Версия для печати

Чествование "Совершенного"

Удманцев Вадим
30 июня корабелы Амурского судостроительного завода отпраздновали сразу два события: 70-летие предприятия и торжественную закладку многоцелевого сторожевого корабля класса корвет для нужд Тихоокеанского флота. Для участия в этих мероприятиях в Комсомольск-на-Амуре прилетела многочисленная делегация руководителей "Концерна средне- и малотоннажного кораблестроения" (в который входит и ОАО "АСЗ"), а также гендиректора, главные инженеры и конструкторы многих предприятий судостроительной отрасли, представители ВМФ РФ. Вместе с ними за церемонией закладки нового боевого корабля наблюдал и корреспондент "ВПК".


НА АМУРЕ НАЧАТО СТРОИТЕЛЬСТВО ЧЕТВЕРТОГО КОРВЕТА ДЛЯ РОССИЙСКОГО ВМФ


30 июня корабелы Амурского судостроительного завода отпраздновали сразу два события: 70-летие предприятия и торжественную закладку многоцелевого сторожевого корабля класса корвет для нужд Тихоокеанского флота. Для участия в этих мероприятиях в Комсомольск-на-Амуре прилетела многочисленная делегация руководителей "Концерна средне- и малотоннажного кораблестроения" (в который входит и ОАО "АСЗ"), а также гендиректора, главные инженеры и конструкторы многих предприятий судостроительной отрасли, представители ВМФ РФ. Вместе с ними за церемонией закладки нового боевого корабля наблюдал и корреспондент "ВПК".
{{direct_hor}}


Согласно исторической справке, свое официальное летоисчисление это крупнейшее на Дальнем Востоке и градообразующее для Комсомольска-на-Амуре судостроительное предприятие ведет с 1936 года, когда приказом наркома тяжелой промышленности СССР ему был присвоен номер 199, а чуть позже и собственное наименование - Завод имени Ленинского комсомола.

НАРАЩИВАЯ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

С первых дней существования предприятия на Амуре и в последующие годы самоотверженность работающих на нем мобилизованных со всей страны комсомольцев-добровольцев не знала границ: в том же 1936 году с заводских стапелей была спущена на воду первая подводная лодка, а за годы Второй мировой войны - 5 эсминцев, 2 крейсера проекта 26 БИС ("Калинин" в 1942 и "Каганович" в 1944 г.), корабль-охотник за подводными лодками и 2 парома для переброски через Амур техники и воинских частей, участвовавших в боевых действиях против японской Квантунской армии. Одновременно в то военное лихолетье в доках амурского завода было отремонтировано 17 подводных лодок для Тихоокеанского флота, а некоторые цехи даже были переоборудованы под производство артиллерийских снарядов и фугасных авиабомб.

Всего же на АСЗ было построено более 300 военных и гражданских кораблей и судов, 10 транспортно-ледокольных судов долгие годы бороздили просторы Арктики. Кроме этой традиционной продукции, амурские корабелы в свое время спустили на большую воду 4 плавбазы перезарядки атомных реакторов и большую серию транспортно-спусковых доков. Однако наибольшую известность предприятию принесли подводные лодки: 41 дизель-электрическая и 56 атомных (строительство последних ведется на АСЗ с 1958 года). Среди выпущенных амурцами АПЛ можно выделить 18 стратегических подводных ракетоносцев проектов 667А, 667 АУ и 667Б, 20 многоцелевых АПЛ проектов 671 РТМ и 971.

О богатом творческом потенциале завода свидетельствуют 234 авторских свидетельства и 4 патента на технические изобретения, 8 золотых, 55 серебряных и 180 бронзовых медалей ВДНХ СССР. 12 инженерно-технических работников АСЗ в разное время были удостоены Сталинской, Ленинской и Государственной премий, свыше 20 тысяч судостроителей - правительственных наград, 10 человек стали Героями Социалистического Труда.

Почти десятилетие после распада Советского Союза Амурский судостроительный, как, впрочем, и сотни других предприятий оборонно-промышленного комплекса, испытывал не лучшие времена. Отсутствие привычной со дня основания завода практики твердого госзаказа, хроническое недофинансирование со стороны государства вынудили руководство пойти на пятидесятипроцентное сокращение персонала. Однако начатая на заводе еще в советские годы модернизация производства постепенно превратила его в многопрофильное предприятие, способное выпускать конкурентоспособную продукцию любого назначения, причем в интересах не только отечественных, но и зарубежных заказчиков. Многолетний опыт работы по производству кораблей для ВМФ позволил ОАО "АСЗ" использовать уникальные технологические возможности и развитую инфраструктуру вспомогательных производств для выпуска различных видов гражданских судов: лесовозов-пакетовозов, морских буксиров-спасателей, промысловых судов, сухогрузов класса "река-море", транспортных рефрижераторов, понтонов, плавучих причалов.

С 2001 года завод вошел в состав ОАО "Концерн средне- и малотоннажного кораблестроения", что благоприятно сказалось на его финансово-экономическом положении. Грамотный менеджмент концерна сумел придать новые силы могучему потенциалу завода и сформировать перспективные направления развития предприятия.

К числу наиболее солидных заказов АСЗ последних лет можно отнести модернизацию морской нефтедобывающей ледостойкой буровой платформы "Орлан" (в рамках проекта по освоению континентального шельфа "Сахалин-1" для компании "Эксон Нефтегаз Лимитед" (США), изготовление энергетического модуля и модуля поддержания пластового давления для морской платформы "Моликпак" (в рамках проекта "Сахалин-2" по заказу компании "Сахалин Энерджи"), постройку транспортно-буксирного судна УT-722 (по заказу компании "Вьетсовпетро" (Вьетнам) и производство серии танкеров-химовозов (4 судна) водоизмещением 18 500 т для компании "Хансен Ллойд Шиффарт" (ФРГ). Строительство уникального судна сейсморазведки проекта 3383 "Сагар Самикша" для государственной нефтегазовой компании ОНГС (Индия) или буксира-кантовщика проекта 01710 "Вагис" с ледовым усилением пятого класса (заказ "НК Роснефть - Сахалинморнефтегаз") и вовсе стало школой опыта для амурских корабелов, поскольку суда такого типа еще не строили ни в России, ни в СССР!.. Очевидно, что и в ближайшей перспективе опыт по постройке таких судов, как "Вагис", будет остро востребован по мере наращивания объемов добычи углеводородного сырья на морских шельфах.

СОВЕРШЕННЫЙ ЗАКАЗ

Закладка корвета проекта 20380 состоялась, как и полагается, в торжественной обстановке - под звуки Гимна России. Разноцветье флотских флажков-сигналов, коими были украшены стены производственного цеха, где совершалась эта церемония, обряд освящения металлической таблички с названием корабля (на снимке) священнослужителями Русской Православной Церкви и, наконец, закрепление этой таблички где-то в чреве рождающегося судна: И все это в присутствии высоких гостей и заводского начальства под громкие рукоплескания публики, которой, собственно, и предстоит выполнять этот крупный и долгосрочный заказ.


На церемонии закладки корвета состоялось и чествование передовиков производства Амурского судостроительного завода.
Фото пресс-службы ОАО ''АСЗ''
Здравицы и добрые напутственные слова "Совершенному", его будущему экипажу, а главное, корабелам, от которых во многом зависит его будущее, произносили с трибуны генеральный директор "Концерна средне- и малотоннажного кораблестроения" Михаил Хейфиц, гендиректор Амурского судостроительного завода Анатолий Адаменя, командующий Тихоокеанским флотом адмирал Виктор Федоров, начальник Управления закупки кораблей и вооружения Минобороны России вице-адмирал Анатолий Шлемов, директора других кораблестроительных предприятий, труженики завода. Собравшиеся узнали, что всего для ВМФ России в зависимости от бюджетного финансирования военного судостроения будет построено не менее двух десятков корветов проекта 20380. "Российскому флоту необходимо по 6-7 кораблей этого проекта для Черноморского и Тихоокеанского флотов и по 3-4 - для Балтийского и Северного", - уточнил Анатолий Шлемов.

С 2001 года на судостроительном заводе "Северная верфь" в Санкт-Петербурге поочередно уже были заложены и ныне находятся в производстве корветы проекта 20380 "Стерегущий", "Бойкий" и "Сообразительный", которые впоследствии будут нести боевую вахту на Балтике и Северном флоте. "Совершенный" - четвертый по счету корабль этого класса, который также будет строиться по заказу российского Минобороны, но уже на Дальнем Востоке и с последующей отправкой на ближайший океан. Это подтвердил и командующий ТОФ адмирал Виктор Федоров: "Тихоокеанский флот исчерпал ресурс надводных кораблей. Наступила критическая черта, особенно на Камчатской флотилии. Поэтому первый корабль проекта 20380 войдет в состав именно 114-й бригады надводных кораблей этой флотилии".

Разработанный ЦМКБ "Алмаз" и недавно заложенный в Комсомольске-на-Амуре корвет проекта 20380 - не просто противолодочный сторожевой корабль ближней морской зоны, но универсальный многоцелевой охотник-сторожевик, на котором удачно скомпонованы комплексы ударного, противовоздушного и противолодочного оружия, боевого управления, обнаружения, целеуказания, связи и защиты. "Совершенный" призван противодействовать надводным кораблям противника, а также предназначен для борьбы с подводными лодками, обеспечения ПВО, артподдержки и высадки морского десанта. Благодаря особой форме подводной части корпуса, этот корабль, имея водоизмещение 2000 т, способен развивать скорость 30 узлов при запасе хода 4000 миль.

Корвет проекта 20380 также обладает и отменными мореходными качествами: по сравнению с зарубежными кораблями аналогичного класса и с таким же водоизмещением, при одинаковых ограничениях по характеристикам продольной качки корвет проекта 20380 обладает способностью применять оружие при большем на 1,5-2 балла волнении моря, что особенно важно при базировании на корабле вертолета. Состав вооружения нового отечественного корвета значительно превышает по боевому потенциалу состав вооружения корветов зарубежной постройки с аналогичным водоизмещением, а огневая мощь корабельной группировки, состоящей из двух-трех таких корветов, почти равносильна крейсерской. Но самая большая "изюминка" (и самый охраняемый секрет) данного корвета заключается в том, что временами он способен становиться кораблем-"невидимкой" для вражеских радаров. Впрочем, здесь перечислена лишь малая часть тех достоинств, которыми, несомненно, будет обладать "Совершенный".

Вадим УДМАНЦЕВ
Комсомольск-на-Амуре - Москва

Опубликовано в выпуске № 26 (142) за 12 июля 2006 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц