Версия для печати

Группировка Севморпути

За безопасность Арктики отвечают и военные, и синоптики
Хмельнов Игорь
Фото: 900igr.net

Концепция «Ледового шелкового пути» стала в 2017 году важной составляющей работы российско-китайского научного центра, организованного Академией военных наук и Цзилиньским университетом. При этом был проведен анализ широкого круга вопросов морской деятельности, международного сотрудничества в данной сфере.

В течение последних лет исключительно большое внимание уделяется наращиванию наших возможностей в Арктике, в том числе в составе объединенного стратегического командования «Северный флот». Создавалось оно, напомню, с декабря 2014 года под руководством нынешнего главнокомандующего Военно-морским флотом адмирала Владимира Королева. Все это оказало существенное влияние на геополитическую обстановку и обеспечило успешное развитие ряда направлений хозяйственной деятельности в Арктической и прилегающих зонах.

Будем готовы к конфликтам

Арктическим советом – международным форумом, в который входят восемь государств, многое делается для урегулирования взаимных претензий и предотвращения их возникновения. Неарктические страны – Китай, Корея, Япония, Индия и другие – имеют в совете статус наблюдателей, проявляют активный интерес и вовлечены в широкий круг совместных мероприятий. Но конфликтный потенциал все же существует в следующих ситуациях:

Для применения армии в условиях Арктики важно развитие особой военной инфраструктуры
  • при возникновении у арктических стран – членов блока НАТО претензий на расширение своих зон за счет России;
  • при развитии взглядов на ресурсы российской Арктики как на «богатство всего мирового сообщества».

Таковы возможные причины возникновения кризисов в Арктике. О чем же говорит оценка состава группировок НАТО?

Подготовка этих группировок осуществляется планово и постоянно. Так, в море Бофорта у северного побережья Аляски проводятся пятинедельные учения с участием четырех атомных подводных лодок США и Великобритании с развертыванием временного поселка-базы на льду и отработкой широкого круга мероприятий, сориентированных на условия Арктики.

Рассматривая определенные военной наукой варианты форм применения сил общего назначения, в том числе морских операций, нужно признать, что в настоящее время их спектр существенно ограничен. Опыт, полученный в течение последних лет, задает необходимость использования межвидовых группировок различного состава при обеспечении единства и гибкости управления. На создание таких возможностей были направлены большие усилия. Для применения сил и войск в условиях Арктики важным является развитие особой военной инфраструктуры. Основные создаваемые и восстанавливаемые объекты включают в себя:

  • пункты базирования тактических групп («Арктический трилистник», «Северный клевер», «Полярная звезда»), в которые входят авиационные комендатуры, подразделения ПВО и обороны, другие формирования;
  • более десяти модернизируемых аэродромов;
  • прочие объекты, в том числе в составе видов и систем обеспечения.

Необходимо особо отметить, что безопасность использования Северного морского пути как транзитного коридора поддерживается как в Арктической, так и в Тихоокеанской зонах. Это отражено в одном из положений президентского Указа № 603 от 7 мая 2012 года. Высокие результаты и положительный опыт межвидовой и военно-морской деятельности в составе объединенного стратегического командования «Северный флот» служат основой и примером организации военно-административной структуры по всему востоку страны.

Успех наращивания наших возможностей в Арктической зоне характеризуется и результатами боевой подготовки. Так, в прошедшем году был осуществлен морской поход протяженностью около шести тысяч миль, в ходе которого выполнены четыре межвидовых учения с высадкой морского десанта, с участием подразделений ВДВ и Сил специальных операций. Были одновременно задействованы три БДК: «Георгий Победоносец», «Александр Отраковский» и «Кондопога». Огневую поддержку высадки десанта оказывал большой противолодочный корабль «Североморск», в том числе в необычных условиях – с заходом в акваторию реки Енисей.

Оружие Росгидромета

Характерным для Арктики является широкое использование и развитие многих направлений взаимодействия – не только межвидового, но и с гражданскими предприятиями и хозяйствующими субъектами. К таким направлениям можно отнести:

  • строительство объектов портовой, аэродромной и другой инфраструктуры двойного назначения;
  • организацию и отработку единой системы комплексной безопасности Арктической зоны и соответствующих технических средств;
  • использование эффективных и экономичных транспортных средств, таких как экранопланы, многоцелевые гусеничные транспортеры.

Эти вопросы входят в круг задач научных организаций различной ведомственной принадлежности. В последние годы их работа приобретает необходимую системность, однако предлагаемые меры не могут быть реализованы без эффективного управления, учитывающего интересы во всех сферах хозяйственной и военной деятельности.

К проблемам государственного и военного руководства в Арктической зоне можно отнести недостаточность нормативной и правовой основы,

необходимость выработки общих взглядов на структуру и организацию управления, совершенствование взаимодействия его органов на государственном, региональном и местном уровнях, создание единой информационной платформы, обеспечивающей для субъектов всех видов ведомственной принадлежности регламентированное использование их возможностей и удовлетворение потребностей.

Последняя необходима для решения основных хозяйственных задач, таких как деятельность единого логистического оператора, планирование, мониторинг и координация северного завоза, функционирование электронной торговой площадки и других. Создание и использование такой платформы должно обеспечиваться возможностями всех субъектов в их согласованной деятельности и взаимной ответственности. При этом нужно учитывать весь предыдущий опыт, в том числе создания Единой государственной системы освещения надводной и подводой обстановки, предусмотренной отдельным положением в полномочиях Минобороны России и на сегодня очень далекой от завершения. Необходимо также преодолевать узковедомственные интересы, характерные, например, для Росгидромета, результаты деятельности которого, в том числе продолжающееся реальное сокращение его специальных возможностей, могут привести к серьезным негативным последствиям.

Научные отделения Академии военных наук имеют представительный опыт участия в создании таких систем и могут внести существенный вклад в решение этого комплекса задач.

Алло, мы ищем судостроителей

За год многое изменилось в лучшую сторону. Однако, к сожалению, уже традиционно мы вынуждены говорить о серьезных недостатках, в том числе в работе Объединенной судостроительной корпорации. Не буду приводить их длинный перечень, остановлюсь лишь на следующих выводах Академии военных наук:

  • действующее руководство корпорации успешно выполнило задачу кризисных менеджеров, роль которых – не допустить ее развала (или в определенных условиях развалить с наименьшими затратами);
  • для текущего этапа необходим курс на поиск и внедрение новых эффективных путей, обеспечивающих всестороннее развитие корпорации (и судостроительной отрасли в целом), осуществить его могут только специалисты, обладающие необходимым опытом работы по профилю отрасли на разных должностях в течение десятилетий;
  • только такие меры обеспечат, на наш взгляд, реальный положительный сдвиг в кораблестроении, жизненно необходимый в том числе для создания полноценных корабельных группировок Арктической зоны.

Опыт и знания ученых и специалистов Академии военных наук, других организаций должны быть в полной мере востребованы для решения широкого круга актуальных задач развития нашей деятельности в Арктике.

Игорь Хмельнов,
адмирал, руководитель Морского отделения Академии военных наук

Опубликовано в выпуске № 30 (743) за 7 августа 2018 года

 

 

Вниманию читателей «ВПК»

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц