Версия для печати

Советский «Виллис», боевой и всеядный

Армия сказала: «Надо!», автопром ответил: «Есть!»
Барановский Константин

Первым отечественным автомобилем формата «Jeep» был ГАЗ-67. Созданный до Великой Отечественной войны, он работал штабной машиной добрый десяток лет – с 1943 по 1953 год.

За основу разработки по старой доброй традиции взяли готовую машину – американский Willys МВ Jеер. Дизайн почти не трогали, но начинку изменили, в том числе поставили отечественный четырехцилиндровый двигатель ГАЗ 64-6004 мощностью 54 лошадиные силы. Он питался бензином А-66 или А-70. Но на фронте заправляли и низкооктановыми сортами (А-50, А-60), авиационным 4Б-78, даже керосином, хотя инженеры автобатов под угрозой трибунала запрещали его использование.

ГАЗ-67 применяли как легкий тягач, прицепляя по две пушки сразу, которые он буксировал без особых проблем

Трансмиссией выступала четырехскоростная коробка от грузовика ГАЗ-АА. Максимальная скорость ГАЗ-67 – 90 километров в час, что даже в наше время прилично. Расход топлива – 15 литров на 100 километров при главном бензобаке емкостью 43 литра. Вспомогательный бак на 33 литра помещался под шоферским сиденьем. Он синхронизировался с системой питания при помощи трехходового крана от ГАЗ-ААА. Аккумулятор разместили в специализированном отделе за передним правым крылом.

Полноприводный ГАЗ-67 планировался не только для перевозки пассажиров, но и в качестве тягача. Он мог буксировать до 1200 килограммов при собственной массе 1320 килограммов. Хотя нередко прицепляли и 1850-килограммовую дивизионную пушку ЗИС-3. Высота клиренса достигала 22,7 сантиметра при угле наклона 50 и даже 75 градусов, что позволяло преодолевать серьезные препятствия. Джипу не был помехой брод глубиной 0,55 метра, а при специальной подготовке – 0,8 метра. Автомобиль показал отличную проходимость по дорогам с колеями до 0,45 метра. Машина в них хорошо вписывалась и могла уверенно выходить на обочину через кюветы с крутыми стенками, двигаться по косогорам с уклоном до 22 градусов без сползания. Проселок с жидкой грязью до верха колес (0,8 м) преодолевался без затруднений на 2–3-й передачах. Удельное давление на грунт с полной нагрузкой: передних колес – 2,65 кгс/см2, задних – 3,9 кгс/см2. Глубина преодолеваемого самого тяжелого снега доходила до 0,4 метра. Подвеска и гидравлика руля были усиленными. Передний и задний мосты ГАЗ-67 во многом унифицированы, что упрощало ремонт и снабжение запчастями.

Советский джип – в рекордный срок

Создали ГАЗ-67 по итогам Советско-финляндской войны, где нехватка легкого и максимально подвижного автомобиля-вездехода стала очевидной. Такой автомобиль предназначался бы для перевозки среднего состава РККА и буксировки легких артиллерийских систем. Первенцем стал ГАЗ-61, признанный неудачей. И конструкторы под руководством Виталия Грачева доработали джип до модели, известной нам как ГАЗ-67. Кроме вышеописанных сфер применения, советский джип планировался как машина авиадесанта, перевозимая в грузовом отделе транспортного самолета ПС-84 (Ли-2). Все ГАЗ-67 окрашивались в темно-зеленый матовый цвет «4БГ-авто».

В проектировании участвовали НАТИ и ГАЗ. Разработка заняла всего 51 день – рекордно короткий срок. С 15 по 27 апреля 1941 года ГАЗ-67 прошел короткие военные испытания, и после одобрения военными в августе началось производство. Быстрому освоению выпуска способствовало использование уже производившихся комплектующих. В войска до конца 1941-го поставили 601 машину, но основной выпуск начался в 1943-м, после внесения определенных поправок и исправления не совсем удачных решений, выявленных при эксплуатации на фронте.

ГАЗ-67 мог перевозить четырех человек на сиденьях и еще двоих – на полках, размещенных на крыльях. Для быстрого покидания машины конструкторы отказались от дверей, оставили проемы в кузове. Вертикальное лобовое стекло откидывалось вперед с фиксацией в горизонтальном положении.

Годен к строевой

ГАЗ-67 был весьма простым и технологичным в изготовлении, что в военное время представлялось первостепенным. В 1944 году машину доработали, она получила наименование ГАЗ-67Б. Индекс «Б» не сразу устоялся и в эксплуатационной документации с 1944 года практически не отражался. В армии до конца 40-x он был незнаком даже офицерам-автомобилистам.

Автомобиль почти полностью устроил войска своими тактико-техническими характеристиками, разве что зимой внутри было не очень уютно из-за отсутствия дверей, даже несмотря на натягивающийся брезентовый тент. ГАЗ-67 широко применяли как легкий тягач, прицепляя по две пушки сразу, которые он буксировал без особых проблем. Использовали и для переброски личного состава. «Газон» хорошо зарекомендовал себя в качестве штабной машины. В годы войны в ГАЗ-67 закладывался ресурс не более пяти тысяч километров, но многие авто не дожили до его выработки.

В Великую Отечественную выпустили 4851 ГАЗ-67 и ГАЗ-67Б, так как основное внимание сосредоточилось на производстве броневика БА-64Б, с которым советские джипы были унифицированы по шасси. До 1953 года с конвейера сошли 92 843 «газона».

После войны ГАЗ-67Б использовали как патрульную машину в милиции, на ней передвигались по целине, по сибирской тайге (геологоразведчики и золотопромышленники). На его базе выпускали бурильно-крановую гидравлическую машину БКГМ-АН, ставшую первой в мире бурильно-крановой установкой на легковом автомобиле, снегоочистители.

Масштабная модель ГАЗ-67 в СССР в промышленных объемах не выпускалась. Зато фирма Tamiya (Япония) делает ГАЗ-67Б в масштабе 1:35 с 1973 года. В марте 2010-го компания РСТ изготовила для журнальной серии «Автолегенды СССР» модель ГАЗ-67Б в масштабе 1:43 со штампованной решеткой радиатора.

#Виталий Андреевич Грачев

Опубликовано в выпуске № 29 (742) за 31 июля 2018 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц