Версия для печати

Последний броневик

Первые месяцы боев преобразили классическую конструкцию
Барановский Константин

Созданный за полгода на ГАЗе БА-64 стал первым отечественным бронеавтомобилем со всеми ведущими колесами, что существенно повысило его проходимость. А по внешнему виду он разительно отличался от иных представителей семейства БА: корпус избавился от прямых углов, силуэт был лишен архаики – конструкторы учли опыт первых месяцев боев 1941 года.

В качестве базового шасси использовали легковой двухосный полноприводный автомобиль ГАЗ-64. Сверху монтировался многогранный цельносварной корпус, изготовленный из листов катаной стали толщиной от 4 до 15 миллиметров, броня была противопульной. Характерны значительные углы наклона броневых листов к горизонтальной плоскости, сравнительно небольшие габариты и масса. Корпус БА-64 не имел заклепочных соединений – стыки листов брони были гладкими и ровными.

Броневик отлично зарекомендовал себя в уличных боях при освобождении городов Восточной Европы

Для входа и выхода из машины экипаж мог воспользоваться двумя открывавшимися назад и вниз дверями в нижних частях бортов справа и слева от водителя. В торцевой задней части корпуса навешивалась бронекрышка для защиты заливной горловины бензобака.

Броневик предназначался для решения задач командирской разведки, управления боем и связи, сопровождения автоколонн и для противовоздушной обороны танков на марше. Но в ходе Великой Отечественной войны БА-64 отлично зарекомендовал себя в уличных боях при освобождении городов Восточной Европы, Австрии и штурме Берлина – угол обстрела пулемета позволял вести огонь по верхним этажам зданий.

Сильное влияние на конструкторов броневика оказал трофейный SdKfz 221, доставленный 7 сентября 1941 года на ГАЗ для детального изучения.

Проектирование и изготовление БА-64 заняло менее полугода – с 17 июля 1941-го по 9 января 1942-го. Броневик успешно прошел заводские и войсковые испытания, 10 января его осмотрел Маршал Советского Союза Ворошилов. 3 марта 1942 года машину представили членам политбюро ЦК ВКП(б), а летом первая партия серийных броневиков поступила в войска Брянского и Воронежского фронтов. За создание бронеавтомобиля БА-64 постановлением Совета народных комиссаров СССР от 10 апреля 1942 года В. А. Грачев был удостоен Государственной премии СССР.

Надежен и неприхотлив

Все ведущие колеса позволяют преодолевать подъемы свыше 30 градусов, броды глубиной до 0,9 метра и косогоры с уклоном до 18 градусов. Бронеавтомобиль имел пулестойкие шины, заполненные губчатой резиной ГК.

Экипаж – два человека: командир и водитель. Последний располагался впереди по центру машины, а за ним находилось боевое отделение, над которым монтировалась башня с пулеметом ДТ (7,62 мм). Для управления БА-64 водитель мог использовать сменный блок пуленепробиваемых стекол, два таких же блока монтировались на боковых стенках башни.

Командир дополнительно выполнял обязанности пулеметчика и радиста, размещался в боевом отделении.

Башня бронеавтомобиля БА-64 имела форму усеченной восьмигранной пирамиды, броневые листы которой соединялись электросваркой. В передней части башни БА-64 располагалась амбразура для ведения огня по наземным целям. Сверху башня была открыта, что давало возможность наблюдения за воздушным противником и ведения по нему огня из бортового оружия. Башня устанавливалась на крыше корпуса бронеавтомобиля на конусной колонке. Вращение башни осуществлялось вручную усилием стрелка, сидящего на поворотном сиденье, который мог повернуть ее и остановить в требуемом направлении с помощью тормоза. На боковых стенках башни устанавливались приборы наблюдения, идентичные водительским.

Темп стрельбы пулемета составлял 600 выстрелов в минуту. Практическая скорострельность – 120 выстрелов в минуту (с учетом времени на прицеливание, ведение огня, перенос огня с одной цели на другую и перезарядку). Пулемет быстро снимался с кронштейна крепления в башне (при оставлении экипажем поврежденного бронеавтомобиля например) и использовался в пехотном варианте, для чего к нему придавались съемные сошки. Боекомплект бронеавтомобиля БА-64 – 1200 патронов к ДТ (20 магазинов) и шесть ручных гранат.

Большая часть машин оснащалась радиостанциями 12РП или РБ. Внутренняя связь поддерживалась непосредственным общением.

БА-64 оснащался четырехцилиндровым карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения типа ГАЗ-АА мощностью 50 лошадиных сил. Максимальная скорость по шоссе – 80 километров в час. Запас хода по шоссе – 635 километров. Боевая масса броневика – 2,4 тонны.

Серийные БА-64 зарекомендовали себя как простые и неприхотливые в эксплуатации, надежные машины. Фактически на БА-64 история отечественных бронеавтомобилей заканчивается, на смену ему пришли уже бронетранспортеры.

По данным военных, они приняли 8174 бронеавтомобиля БА-64 и БА-64Б.

План Б

В конце 1942 года броневик модернизировали, он получил индекс БА-64Б. Выпуск был начат весной 1943-го и продолжался до 1946-года. Появились модификации со снегоходным и железнодорожным движителями, с крупнокалиберными пулеметами ДТТК, ДШК, Горюнова, десантный и штабной. Был вариант с пятизарядным противотанковым ружьем системы Симонова (ПТРС-41).

В Советской армии бронеавтомобили БА-64Б использовали как учебно-боевые примерно до 1953 года. В других странах Варшавского договора – еще дольше. В 50-х в ГДР разработали модернизированную версию БА-64, которая получила обозначение SK-1 Построенная на удлиненном шасси «Робур Гарант 30К», внешне она сильно напоминала БА-64. Бронемашины SК-1 поступали на вооружение сил полиции и пограничной охраны ГДР. Большое количество БА-64Б было отправлено в Югославию, КНДР и Китай.

Опубликовано в выпуске № 35 (748) за 11 сентября 2018 года

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц