Версия для печати

Дивиденды между западом и востоком

Корбут Андрей
Президент Молдавии Владимир Воронин в решении проблем территориальной целостности страны предпринимает все больше попыток заручиться дополнительной поддержкой Запада. И это после того как Москва пошла на ряд компромиссов в отношениях с Кишиневом, в частности смягчила экономические санкции, разрешив поставки молдавского вина в РФ. С Владимиром Ворониным также активно обсуждался новый российский план урегулирования приднестровского конфликта, уже получивший название "Козак-2". Тем не менее молдавский президент ищет помощи и на Западе. Еще одно подтверждение этому - состоявшаяся на прошлой неделе встреча Владимира Воронина со специальным представителем Европейского союза в Молдавии Кальманом Мижеем. Как сообщают молдавские СМИ, Кишинев настаивал на активизации усилий посредников и наблюдателей со стороны ЕС в решении приднестровского конфликта в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта; Россия, Украина, ОБСЕ - посредники; Евросоюз и США - наблюдатели). Как известно, Тирасполь против этого плана.


КИШИНЕВ ЕЩЕ НЕ ОПРЕДЕЛИЛСЯ С ВЫБОРОМ СТРАТЕГИЧЕСКИХ СОЮЗНИКОВ


Президент Молдавии Владимир Воронин в решении проблем территориальной целостности страны предпринимает все больше попыток заручиться дополнительной поддержкой Запада. И это после того как Москва пошла на ряд компромиссов в отношениях с Кишиневом, в частности смягчила экономические санкции, разрешив поставки молдавского вина в РФ. С Владимиром Ворониным также активно обсуждался новый российский план урегулирования приднестровского конфликта, уже получивший название "Козак-2". Тем не менее молдавский президент ищет помощи и на Западе. Еще одно подтверждение этому - состоявшаяся на прошлой неделе встреча Владимира Воронина со специальным представителем Европейского союза в Молдавии Кальманом Мижеем. Как сообщают молдавские СМИ, Кишинев настаивал на активизации усилий посредников и наблюдателей со стороны ЕС в решении приднестровского конфликта в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта; Россия, Украина, ОБСЕ - посредники; Евросоюз и США - наблюдатели). Как известно, Тирасполь против этого плана.
{{direct_hor}}
По оценкам российских экспертов, формат "5+2" не только не ускорил процесс урегулирования, а, скорее всего, завел диалог между конфликтующими сторонами в тупик. Отмечается, что именно после включения США и Евросоюза в переговоры (декабрь 2005 г.) в качестве наблюдателей уже с 28 февраля 2006 г. они были фактически прерваны. Тирасполь связывает свое участие в переговорах с необходимостью подписания "транзитного протокола", предложенного посредниками весной минувшего года и гарантирующего право Приднестровья на свободную внешнеэкономическую деятельность, закрепленную Меморандумом 1997 г. Кишинев не идет на это, надеясь, видимо, что, заручившись поддержкой Москвы, он сможет надавить на Тирасполь через реализацию плана "Козак-2".


Президент Молдавии Владимир Воронин просит руководство НАТО поддержать его предложение о смене формата миротворческой операции в Приднестровском регионе.
Фото НАТО
Что же это за план? По неофициальной версии он предусматривает создание молдавско-приднестровской конфедерации. Это государственное образование должно обеспечить РФ сохранение долгосрочного российского военного присутствия в регионе, утверждение русского официальным языком на территории Молдавии, закрепление возможности хотя бы частичного формирования органов власти объединенного государства лояльными Кремлю персонами, которые будут иметь возможность принимать участие в определении внутренней и внешней политики Молдавии за счет квоты Приднестровья в органах власти страны и т.п.

Кишинев еще не дал ответа на этот план. Хотя, как утверждают молдавские источники, за закрытыми дверями и без участия Тирасполя идет его "активное обсуждение". Почему же одновременно с этим нынешний молдавский режим активизировал контакты с Западом? Чтобы, как уверены российские эксперты, добиться уступок от Москвы. Скажем, на встрече Владимира Воронина и спецпредставителя ЕС Кальмана Мижея молдавский президент выразил "заинтересованность в укреплении существующего диалога" между Брюсселем и Кишиневом, а также просил ускорить переговоры по получению Молдавией автономных торговых преференций и установлению облегченного визового режима с Европейским союзом. Что касается этих просьб, то ЕС пока уклоняется от конкретных ответов, зато Владимиру Воронину была обещана помощь в борьбе с засухой. На эти цели выделено около 40 млн. евро. Как сообщают СМИ, первые 20 миллионов поступят в государственное казначейство Министерства финансов Молдавии в сентябре, а остальная сумма будет перечислена до конца текущего года. Хотя, по оценкам экспертов, на ликвидацию данного стихийного бедствия Молдавии требуется как минимум 1 млрд. евро. Таких денег Брюссель, конечно, не даст.

Между тем известно, что Кишинев получает реальную финансовую помощь, которая идет по линии продажи газа и ввозится из России в страну молдавскими рабочими. Как следует из итогов исследования, проведенного в августе Институтом маркетинга и опросов (IMAS-INC) Кишинева, в России работают более 40% всех молдавских гастарбайтеров (в Италии трудятся 25%, на Украине - 9%, в Португалии - 6%, в США, Румынии, Турции, Греции и Испании - по 3%). Молдавия занимает второе место в мире по объемам денежных переводов от трудовых мигрантов, уступая лишь африканской стране Того. По данным МВФ, молдавские мигранты только из России ежегодно посылают своим родным более миллиарда долларов, что составляет треть ВВП страны.

Но помощь России остается как бы в стороне. И официальный Кишинев, похоже, весьма внимательно смотрит на Запад. Страны ЕС тоже не дремлют, особенно после того, как Россия заявила о приостановлении своего участия в Договоре об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). США и НАТО хотят не допустить реализации предлагаемого Москвой плана "Козак-2". Они уже в открытую говорят о необходимости замены российских миротворцев в зоне приднестровского конфликта на европейские "голубые каски". Скажем, в июле этого года заместитель помощника государственного секретаря США Дэвид Крамер в ходе встречи с премьер-министром Молдавии Василием Тарлевым при участии посла США в Кишиневе Майкла Кирби продолжил обсуждать вопрос об изменении формата миротворческой операции. Он предложил заменить существующие совместные миротворческие силы (российские, молдавские и приднестровские) в Зоне безопасности Приднестровского региона международным воинским контингентом или миссией гражданских наблюдателей.

Словом, пока Владимир Воронин и его команда, как говорится, выбирают между "западными ценностями" и российским миротворческим планом. Хотя ряд российских экспертов выражает уверенность, что победит здесь "линия Москвы", поскольку у РФ есть больше аргументов надавить на Кишинев (продажа газа, покупка вина и т.п.). Как считает бывший командующий 14-й армией, штаб которой находился до 1992 г. в Тирасполе, генерал-лейтенант Юрий Неткачев, среди основных факторов давления на Тирасполь Москва, очевидно, использует угрозу прекращение финансовой и политической поддержки. В свою очередь, председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике Сергей Караганов уверен, что до этого дело не дойдет и уже скоро территориальная целостность Молдавии может быть восстановлена, она станет федерацией, а у Приднестровья будет особый статус, "высокая степень автономии". На территории ПМР, по мнению Сергея Караганова, останутся российские военные базы. "Мы уже практически договорились об этом с Молдавией", - считает эксперт.

Можно по-разному подходить к таким оценкам. Однако ясно одно - Москва к приднестровскому урегулированию относится серьезно и не намерена идти на поводу у США и Запада. Приднестровье - это важный регион для укрепления геополитических позиций России.

Андрей КОРБУТ

Опубликовано в выпуске № 33 (199) за 29 августа 2007 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц