорно-карабахского конфликта компонентов урегулирования. "В числе обсуждаемых 8-10 компонентов урегулирования предусмотрен комплекс мер по обеспечению безопасности. В рамках этого комплекса нельзя исключать размещения миротворцев в зоне конфликта", - прокомментировал позицию своей страны представитель МИД Азербайджана. Заодно дипломат пояснил, что, согласно предварительной договоренности сторон, миротворческий контингент в зоне карабахского конфликта не должен состоять из представителей стран региона, а также сопредседателей Минской группы ОБСЕ (Россия, США и Франция).

Зато глава оборонного ведомства Сафар Абиев не исключил, что в случае создания миротворческого подразделения в рамках организации ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия) оно может быть размещено в зоне нагорно-карабахского конфликта. "Все возможно, время покажет", - намекнул генерал. Сафар Абиев также сообщил, что министры обороны стран, входящих в ГУАМ, обсуждают возможность создания собственного миротворческого подразделения. Последнее такое обсуждение прошло как раз накануне заседания СМО, и вели его главы военных ведомств Азербайджана и Украины.

В свою очередь, Сергей Иванов на пресс-конференции подчеркнул, что Минская группа ОБСЕ, "в рамках которой достаточно регулярно осуществляются контакты между представителями Азербайджана и Армении, является верным путем решения проблемы". "Любой формат урегулирования, навязанный извне, не только контрпродуктивен, но и опасен", - предостерег глава МО России. По его мнению, конечная формула карабахского урегулирования должна быть выработана обеими сторонами конфликта, а страны-посредники готовы выступить гарантами мирного соглашения.

Продолжая тему формирования системы безопасности в регионе, Сергей Иванов поднял и проблему Каспия, заявив, что мир, правопорядок и безопасность здесь должны обеспечиваться самими прибрежными странами, имеющими выход на это море, - Россией, Азербайджаном, Казахстаном, Туркменией и Ираном. "Лучше нас самих, пяти прикаспийских государств, никто и никогда не сделает этого, - сказал министр обороны России. - Никакой дядя за нас порядка на Каспии не наведет". Это явный намек на то, что Соединенные Штаты уже приступили к реализации своего проекта "Каспийский страж", а Азербайджан не поддержал российской инициативы по созданию многонациональных морских сил именно прикаспийских государств "Касфор". Впрочем, Сергей Иванов обратил внимание и на высокий уровень военно-технического сотрудничества Москвы и Баку: "Еще пять лет назад никто, наверное, не мог представить, что возродится российско-азербайджанское военно-техническое сотрудничество. Оно возродилось. Россия осуществляет поставку серьезной военной техники в интересах Министерства обороны Азербайджана".

Комментируя ситуацию, которая складывается вокруг ратификации адаптированного Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), Сергей Иванов заявил, что Россия выступила с инициативой ввести этот Договор в действие на временной основе. "Что касается начавшейся в Вене конференции по обзору ДОВСЕ, то российская сторона предлагает с октября этого года ввести данный Договор в действие на временной основе, то есть, чтобы все страны-участницы выполняли его на временной основе. Дальше поживем - увидим", - не стал скрывать он, отметив, что нынешний механизм контроля в рамках ДОВСЕ либо вообще не действует, либо действует слабо, и это вызывает обеспокоенность России. "Мы выполняем все свои обязательства по ДОВСЕ, в том числе по фланговым ограничениям на Кавказе. Пока выполняем", - выделил вице-премьер последнюю фразу.

Это действительно очень серьезная проблема. ДОВСЕ заключался еще по блоковому принципу. После этого произошли кардинальные изменения военно-политической ситуации в Европе, но часть государств, в том числе Чехия, Польша, Болгария, по-прежнему относились к так называемому восточному лагерю. "Нелепость этого очевидна, и был подписан адаптированный ДОВСЕ, который на сегодня является единственным правовым документом, регламентирующим механизмы контроля за обычными вооруженными силами. договор также вводит фланговые ограничения. На сегодняшний день договор ратифицирован только четырьмя странами, в том числе и Россией", - напомнил Сергей Иванов.

В то же время недавно было подписано соглашение между США и Болгарией о создании военной базы на территории этой балканской страны численностью 2500 американских военнослужащих, число которых может быть доведено до 5 тыс. Там предусматривается и размещение техники, в том числе тяжелой. "На наш вопрос, с чем это связано, нам отвечают, что это "несущественное военное присутствие", - заметил Сергей Иванов. - И одновременно от России требуют вывести своих миротворцев из Приднестровья, а там их всего полторы тысячи. Часть из них выполняет миротворческие функции, не допуская войны между Молдавией и Приднестровьем. А часть - несколько сотен - обеспечивает охрану складов с боеприпасами и имуществом, оставшимися от бывшей 14-й армии".

Глава МО России при этом отметил, что основная часть техники, прежде всего тяжелой, из Приднестровья уже вывезена. "Часть техники остается, нам просто не дают ее вывести оттуда, разобрав железнодорожные пути, - подчеркнул он. - Мы не можем бросить это имущество, потому что это - собственность России и еще потому, что мы ответственное государство и не можем допустить, чтобы техника оказалась в чужих руках, в том числе - террористов. Мы будем охранять эти склады до тех пор, пока не будет урегулирована приднестровская проблема".

И ТУТ ГУАМ

Характерно, что тема напряженных отношений России со странами, входящими в ГУАМ, неоднократно поднималась в Баку журналистами. А белорусскому министру обороны генерал-полковнику Леониду Мальцеву на пресс-конференции даже был задан вопрос о том, не обсуждается ли в его стране вопрос вступления в ГУАМ. "Этот вопрос у нас даже не рассматривается, - удивился генерал. - Какой смысл? Мы работаем в рамках СНГ, в рамках Договора о коллективной безопасности. Какой смысл нам еще в этом участвовать?".

Леонид Мальцев считает, что недостатки СНГ должны стать стимулом для укрепления сотрудничества в рамках этой организации: "Несмотря на все недостатки и справедливую критику в адрес СНГ, организация себя не только не исчерпала, но и не реализовала. Многие вопросы в рамках СНГ, особенно экономические, решаются все-таки". По его словам, "существующие недостатки не должны быть поводом для каких-то похоронных настроений". "Наоборот, они должны быть стимулом для решений об укреплении сотрудничества в рамках СНГ", - заключил белорусский министр обороны.

В Баку состоялся и ряд двусторонних встреч руководителей министерств обороны, на которых были достигнуты важные договоренности в сфере военного и военно-технического сотрудничества. Так, глава военного ведомства Украины Анатолий Гриценко после встречи со своим российским коллегой сообщил журналистам, что Сергей Иванов планирует посетить Украину, чтобы обсудить вопросы базирования Черноморского флота. В ходе визита планируется подписать два соглашения: о защите прав на интеллектуальную собственность в рамках двустороннего военно-технического сотрудничества и о проведении совместных инспекционных мероприятий. Была также обсуждена возможность проведения осенью текущего года на российских полигонах пусков ракет украинских зенитных ракетных систем ПВО С-200 и С-300. "Это важный элемент боевой подготовки Воздушных сил Украины", - уверен министр. Он уточнил, что в рамках таких учений планируется привлечение двух дивизионов из двух полков.

Кроме того, в ходе этих переговоров говорилось о возможности обмена опытом между военными двух стран. В частности, по словам Анатолия Гриценко, во время встречи обсуждался вопрос о направлении делегации Минобороны Украины на российские предприятия, которые занимаются утилизацией боеприпасов. Это связано с необходимостью привлечения новых технологий для скорейшего решения проблем утилизации излишков боеприпасов. Он также сообщил, что на переговорах решился вопрос стажировки преподавателей военных высших учебных заведений Украины по службе ракетно-артиллерийского вооружения в профильных вузах РФ. Данное решение было принято с целью более качественной подготовки военных специалистов для Вооруженных Сил Украины. Аналогичный проект планируется инициировать и для военных медиков.

А на встрече с Сафаром Абиевым Анатолий Гриценко, по его словам, обсудил вопросы, связанные с созданием авиационного центра для подготовки военных летчиков на территории Азербайджана. "Мы готовы перейти к решению вопроса о создании авиационного центра в практическую плоскость и не затягивать его во времени", - подвел итоги Анатолий Гриценко.

В ходе встречи обсуждался также вопрос создания миротворческого подразделения в рамках организации ГУАМ. Уже в середине июня в Киеве пройдет встреча заместителей начальников генштабов стран "четверки" для обсуждения вопросов создания, задач и структуры совместного контингента. Анатолий Гриценко также предложил организовать встречу министров обороны стран-членов ГУАМ осенью этого года. Планируется, рассказал глава МО Украины, что миротворческие подразделения будут выполнять задачи по мандатам ООН или ОБСЕ.

НОВЫЙ ЭТАП

В сообщении об итогах бакинского заседания СМО стран СНГ сказано, что прошло оно "в деловой и конструктивной обстановке, в духе взаимного уважения и открытого обмена мнениями". Похоже, что все происходило именно так. Во всяком случае, 31 мая в Баку были созданы все необходимые условия для плодотворной работы военного руководства государств Содружества. А вообще со дня своего основания, 14 февраля 1992 г., СМО СНГ подготовил и принял более 620 документов по различным аспектам военного сотрудничества, в том числе по наиболее важным вопросам обороны и военного строительства - более 210. Однако эксперты отмечают, что в деятельности Совета наступил новый этап: акцент с многостороннего военного сотрудничества перенесен на актуальные направления взаимодействия министерств обороны государств Содружества, востребованные на практике. А здоровый прагматизм еще никому не повредил.

Геннадий ПУЛИН
Баку - Москва

Опубликовано в выпуске № 21 (137) за 7 июня 2006 года

Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц