Версия для печати

Аксиомы генерала Шипилова

Под его руководством было принято на вооружение около ста новых образцов военной автомобильной техники и средств автотехнического обеспечения
Белозубов Виктор Дерканосов Сергей

В среде специалистов автомобильной отрасли и оборонно-промышленном комплексе нашей страны генерал-майор Владислав Шипилов – фигура заметная. Он – признанный авторитет в вопросах планирования разработки идеологии и программы развития вооружений, восемь лет возглавлял 21-й Научно-исследовательский испытательный институт (автомобильной техники) Минобороны России, выполняющий значительное количество НИР и ОКР, результаты которых способствовали совершенствованию военной автомобильной техники.

Служба – это судьба


Владислав Викторович Шипилов родился 16 сентября 1953 года в селе Старо-Сеславино Первомайского района Тамбовской области.


С юношеских лет мечтал стать профессиональным военным. Однако окончательный выбор сделал весной 1978-го после окончания Московского института инженеров сельскохозяйственного производства имени В. П. Горячкина, когда был призван в Вооруженные Силы.


Молодого лейтенанта определили служить командиром взвода подвоза боеприпасов одной из воинских частей прославленной 4-й гвардейской танковой Кантемировской дивизии, дислоцированной в Наро-Фоминске. Эти годы стали серьезным этапом в жизни молодого офицера, периодом его становления. Он упорно учился, работал над собой, старался впитать, как губка, все, чему учат командиры и старшие начальники.


За успехи и усердие в службе его назначают на вышестоящую должность командира роты, а затем и помощника начальника автомобильной службы дивизии. В сентябре 1982 года становится слушателем Военной ордена Ленина академии тыла и транспорта. В этот период военная судьба свела его с офицерами-автомобилистами, прибывшими в академию из самых разных уголков Советского Союза. Все они имели за плечами богатый опыт армейской службы и организации автотехнического обеспечения войск, что только помогало в учебе. Позже эти отношения переросли в крепкую мужскую дружбу. Командиры и преподаватели видели в офицере способного растущего командира, отмечали его волевые качества, настойчивость в достижении цели.


В июле 1984-го, получив диплом с отличием, капитан Шипилов направляется в Московский военный округ для прохождения дальнейшей службы в должности младшего научного сотрудника 21-го НИИИ (автомобильной техники), дислоцированного в городе Бронницы. В жизни офицера начался новый этап. Тогда никто и не предполагал, что в этом прославленном научно-исследовательском коллективе Владиславу Викторовичу предстоит служить на различных должностях без малого двадцать пять лет, пройти по служебной лестнице путь от младшего научного сотрудника до начальника института, генерал-майора. Испытательный институт в то время был единственным НИУ в стране, проводившим исследования и испытания образцов военной автотехники (ВАТ) и средств автотехнического обеспечения в интересах всех видов Вооруженных Сил и родов войск. Имел большой штат научных сотрудников, современные лабораторную и полевую испытательные базы.
Шел седьмой год афганской войны. Ограниченный контингент советских войск вел активные боевые действия. К тому же минуло всего несколько месяцев после аварии на Чернобыльской АЭС. В этих непростых условиях коллектив 21-го НИИИ решал поставленные руководством Минобороны задачи по совершенствованию системы автотехнического обеспечения войск (сил), управлению системой АТО и автомобильной службой, войсковой эксплуатацией. Параллельно занимался восстановлением ВАТ в полевых условиях, снабжением войск автомобильным имуществом и подготовкой специалистов с учетом ведения боевых действий группировок войск в ходе афганской войны и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации на ЧАЭС.


Шипилов с головой окунулся в научно-исследовательскую и испытательную работу, стал исполнителем ряда НИР и ОКР, выбрал направление и тему диссертационного исследования. Через три года командованием принимается решение о назначении его на вышестоящую должность начальника планового отдела 21-го НИИИ. В 1991-м он становится кандидатом экономических наук. А в 1992-м за усердие в службе награждается медалью «За боевые заслуги».


В 1993 году Шипилова назначают на одну из ключевых должностей – начальника планово-экономического отдела института, ему поручается важное и очень ответственное мероприятие – реорганизация 21-го НИИИ под новые задачи и требования, которая была успешно проведена в установленные сроки. Им создается система управления, контроля и оценки эффективности НИОКР, разрабатывается и внедряется методика прогнозирования затрат на разработку научно-технической продукции по критериям ее эффективности, что позволило обеспечить высокий уровень научного руководства ряда комплексных НИР по военно-экономическому обоснованию основных направлений развития ВАТ.


В 1997 году в соответствии с приказом министра обороны полковник Шипилов становится заместителем начальника института, через три года – начальником 21-го НИИИ. В 2001-м ему присваивается воинское звание генерал-майор.


Обычно в таких случаях перечисляются отзывы авторитетных людей, рассказывается о том, какой это хороший в общении и службе человек. Шипилов был строгим начальником, однако обладал на редкость спокойным и выдержанным характером. О любом руководителе, конечно, нужно судить только по конкретным делам, тому, что реально удалось сделать для совершенствования лабораторной и испытательной базы, научно-исследовательского процесса, воспитания молодого поколения ученых и офицеров-автомобилистов. И тут есть что сказать.


Почти восемь лет генерал-майор Шипилов возглавлял 21-й НИИИ. За этот период институт превратился в современное научно-исследовательское учреждение, одно из лучших в Вооруженных Силах Российской Федерации. По заказу главных командований видов Вооруженных Сил и родов войск, главных (центральных) управлений Минобороны России в нем было выполнено значительное количество НИР и ОКР, результаты которых способствовали дальнейшему развитию военной теории и практики, совершенствованию военной автомобильной техники.


Были капитально отремонтированы все лабораторные корпуса института, помещения парка вооружения, закуплены новая мебель и лабораторное оборудование, созданы роликовый тормозной стенд и стенд для проверки бродоходимости, восстановлен динамометрический участок контрольно-испытательной трассы, в гарнизоне сданы в эксплуатацию многоквартирные жилые дома. Десятки семей офицеров и служащих института получили благоустроенное отдельное жилье.

Профессионал и наставник


Но главным итогом деятельности коллектива 21-го НИИИ, возглавляемого генерал-майором Владиславом Шипиловым, явилось принятие на вооружение и снабжение ВС РФ по результатам государственных приемочных и исследовательских испытаний около ста новых образцов военной автомобильной техники и средств автотехнического обеспечения.


В 2006 году он защищает диссертацию на соискание ученой степени доктора технических наук, в 2007-м реализует предложения по оснащению 33 и 34-й горных бригад военной автомобильной техникой. В 2008-м создает и внедряет методологию технико-экономических обоснований при разработке различных мобильных комплексов, что позволило создать научные основы для поддержания боевой готовности в эксплуатации сложных многофункциональных шасси мобильных систем вооружения. В этом же году практически опробует разработанный метод военно-технико-экономического обоснования создания сложных технических систем на образцах МЗКТ-7917, МЗКТ-7930, МЗКТ-79221 (объекты вооружения «Тополь», «Тополь-М», «Искандер»). Его творческий вклад в теорию и практику военно-экономического обоснования перспектив развития военной автомобильной техники подтвержден и руководством ведущих предприятий автомобильной отрасли.


Результаты инспекций, проверок, различных комиссий Министерства обороны объективно свидетельствовали о высоком качестве НИОКР, выполняемых коллективом института, возросшем уровне военно-профессиональной подготовки офицеров, квалификации научных сотрудников. Во многом это заслуга всего коллектива института, но еще и его начальника, который за образцовое исполнение воинского долга, безупречное выполнение служебных обязанностей в 2004 году был награжден орденом Почета.


Он всегда находил время и для общения с ветеранами института, старался оказать посильную помощь в разрешении создавшихся житейских и социальных проблем подчиненных, чем снискал их уважение и авторитет. Владислав Викторович Шипилов состоялся как профессионал военного дела, ученый, офицер-педагог с большой буквы, ставший для нескольких поколений молодых офицеров-автомобилистов жизненным примером и наставником.


После увольнения в запас до 2010 года работал директором департамента военной и специальной техники Независимой ассоциации машиностроителей. В 2010-м стал генеральным директором OOO «Инновационный центр адаптации научных разработок, новых материалов, изделий и технологий» (ООО «Интеграл»).


Сегодня коллектив единомышленников под его руководством участвует в создании образцов военной и гражданской специальной техники, разрабатывает оптимальные стратегии ее технического обслуживания и ремонта, разработку всех типов эксплуатационных и ремонтных документов, обучающих интерактивных программ, нормативов. Так что связей с Вооруженными Силами Владислав Шипилов не теряет и в день своего 65-летия, думается, получит немало поздравлений, в том числе от своих армейских соратников, друзей и сослуживцев.

Виктор Белозубов, Сергей Дерканосов

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц