Версия для печати

РД-180 на весах экономики

Советский космический суперпроект продолжает приносить прибыль
Гришин Арсений

Известие о контракте на поставку в США дополнительных РД-180 не стоит воспринимать как безоговорочную победу российских космических конструкторов над несмышлеными американскими коллегами. Шесть законтрактованных двигателей говорят лишь о том, что в Штатах умеют считать деньги.

А еще о том, что мы продаем за океан ... американские же двигатели. Как-то уже забылось, что РД-180 был создан в НПО «Энергомаш» по заказу и на деньги компании «Пратт энд Уитни» (Pratt&Whitney), и именно она, имея на руках всю документацию и права на производство, решает, кому и как их делать. Забылось и то, что в период очередного обострения любви с американцами двигатель создали достаточно просто – разделив имеющийся четырехкамерный РД-170 пополам и получив в результате двухкамерный с вдвое меньшей тягой. Конечно, такого рода работы требуют высочайшей квалификации, но отнюдь не того уровня, который оказался затребован при разработке РД-170.


Когда Валентин Глушко в середине 70-х взялся за его создание, мало кто верил в результат. Еще меньше веры стало через пять лет, когда начались огневые испытания – отказ шел за отказом, а один из двигателей взорвался, фактически разрушив испытательный стенд. Но Глушко был одержим успехом. И успех пришел. Именно РД-170 использовался в первой ступени системы «Энергия-Буран», для которой, собственно, и разрабатывался. При общем объеме финансирования того проекта можно представить, в какие суммы вылилось создание уникального двигателя, работающего на керосине и кислороде.

 

Пентагон был бы счастлив покупать оружие и технику в России или Китае

Американцы традиционно опережали нас в разработке водородных двигателей, зато по керосиновым наше первенство было неоспоримым, тем более по тем, что работают по так называемой закрытой схеме – они куда сложнее в производстве, но и эффективнее. Так что мы сейчас торгуем наработками последнего советского космического суперпроекта.


Еще вопрос – с кем торгуем. Правительство Соединенных Штатов двигатели у России не покупает, государственные структуры США приобретают пуски ракет под свои нужды у частной компании – а именно у «Локхид-Мартин», те же в свою очередь берут двигатели вовсе не у «Энергомаша», а у созданного нашим НПО и «Пратт энд Уитни» совместного предприятия. Берут потому, что наши двигатели едва ли не вдвое дешевле американских с аналогичными характеристиками.


Вообще возникает ощущение, что в отношениях американского правительства и оборонно-промышленного комплекса США существует некий «коэффициент 10», или близкий к тому. То есть то, что стоит доллар, продается и покупается за десять. Отсюда и совершенно гигантский оборонный бюджет США, и достаточно скромный выхлоп в виде поставляемых вооружений – просто они другими цифрами оперируют. И тут напрашивается такая мысль: Пентагон был бы счастлив покупать оружие и технику в России или Китае, получая на это дело деньги из казны. Как и с ракетными двигателями, они имели бы первоклассную продукцию по демпинговым ценам. Может, когда-нибудь такое и случится...


Арсений Гришин

 

 

Вниманию читателей «ВПК»

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц