Версия для печати

Обкатка «Патриотов», проверка «Терминаторов»

Применение российской автотехники в Сирии доказало ее высокую надежность
Терюхов Андрей Фаличев Олег
Фото: badmoto.ru

Центральный военный округ – один из крупнейших в стране. В его состав входят объединения, соединения, воинские части, дислоцированные в Сибирском, Уральском и Приволжском федеральных округах, в 29 субъектах РФ. Площадь – 7,06 миллиона квадратных километров, почти 40 процентов территории России. Можно представить насколько важна здесь мобильность войск. О том, как она обеспечивается,  «Военно-промышленному курьеру» рассказал начальник автобронетанковой службы ЦВО полковник Андрей Терюхов.

– В войсках Центрального военного округа доля автомобильной техники в ВВТ – около 72 процентов. Насколько эффективно она используется?

– Прежде всего подчеркну: сегодня в воинские части и соединения ЦВО поступает современная, надежная и вместе с тем более сложная в конструктивном отношении автотехника. Причем речь не только о транспорте общего назначения, но и о базовых шасси для различных образцов вооружения.

По огневой мощи «Терминатор» равен трем-четырем БМП, его боевая эффективность несомненна

Что касается состояния автотехники и ее безотказности, это, как вы понимаете, находится в прямой зависимости от организации эксплуатации машин. Раньше в данном отношении имелись некоторые проблемы, которые были вызваны не всегда прочными и постоянными связями с предприятиями ОПК. Но в последнее время в войсках внедрены и хорошо зарекомендовали себя договоры жизненного цикла, позволяющие обеспечить техническое сопровождение машины с момента принятия ее войсковой частью от завода-изготовителя или ремонтного предприятия до утилизации. Что взаимовыгодно. Нам надо только грамотно эксплуатировать технику, своевременно проводить ее обслуживание.

В наших соединениях и воинских частях эксплуатация машин организуется командирами и осуществляется инженерно-техническим персоналом автомобильной службы. При этом автотехника используется только по штатному предназначению, что связано еще и с вопросами безопасности.

На учениях, тактических занятиях и других мероприятиях боевой подготовки машины, как правило, задействуются в составе частей и подразделений, поэтому передвижение осуществляется преимущественно в колоннах. В масштабе ЦВО автобронетанковой службой ведется непрерывный контроль обеспечения безопасной эксплуатации. Но в связи с наличием техники разных марок, которые отличаются друг от друга свойствами и особенностями конструкций, а также зависимостью от условий перевозок, оценить автомобили одним обобщающим показателем довольно трудно.

Конечно, нельзя обойтись без планового ремонта. Тем не менее с уверенностью скажу, что задачи, возлагаемые на автомобильную технику, выполняются в полном объеме и в установленные сроки. К тому же используется она не только в интересах войск округа, но и для выполнения особых заданий по планам центральных органов военного управления.

– Какая техника сейчас в наличии? Насколько она отвечает требованиям времени?

– Еще раз скажу: наши воинские соединения и части ежегодно получают лишь современные образцы автотехники. Но даже они постоянно модернизируются – становятся более многофункциональными, применимыми в самых сложных погодных условиях, на любой местности. Это, например, «Тайфун-К» на базе KaмA3-63968, РЭМ-КЛ на базе «Урала-63704», «Тигр-М» на базе СТС ГАЗ-23315, автомобили «Мустанг», «Патриот» на базе УАЗ-3163.

В 2018 году в войска поступит более 300 единиц новой автомобильной техники, в числе которых санитарные машины повышенной проходимости АС-4350.1. Они созданы на базе «Урала-43206». Автомобили того же назначения на базе ГАЗ-322114 ни в чем не уступают машинам, имеющимся на станциях скорой медицинской помощи.

– В мотострелковое соединение 2-й гвардейской общевойсковой армии поставили новые пикапы УАЗ «Патриот». Каковы результаты их испытаний и использования?

– Эти автомобили обладают высокими скоростными характеристиками, хорошей маневренностью. Для их применения в боевых условиях разрабатывается особая тактика с опорой отчасти на опыт войны в Сирии. Пока машины проходят обкатку после перегона с запада страны. Кстати, они продемонстрировали в ходе длительного марша надежность и неприхотливость, полное соответствие характеристик штатному предназначению.

– На параде Победы в Екатеринбурге и Новосибирске впервые были представлены армейские мотовездеходы АМ-1. Давно ли они у вас, как себя зарекомендовали? Планируются новые поставки?

– Внимательно изучив тактико-технические характеристики АМ-1, испытав их на практике, мы пришли к выводу, что мотовездеходы – хорошее подспорье при проведении технической разведки, обеспечении операций разведгрупп. Кроме того, АМ-1 помогают структурным подразделениям филиалов «Оборонлеса» осуществлять контроль и мониторинг подведомственных им территорий в пожароопасные периоды, предотвращать кризисные ситуации.

При качественном и регулярном техническом обслуживании мотовездеходы способны целиком и полностью обеспечить выполнение поставленных задач.

– А как показали себя специальные транспортные средства?

– У броневиков-внедорожников ГАЗ-233115 «Тигр-М», например, тоже высокие скоростные характеристики, отличная маневренность. Несомненно, для их применения в реальных боевых условиях также потребуется разработка новых тактических приемов. По опыту эксплуатации этих машин в разных регионах, в том числе с повышенным температурным режимом, в горной местности, можно смело утверждать, что они зарекомендовали себя как надежные, неприхотливые (с высокой защищенностью экипажа), маневренные автомобили с высокой проходимостью. «Тигры» полностью соответствуют по своим характеристикам штатному предназначению. Отмечу, что некоторые новые модели броневика проходят у нас практические испытания.

– Округ должен получить боевые машины поддержки танков?

– БМПТ «Терминатор» поступят в конце 2018 года в одну из воинских частей ЦВО. Десять машин будут проходить войсковые испытания по определению способов их применения в боевых порядках. Но уже сейчас можно сказать, что БМПТ по огневой мощи равна трем-четырем БМП, ее боевая эффективность несомненна.

– В ЦВО скоро появится новая воинская часть. Какие задачи она должна решать, какая техника будет стоять на ее вооружении?

– К 1 декабря нынешнего года завершится формирование отдельного ремонтно-восстановительного полка на базе имеющихся в составе войск округа двух отдельных батальонов – ремонтно-восстановительного и автомобильного. Предназначение этой части – проведение текущего ремонта и регламентного обслуживания бронированных машин, автомобилей, ракетно-артиллерийского вооружения, инженерных средств, техники РХБ защиты и связи. В задачи полка будут входить также проверка и поддержание в рабочем состоянии измерительных приборов, эвакуация ВВСТ, выполнение мероприятий технической разведки. Необходимость его формирования обусловлена оптимизацией системы авто- и танкотехнического обеспечения войск округа.

– Вы уже вскользь упомянули боевой опыт Сирии. О чем он свидетельствует?

– Автомобильная техника в САР продемонстрировала широкие возможности применения в трудных условиях пустынной и горной местности, в далеко не благоприятном климате. Полезный опыт приобретен и в совершенствовании системы обслуживания, ремонта машин. Сирия подтвердила эффективность и практичность современных отечественных образцов ВВСТ.

– Уровень подготовки специалистов вас удовлетворяет? Окажутся они способны действовать в экстремальных ситуациях, что типично для боевой обстановки?

– Наши специалисты для управления автомобильной техникой – выпускники учебного центра контраварийной подготовки (Солнечногорск, Московская область). Ежегодно переподготовку проходят водители категорий «В» и «С». Она, кстати, включает вождение в экстремальных условиях. Совершенствуют профессиональное мастерство и инструкторы по вождению на курсах повышения квалификации в Омском автобронетанковом инженерном институте.

Грамотные кадры приходят из ДОСААФа России. В воинских частях они проходят доподготовку на право управления военной техникой. В учебном центре в Челябинске осваивают будущую армейскую профессию механики-водители MA3-537 и -543 с категорией «Е». Подключаем и Тюменское высшее военное командное училище, где проводим переподготовку водителей на категорию «С» для нужд инженерных войск.

Все это в целом позволило нам значительно сократить случаи ДТП. Более того, в 2017 году команда ЦВО заняла почетное 2-е место во всеармейском конкурсе «Военное ралли», проводимом среди округов, родов войск и флотилий Вооруженных Сил Российской Федерации.

Беседовал Олег Фаличев

Опубликовано в выпуске № 29 (742) за 31 июля 2018 года

 

 

Вниманию читателей «ВПК»

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц