Версия для печати

Не допустить сужения социальных гарантий

Пулин Геннадий
Профсоюзы существуют сегодня не только в гражданской сфере, но и в Вооруженных Силах, и главная их задача - защита прав и социальных гарантий людей в погонах, а также уже отдавших Родине воинский долг и вышедших в отставку. Старт реформирования российской армии - факт состоявшийся, и армейский профсоюз имеет на это свою точку зрения.


ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ОБЩЕРОССИЙСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОЮЗА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ОЛЕГ ШВЕДКОВ ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ <ВПК>


Профсоюзы существуют сегодня не только в гражданской сфере, но и в Вооруженных Силах, и главная их задача - защита прав и социальных гарантий людей в погонах, а также уже отдавших Родине воинский долг и вышедших в отставку. Старт реформирования российской армии - факт состоявшийся, и армейский профсоюз имеет на это свою точку зрения.
{{direct_hor}}

Десятки тысяч бесквартирных военнослужащих мечтают о благоустроенном жилье.
Фото Леонида ЯКУТИНА
- В 2004 году "Военно-промышленный курьер" опубликовал статью "Революция - не наш путь". В ней мы рассказывали о вашей организации, тех проблемах, которые приходится решать. Что изменилось за прошедшие годы, что нового появилось в деятельности организации?

- Прекрасно помню то интервью, так как состоялось оно в преддверии вступления в силу пресловутого 122-ФЗ, который значительно ухудшил социальное самочувствие служивого человека, тех, кто завершил военную службу. Кстати сказать, все наши негативные прогнозы сбылись. Увеличение денежного довольствия военнослужащих и, соответственно, военных пенсий, несмотря на принятое Госдумой обязательство государства об ежегодной индексации на уровень инфляции, производилось с тех пор только один раз, а многочисленные повышения денежного довольствия еле справлялись с инфляцией.

Бесплатный проезд стал льготой региональной, хотя человек в погонах служил и служит всему государству. Свежий пример: в Липецкой области с 10 декабря 2008 года он частично отменен. Военнослужащие лишились более чем 20 серьезных льгот и компенсаций, прежде всего таких, как возможность получения земли в личное пользование при увольнении с военной службы (25 соток), предоставление субсидии в виде безвозмездной финансовой помощи от 75 до 100 процентов стоимости жилых помещений в ЖСК или стоимости строительства (покупки) индивидуальных жилых домов (квартир), полностью отменены льготы по налогам и многие другие.

Денежное довольствие военнослужащих остается на уровне средней заработной платы по стране. О каком особом статусе можно говорить? Из всех стимулов для военной службы остался только один - бесплатное жилье при увольнении (при наличии определенных условий). Еще два важнейших - пожизненное бесплатное медицинское обслуживание в военно-медицинских учреждениях (в силу их сокращения) и относительно высокая, по сравнению с большинством гражданских пенсия - сегодня практически прекращают свое существование.

И вот мы оказались перед новыми потрясениями.

- Вы имеете в виду предстоящую реформу Вооруженных Сил Российской Федерации?

- Реформа подразумевает прогрессивное преобразование. Мы же "реформируемся" с 1992 года. Осмелюсь высказать лишь несколько непониманий. Наша Концепция национальной безопасности указывает, что "обеспечение военной безопасности Российской Федерации является важнейшим направлением деятельности государства. Вооруженные Силы Российской Федерации боевым составом мирного времени должны быть способны обеспечить надежную защиту страны от вооруженного нападения и решение совместно с другими войсками, воинскими формированиями и органами задач по отражению агрессии в локальной войне (вооруженном конфликте), а также стратегическое развертывание для решения задач в крупномасштабной войне".

Как мы видим, задача исключительно непростая. Если в конфликте или, что еще хуже, в локальной войне мы можем чувствовать себя относительно уверенно (хотя операция по принуждению Грузии к миру выявила серьезные недостатки как в управлении войсками, организации связи, так и в техническом оснащении), то, говоря о крупномасштабной войне, нам остается уповать только на стратегические ядерные силы. Мы знаем, что крупномасштабные войны ведутся именно фронтами (округами), армиями и дивизиями. А мы, имея на своих границах НАТО на Западе и крупнейшую армию мира на Востоке, переходим на трехзвенную систему управления армией, которая эффективна только для войны с Грузией и прочими небольшими странами.

Как профсоюзного руководителя меня интересует другая сторона производственных преобразований. Как они повлияют на социально-экономическое положение военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Нас очень беспокоят две проблемы. Первая - это обеспечение военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей жильем. Наверное, можно не сомневаться, что к 2010 году будет сформирован фонд служебного жилья, особенно в провинции. Уже несколько лет лейтенантам-выпускникам, попадающим служить на атомные подводные лодки, почти насильно вручают ключи от 1-2-комнатных квартир. Ведь до трети домов в гарнизонах стоят с забитыми окнами и подъездами. За счет сокращения старших офицеров, структурной реорганизации (сокращения сотен воинских частей) значительно увеличится количество квартир во многих гарнизонах. Но что будет с увольняемыми и с теми, кто уже уволен из Вооруженных Сил?

Два раза в год Минрегионразвития определяет среднюю стоимость квадратного метра жилья в Российской Федерации, необходимую для расчета стоимости государственного жилищного сертификата. В первом полугодии 2006 года 1 кв. метр жилья "стоил" 13 600 рублей, во втором полугодии 2008-го - 28 650. Рост за три года более чем в два раза. Финансирование же всей подпрограммы в части ежегодного выделения ГЖС военным ветеранам увеличилось менее чем на 22 процента. Естественно, резко уменьшается количество выделенных сертификатов.

Постановление правительства РФ от 4 декабря 2008 года №902, внесшее изменения и дополнения в постановление правительства РФ от 31 декабря 2005 года №865, в том числе "скорректировало" и планируемые цифры бюджетного финансирования подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2006-2010 годы, вообще сняло обязательства государства по обеспечению сертификатами военных ветеранов в 2009 году. И в приложении №2 "Объемы финансирования подпрограммы:" и в приложении №3 "Прогнозный объем выпуска:" в графе "2009 год" - прочерк.

Введенное дополнение о финансировании в размере 11 601 млн. рублей для приобретения в 2008 году 7411 "реальных" квартир не оговаривает, для какой категории граждан эти квартиры предназначены. Учитывая реалии сегодняшнего дня, с большой долей уверенности можно предположить, что квартиры в основном достанутся увольняемым в связи с проводимой реформой ВС РФ действующим военнослужащим.

Конечным итогом "корректировки" ранее взятых планов станет значительное уменьшение: с 32 688,5 до 21 742,54 млн. рублей финансирования подпрограммы в разделе "Объемы финансирования:", а также количества выдаваемых ГЖС по разделу "Прогнозный объем выпуска:" с 32 440 штук до 17 386 штук, почти в два раза, именно предназначенных для "граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц".

Вызывает удивление и неприятие решение Верховного суда Российской Федерации от 20 июня 2007 года № ВКПИ 07-30, ставшее знаковым для военных, добивавшихся обеспечения жильем после увольнения по выбранному месту жительства. Этим решением нивелировано значение ст. 23 ФЗ "О статусе военнослужащего", запрещавшей увольнять военных до обеспечения их жильем по избранному месту жительства. Верховный суд постановил, что если военный имел любое жилье по месту службы, то может быть уволен и исключен из списков части, а по избранному месту жительства имеет право постановки в очередь нуждающихся. И хотя право у нас не прецедентное, но данным прецедентом очень охотно воспользовались. В частности, по частям Военно-воздушных сил (где более 70 процентов военнослужащих - офицеры) прошел в октябре сего года следующий приказ: ":учитывая сформировавшуюся судебную практику применения законодательства в отношении офицеров и прапорщиков, проходящих военную службу или состоящих в распоряжении, но обеспеченных служебным жильем по установленным законодательством нормам, главнокомандующий ВВС потребовал:

1. Указанных военнослужащих, общая продолжительность службы которых составляет десять лет и более, по достижении ими предельного возраста, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, обеспеченных служебным жилым помещением по установленным нормам по месту прохождения военной службы (в том числе в закрытых военных городках), в том числе изъявивших желание получить жилье не по месту военной службы, увольнять с военной службы с оставлением на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному после увольнения месту жительства:"

Я уже говорил, что озабоченность вызывают вопросы медицинского обслуживания, предусмотренного действующим законодательством. Если с действующими военнослужащими все более или менее понятно, то как будет осуществляться лечение членов семей в условиях значительного сокращения госпиталей и поликлиник? Еще больше вопросов по медицинскому обслуживанию бывших военнослужащих, которым эта льгота положена. У нас твердое мнение, что эти две категории будут переведены в "гражданскую медицину". Это уже опосредованно прозвучало из уст председателя парламентского Комитета по обороне.

Коль я вспомнил о законодательной власти, то хочу отметить еще одну деталь - процесс придания нового облика Вооруженным Силам Российской Федерации законодательно не оформлен, а это может серьезно повлиять на социальные гарантии.

- Так вы поддерживаете военную реформу или нет?

- Мой ответ будет соткан из противоречий. И да, и нет. Да - армию надо менять. Она превратилась в неповоротливый, закостенелый механизм. Надо избавляться от ненужных воинских частей, военных объектов, складов, полигонов. Надо централизовать военное образование. Необходимо перетряхнуть всю организационно-штатную структуру. Неубедительно выглядит генерал-майор, управляющий военным оркестром. Трудно объяснить, почему в миллионной армии больше заместителей министра, чем в Вооруженных Силах СССР, зачем нам столько генералов и полковников.

Все это лишний раз подтверждает мою мысль о заданных параметрах, цифрах и отсутствии реального графика проводимых преобразований. С учетом кризисных явлений в мире и стране существует реальная опасность сужения социальных гарантий. Вот и получается - реформа назрела, она нужна, но тем ли путем мы пошли?

- Какие задачи вы ставите в этой связи перед профсоюзом, его организациями?

- Задачи вытекают из ресурса, которым мы обладаем. Сегодня Общероссийский профессиональный союз военнослужащих - это 72 региональные организации. По выданным профсоюзным билетам он имеет почти 100 тысяч членов. Руководители профсоюза входят в Общественный совет при Министерстве обороны Российской Федерации, Координационный совет при председателе Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации по делам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, в Генеральный совет Федерации независимых профсоюзов России, в президиум Европейской ассоциации союзов военнослужащих (EUROMIL). Профсоюзные активисты на местах работают в 36 администрациях субъектов Российской Федерации, в десятках комиссий при администрациях, являются депутатами законодательных органов различного уровня. У нас подписаны соглашения о сотрудничестве с Министерством обороны Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам ГО, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, с главами более чем трех десятков субъектов РФ. Мы активно сотрудничаем с Общественной палатой Российской Федерации, многими депутатами Государственной Думы, членами Совета Федерации, отдельными министерствами.

У нас есть свои службы занятости, центры переподготовки, мы являемся одним из учредителей Национального гуманитарного института им. Екатерины Великой. В каждой региональной организации есть своя юридическая служба, и всякий обратившийся к нам получает бесплатную юридическую консультацию, а член профсоюза - и сопровождение дел в суде. Мы активно помогаем и в решении жилищных проблем военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

В условиях начатого сокращения Вооруженных Сил Российской Федерации главные задачи для нас следующие.

1. Не допустить волюнтаристских перегибов отдельными командирами и начальниками на местах при проведении организационно-штатных мероприятий. Контроль за соблюдением всех прав военнослужащих и их семей при увольнении с военной службы.

2. Доведение информации о происходящих процессах в воинских коллективах, о позиции профсоюза военнослужащих и общественности до исполнительной власти, руководства Министерства обороны Российской Федерации, а также предложений по снижению социальной напряженности.

3. Оказание содействия в переподготовке и трудоустройстве уволенных с военной службы граждан и членов их семей.

4. Правовая поддержка тех, кому она необходима.

- В 2004 году вы сказали: "Революция - не наш путь". Как оцениваете эту фразу сегодня?

- Руководство профсоюза остается верным этому тезису. Но то, что социальная напряженность растет, - это факт. И здесь на ум приходит старый армейский принцип: "Если пьянку нельзя предотвратить, то ее лучше возглавить".

Геннадий ПУЛИН

Опубликовано в выпуске № 2 (268) за 21 января 2009 года

Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц