Версия для печати

Народ свое слово сказал

Баранов Валерий
В Cредние века грузинские правители и отдельные феодалы неоднократно предпринимали попытки покорения южных осетин, которые никогда не признавали над собой власти грузинских правителей. Претензии последних на господство в Южной Осетии основывались лишь на праве меча и не имели под собой легитимной основы, реализуясь в форме грабительских набегов, сопровождавшихся разрушением селений, угоном скота и установлением данничества. Тем не менее большая часть Южной Осетии сохраняла реальную независимость от Грузии и от феодальных владетелей ее приграничных областей. Равно Южная Осетия не признавала над собой и власти персидских шахов, в вассальной зависимости от которых находилась Восточная Грузия вплоть до вхождения в Российскую империю.


ГРУЗИНО-ОСЕТИНСКИЙ КОНФЛИКТ В ФОКУСЕ ИСТОРИИ


В Cредние века грузинские правители и отдельные феодалы неоднократно предпринимали попытки покорения южных осетин, которые никогда не признавали над собой власти грузинских правителей. Претензии последних на господство в Южной Осетии основывались лишь на праве меча и не имели под собой легитимной основы, реализуясь в форме грабительских набегов, сопровождавшихся разрушением селений, угоном скота и установлением данничества. Тем не менее большая часть Южной Осетии сохраняла реальную независимость от Грузии и от феодальных владетелей ее приграничных областей. Равно Южная Осетия не признавала над собой и власти персидских шахов, в вассальной зависимости от которых находилась Восточная Грузия вплоть до вхождения в Российскую империю.
{{direct_hor}}
В 1774 г. осетины, а в 1801 г. и Восточная Грузия вошли в состав Российского государства. Но до 1830 г., когда в горную Осетию были направлены две крупные военные экспедиции для ее покорения, горная зона Южной Осетии оставалась вне сферы контроля царской администрации, хотя номинально считалась владением России.

В 1843 г. на территории Южной Осетии в составе Тифлисской губернии был образован Осетинский округ, в состав которого входила часть территории современной Российской Федерации; административное управление Осетинским округом осуществлялось Джавским окружным начальником и начальником Горских народов.

РАЗДЕЛЕННАЯ НАЦИЯ

Как видим, с момента добровольного вхождения в состав России в 1774 г. осетинский народ в административно-территориальном отношении всегда проживал в разных губерниях российского государства. Однако состояние национально-государственной "разделенности" осетинского народа возникло лишь с образованием в 1918 г. Республики Грузия. Согласно ст. IV Мирного договора от 7 мая 1920 г. между РСФСР и этим государством, Россия признала входящими в состав Грузии Тифлисскую, Кутаисскую и Батумскую губернии со всеми уездами и округами. Что автоматически повлекло за собой распространение суверенитета Грузии на территорию Осетии, находящуюся по южную сторону Кавказского хребта, территориально входившую в Тифлисскую губернию.

Таким образом, Осетия была искусственно, по географическому принципу, разделена между двумя государствами - территория по северную сторону Кавказского хребта осталась в России, а по южную, игнорируя волю осетинского народа, была передана Грузии, и, таким образом, единый осетинский этнос оказался разломленным надвое.

Договор от 7 мая 1920 г. входил в противоречие с принятой 2 (15) ноября 1917 г. Советом Народных Комиссаров РСФСР Декларацией прав народов России, предусматривающей права всех народов России на самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. Именно признание этого права и позволило самой Грузии стать независимым и суверенным государством. Однако новообразованная Грузинская Демократическая Республика, спустя десять дней после подписания этого договора, совершила вторжение в Южную Осетию, в результате чего погибло более тысячи человек, часть населения была вынуждена бежать в Северную Осетию. В связи с этими событиями 23 мая 1920 г. в адрес ЦК РКП(б), Всероссийского ЦИК рабочих и крестьянских депутатов, Северо-Кавказского краевого комитета, Военно-революционного Совета Кавказского фронта, политотдела и командующего 11-й армией был направлен "Меморандум трудовой Осетии", в котором была выражена непреклонная воля осетинского народа - остаться в составе Советской России и считать Южную Осетию неотъемлемой частью России.

Посмотреть картуГеография конфликта

По поводу указанных действий грузинских властей в ноте народного комиссара иностранных дел РСФСР Георгия Чичерина меньшевистскому правительству Грузии от 17 мая 1920 г. говорилось: "...Мы с тревогой узнали, что в Южную Осетию, где провозглашена Советская Республика, направлены для уничтожения таковой власти грузинские войска. Мы настаиваем, если это верно, отозвать свои войска из Осетии, ибо считаем, что Осетия должна иметь у себя ту власть, которую она хочет. Вмешательство Грузии в дела Осетии было бы ничем не оправдываемым вмешательством в чужие внутренние дела...".

После установления Советской власти в Грузии Южная Осетия была волевым путем передана в состав Грузии, а затем 20 апреля 1922 года Декретом ВЦИК и Совета Народных Комиссаров Грузинской ССР по национально-государственному размежеванию Закавказья была создана Юго-Осетинская автономная область.

Однако автономия Южной Осетии носила во многом номинальный характер. Грузинское руководство проводило здесь ассимиляторскую политику. Различными способами осетин вынуждали в документах изменять свою национальную принадлежность. Проводилась даже топонимическая "агрессия" - осетинские географические названия заменялись вновь изобретенными грузинскими. Под пропагандистскими лозунгами о дружбе народов декларированная автономия южных осетин была превращена в аграрно-сырьевой придаток Грузии. Все показатели социально-экономического развития Южной Осетии хронически оставались ниже, чем по Грузии. В результате уровень жизни в Юго-Осетинской автономной области был в 2-2,5 раза ниже среднереспубликанского по Грузинской ССР.

В 1939 г. на государственном уровне была совершена попытка насильственной ассимиляции южных осетин - осетинская письменность, доселе основывавшаяся на латинском алфавите, в Южной Осетии была переведена на грузинский алфавит, в осетинских школах было введено преподавание на грузинском языке. В то же время осетинская письменность в Северной Осетии была переведена на русскую основу. Таким образом, осетины, проживающие на севере, не имели возможности переписываться со своими соотечественниками на юге на родном языке, единая осетинская нация была искусственно разделена на две так называемые "нации" - "южные осетины" и "северные осетины". В паспортах и других документах в графе "национальность" так и писали: "южный осетин", "северный осетин". Это прекратилось только со смертью Сталина.

Существующие проблемы в значительной степени усугубило решение руководства СССР о переселении в 1944 г. десятков тысяч осетин из Южной Осетии в Пригородный район Северной Осетии.

Проблема языка стала прелюдией и к событиям конца 80-х - начала 90-х гг. XX века. В ноябре 1988 г. Совет Министров Грузинской ССР принял постановление о введении на всей территории Республики Грузия делопроизводства только на грузинском языке. Поскольку делопроизводство в Южной Осетии, за исключением одного района, велось до этого только на русском языке, то югоосетинские врачи, юристы, специалисты сельского хозяйства и должностные лица многих отраслей народного хозяйства, традиционно получавшие образование в Северной Осетии, Москве, Ленинграде и других городах России и не владевшие грузинской письменностью, были поставлены перед необходимостью уходить с работы и частично переселяться в Российскую Федерацию.

РЕФЕРЕНДУМ О НЕЗАВИСИМОСТИ

В ноябре 1989 г. Грузия организовала очередную кампанию против осетинского народа, продолжавшуюся более 2 лет. Результатом этой кампании стали тысячи погибших и раненых граждан Южной Осетии, сотни заложников и без вести пропавших, разграбленное имущество, сожженные десятки населенных пунктов, оставшиеся без крова тысячи людей. Подвергшийся систематическому артиллерийско-ракетному обстрелу г. Цхинвали оказался основательно разрушен.

Угроза жизненным интересам народа Южной Осетии, лишенного с 1920 г. гарантии безопасного и достойного существования, побудила народ и руководство республики провозгласить в 1990 г. Республику Южная Осетия в составе СССР, реализовав тем самым норму ст. 3 Закона СССР "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР", согласно которой за Южной Осетией признавалось право решать вопрос о выходе вместе с Грузией из СССР или сохранении в составе СССР.

После распада СССР, на референдуме 1992 г., осетинский народ единогласно проголосовал за независимость Республики Южная Осетия и за ее воссоединение с Россией. Постановка Республикой Южная Осетия вопроса о воссоединении с Северной Осетией и вхождении в состав РФ выражала волю народа к исторической справедливости, поскольку территория, на которой жили и живут южные осетины, никогда не была территорией Грузии. Уместно вспомнить, что с 1774 г., за 27 лет до вхождения в состав России грузинских княжеств, осетинский народ связал свою судьбу именно с Россией.

Поскольку с 1989 г. руководство Грузинской ССР взяло курс на негласное упразднение автономии Южной Осетии, были прекращены всяческие инвестиции. Здесь были самые низкие показатели доходов на душу населения, самая неблагоприятная возрастная структура, отрицательное сальдо миграции. Все это приводило к постоянному уменьшению доли осетинского населения в Южной Осетии и Грузии в целом.

После начала активных боевых действий на территории Республики Южная Осетия экономические отношения между сторонами конфликта были сведены к минимуму. Экономика Грузии была практически развалена, республика - на грани экономического краха.

Следствием войны стало и то, что экономика Южной Осетии полностью не зависит от экономики Грузии. Четыре года блокады и войны привели к прямым экономическим связям с Северной Осетией и республиками Российской Федерации, в результате чего даже посредничество Грузии утратило экономический смысл, тем более с обретением Южной Осетией транспортной и энергетической независимости от Грузии.

Что касается хода развития политических процессов в Южной Осетии и вокруг нее, было бы уместным восстановить историю и хронологию событий, которые произошли за последние годы.

В разгар антиавтономной и антиосетинской истерии в Грузинской ССР, учитывая правовую незащищенность в случае выхода Грузии из состава СССР (что означало бы прекращение гарантии Конституции СССР для Южной Осетии), для повышения статуса области до автономной республики в составе ГССР 10 ноября 1989 г. на XII сессии двадцатого созыва Совета народных депутатов Юго-Осетинской автономной области было принято решение о преобразовании автономной области в автономную республику в составе Грузинской ССР. Депутаты также обратились к президиуму Верховного Совета Грузинской ССР с просьбой рассмотреть это решение.

Однако Верховный Совет Грузинской ССР прошел мимо этой возможности сохранить межнациональный мир. Президиум Верховного Совета ГССР отменил решение сессии Совета народных депутатов Южной Осетии, признав его неконституционным. По признанию аналитиков, именно после принятия этого решения и начинается вооруженная конфронтация в Южной Осетии.

Не прошло и двух недель, как 23 ноября 1989 г. чрезвычайно агрессивно настроенные националистические грузинские группировки попытались провести митинг в г. Цхинвали: со всей Грузии сюда было стянуто, по некоторым данным, несколько тысяч человек. В первых рядах были руководители Грузинской ССР во главе с первым секретарем ЦК Компартии Грузии Гиви Гумбаридзе. Это мероприятие официальные лица и средства массовой информации Грузии представили как попытку проведения мирного митинга в городе Цхинвали. Колонну, в которой было большое число вооруженных людей, остановили у въезда в город и после двух суток противостояния развернули.

Не сумев войти в Цхинвали, грузинские боевики обогнули его, взяв в кольцо блокады и перекрыв доступ в город. На дорогах, ведущих к городу, отлавливали осетин, их захватывали в заложники и подвергали изощренным издевательствам. Это продолжалось больше трех месяцев. Более 400 человек получили телесные увечья и ранения, 6 убиты.

20 июня 1990 г. Верховный Совет ГССР отменил все законы и законодательные акты, принятые ГССР после 1921 г., что было нарушением принципа территориальной целостности и нерушимости границ СССР, признанных мировым сообществом, поскольку не Грузия, а Советский Союз является субъектом международного права.

В ответ на это XIII, XIV и XV сессии Совета народных депутатов Южной Осетии (июнь - сентябрь 1990 г.) приняли пакет решений: Декларацию о суверенитете, о действии Конституции СССР и законов СССР на ее территории, о преобразовании Юго-Осетинской автономной области в республику. То есть ГССР вернулась в то правовое пространство, которое существовало до вхождения Южной Осетии в состав Грузии. Согласно этим решениям Южная Осетия перестала быть частью Грузии, и все претензии последней на ее территорию являются незаконными даже с точки зрения законодательства самой Грузии.

Кроме того, в августе того же года Верховный Совет ГССР запретил региональным партиям участвовать в выборах в парламент Грузии, не допустив выдвижения кандидатов от "Айдгылара" и "Адамон Ныхас" (Народного фронта Южной Осетии), что также подвигло Южную Осетию объявить себя Южно-Осетинской Советской Демократической Республикой и обратиться к Москве с призывом о признании ее независимым субъектом Советской Федерации.

Ситуация еще более обостряется в октябре 1990 г., после того как возглавляемая З. Гамсахурдиа коалиция "Круглый стол - Свободная Грузия" получает большинство голосов на состоявшихся 28 сентября выборах в Верховный Совет Грузии. Пришедший к власти бывший диссидент З. Гамсахурдиа очень хотел, чтобы его называли "грузинским Гавелом", и, видимо, для этого он сразу же, потакая шовинистическим настроениям наиболее экстремистски настроенной части грузинского общества, развязал две межнациональные войны: против Абхазии и Южной Осетии.

В декабре, после парламентских выборов в Южно-Осетинской Советской Демократической Республике, правительство Грузии идет на очередной виток обострения обстановки - упраздняет автономию Южной Осетии и вводит блокаду, которая будет продолжаться 18 месяцев.

В ночь с 5 на 6 января 1991 г. руководство Грузии без уведомления властей Южной Осетии ввело в столицу Южной Осетии подразделения милиции и национальной гвардии Грузии. Они начали производить обыски, аресты, убийства людей, грабежи, поджоги жилых домов и другие преступные действия по отношению к лицам осетинской национальности. В этих условиях осетинская сторона была вынуждена принять меры к самообороне. Отрядам самообороны удалось вытеснить грузинские войска из Цхинвали, после чего последние начали карательные акции против сельских районов Южной Осетии, не оставляя попыток взять его штурмом.

Некоторое сдерживающее влияние на развитие конфликта сначала оказывало присутствие в Южной Осетии двух полков советских войск - инженерно-саперного и вертолетного. Вооруженное сопротивление грузинским бандформированиям и подразделениям грузинской гвардии продолжалось до 14 июля 1992 г., когда в зону конфликта были введены смешанные российско-грузинско-осетинские миротворческие силы.

1 февраля 1991 г. Союз независимых энергетиков Грузии отключил энергоснабжение Южной Осетии. Вследствие этого имелись многочисленные жертвы среди мирного населения. В доме престарелых замерзли несколько десятков стариков, в родильном доме, едва родившись, умирали дети.

23 марта состоялось совместное Собрание депутатов советов Южной Осетии всех уровней, на котором, во исполнение указа президента СССР от 7 января, был сделан поворот в сторону возврата к статусу автономной области. Образован Комитет по нормализации положения в Южной Осетии.

4 мая 1991 г. в ответ на обещание Москвы прекратить геноцид народа Южной Осетии Собрание депутатов всех уровней Южной Осетии приняло почти единогласное (1 голос против) решение о возвращении к статусу автономной области.

26 мая 1991 г. прошли выборы президента Грузии. Им стал председатель Верховного Совета Грузии Звиад Гамсахурдиа.

8 июня 1991 г. число сожженных осетинских сел достигло 70. В связи с непрекращающимися военными действиями против Южной Осетии 1 сентября 1991 г. сессия Совета народных депутатов Южной Осетии отменила решения Собрания депутатов всех уровней от 4 мая 1991 года как юридически неправомочные и не приведшие к стабилизации, упразднила неконституционный орган - Собрание депутатов всех уровней и восстановила статус республики. Она получает название Республика Южная Осетия.

Число жертв грузинского террора с 6 января по 1 сентября 1991 г. достигло 209 человек, ранено 460 мирных жителей, пропало без вести 150 человек (впоследствии выяснилось, что подавляющее большинство из них были убиты). Новый геноцид 1989-1992 гг. поставил южных осетин перед проблемой выживания. В результате конфликта и этнического прессинга образовались три группы беженцев. Значительное число осетин бежало из Южной Осетии на территорию Северной Осетии. Вторая группа беженцев - около ста тысяч (по осетинским данным) осетин, вынужденных бежать из внутренних районов Грузии, не входящих в состав Южной Осетии. Они поселились на территории как Южной, так и Северной Осетии. Наконец, в Грузию была вынуждена бежать часть грузинского населения Южной Осетии, хотя численностью эта группа заметно уступала осетинским беженцам.

17 марта 1991 г. Южная Осетия приняла участие в референдуме о судьбе СССР, на котором 98% населения высказалось за сохранение СССР (при том что Верховный Совет ГССР запретил проведение референдума на территории Грузии и этим снова нарушил законы и Конституцию СССР).

Тем временем не стало уже самого Советского Союза. В связи с распадом СССР Южная Осетия была вынуждена в третий раз обратиться к референдуму для выяснения правильности своего выбора. Референдум был проведен с соблюдением всех общепринятых норм в присутствии наблюдателей из других республик.

В январе 1992 г., параллельно со свержением режима Звиада Гамсахурдиа в Тбилиси, на территории Южной Осетии был проведен референдум о ее статусе: поддерживает ли народ независимость или (и) воссоединение с Северной Осетией в составе России. 19 января 1992 г. почти 99% принимавших участие в референдуме граждан высказалось за независимую республику Южная Осетия и за восстановление единства Осетии путем вхождения Южной Осетии в состав России на втором этапе.

Была небольшая надежда на то, что ситуация каким-то образом нормализуется после свержения 6 января 1992 г. режима З. Гамсахурдиа. Но "великий дипломат" Э. Шеварднадзе, пришедший к власти в марте 1992 г., числящий себя "прирожденным демократом", потакая шовинистически и экстремистски настроенной части грузинского общества, продолжил войны и блокады против бывших автономий Грузии.

Весной 1992 г. военные действия в Южной Осетии возобновились. В начале июня 1992 г. грузинские отряды вплотную подошли к столице Южной Осетии Цхинвали и начали штурм города.

20 мая 1992 г. близ осетинского селения Зар грузинские боевики расстреляли в упор колонну женщин, стариков и детей из числа мирных жителей, направлявшуюся по объездной дороге Цхинвали-Дзау в Северную Осетию. Тогда были убиты 33 человека в возрасте от 11 до 76 лет и более 30 тяжело ранены. Среди погибших было 19 женщин, детей и стариков, большинство раненых также женщины и дети.

21 мая чрезвычайная сессия Верховного Совета Северной Осетии приняла Обращение к генеральному секретарю ООН Бутросу Гали с призывом воспрепятствовать геноциду осетин Грузией. 29 мая 1992 г. Верховный Совет Республики Южная Осетия принял Акт о государственной независимости.

СОГЛАШЕНИЕ ОБ УРЕГУЛИРОВАНИИ КОНФЛИКТА

После ультиматума российского руководства глава Госсовета Грузии Эдуард Шеварднадзе и лидеры Южной Осетии в Сочи в присутствии президента России Бориса Ельцина начали переговоры и подписали 24 июня 1992 г. соглашение о принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта.

4 июля 1992 г. во Владикавказе состоялась встреча сторон (Россия, Северная Осетия, Южная Осетия, Грузия), по решению которых была учреждена Смешанная контрольная комиссия (СКК). 14 июля в зону конфликта были введены миротворческие силы, состоящие из российского, грузинского и осетинского батальонов. Прекратились вооруженные столкновения, 18-месячная война в Южной Осетии завершилась.

В результате агрессии Грузии против Южной Осетии с ноября 1989 г. по июль 1992 г. погибли, по различным данным, от тысячи до 3 тыс. мирных жителей осетинской национальности, около 300 человек пропали без вести, десятки тысяч вынуждены были оставить свои дома и переселиться в Россию; свыше 100 осетинских сел сожжено; разграблено или уничтожено оборудование всех заводов и фабрик на территории Южной Осетии; взорваны мосты.

Соглашение о принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта выполнено лишь частично. В результате ввода миротворческих сил вооруженные столкновения прекратились. Однако Смешанная контрольная комиссия практически не функционирует. Роль этой комиссии в контроле над ситуацией и обеспечении правопорядка в зоне конфликта фактически выполняет командование миротворческих сил. Оно регулярно участвует во встречах представителей грузинской и осетинской общин, занимается решением хозяйственных вопросов. Имеется и выполняется комплексный план сотрудничества миротворческих сил с правоохранительными органами Грузии и Южной Осетии. По признанию как грузинской, так и осетинской сторон российский батальон является гарантом мира в регионе. В Южную Осетию начали возвращаться грузинские беженцы.

Таким образом, конфликтная ситуация в Южной Осетии оказалась фактически "замороженной". Осуществлявшиеся время от времени контакты грузинской и осетинской сторон долгое время не давали результатов. Южная Осетия до сих пор находится в экономической и транспортной блокаде со стороны Грузии. Все снабжение и связи с внешним миром осуществляются через Владикавказ. Особо сложной является проблема возвращения осетинских беженцев, проживавших в грузинских районах. Несовместимыми являются позиции сторон по вопросу о политическом и юридическом статусе Южной Осетии. Для Грузии неприемлемо любое нарушение ее территориальной целостности, тогда как для южноосетинской стороны крайне важно обеспечить себе фактическую неподконтрольность Тбилиси. При этом возможности компромисса и политического маневрирования со стороны руководства Южной Осетии существенно ограничиваются настроениями населения. Для подавляющей части осетин сама идея возвращения в состав Грузии остается пока неприемлемой ввиду последствий преступлений грузинских формирований, совершенных в 1990-1992 гг.

Лишь летом 1995 г. был сделан первый шаг в урегулировании конфликта, когда состоялся визит президента Северной Осетии А. Галазова и тогдашнего российского министра по делам национальностей Н. Егорова в Тбилиси. Там была достигнута договоренность о создании постоянно действующих рабочих групп, подготавливающих полномасштабное урегулирование конфликта.

10 октября 1995 г. состоялась встреча представителей Российской Федерации, Северной Осетии, Грузии и ОБСЕ, на которой была достигнута договоренность об аннулировании решения грузинского парламента времен З. Гамсахурдиа о лишении Южной Осетии статуса автономной области, которая, в свою очередь, должна отменить решение о выходе из состава Грузии. 16 мая 1996 г. представителями Грузии, Южной Осетии, Северной Осетии, Российской Федерации и ОБСЕ был парафирован Меморандум о мерах по обеспечению безопасности и укреплению взаимного доверия между сторонами в грузино-осетинском конфликте.

Его основные положения заключаются в следующем:

- стороны обязались не применять силу, не угрожать ее применением, а также принять меры по предотвращению и пресечению любых противоправных действий и ущемления прав лиц по этническому принципу, осуществить реальные меры по "обеспечению достойного решения проблемы беженцев и перемещенных лиц", пострадавших в результате конфликта;

- стороны договорились не подвергать уголовному преследованию лиц, участвовавших в военных действиях, но не совершивших военных преступлений, а также преступлений против гражданского населения;

- была положительно оценена практика регулярных встреч правоохранительных органов;

- стороны сочли целесообразным работать в рамках контрольной комиссии;

- по мере приближения к полномасштабному урегулированию конфликта его зона будет постепенно демилитаризована;

- Россия была названа гарантом выполнения этих договоренностей.

Значение этого меморандума состоит прежде всего в том, что это первый документ, подписанный всеми сторонами конфликта, и он является еще одним подтверждением их намерений решить конфликт мирными средствами. Однако, по сути дела, в нем либо повторяются положения соглашения 1992 г., либо фиксируется уже существующая практика (сотрудничество правоохранительных органов), либо декларируются определенные намерения. В нем нет ни намека на то, как может быть конкретно решен вопрос о статусе Южной Осетии (в преамбуле документа говорится как о территориальной целостности государств, так и о праве народов на самоопределение), там обойдена проблема состава СКК и не определен механизм дальнейших переговоров.

Однако в дальнейшем переговорный процесс развивался с большей или меньшей степенью успеха и рациональности.

27 августа 1996 г. во Владикавказе состоялась первая официальная встреча руководителей Грузии и Южной Осетии. А в марте 1997 г. начались широкомасштабные переговоры по мирному урегулированию конфликта между Цхинвали и Тбилиси.

ПОСЛЕ "БАРХАТНОЙ" РЕВОЛЮЦИИ

С 1996 г. в Южной Осетии не было крупномасштабных вооруженных столкновений, однако сложившуюся в регионе обстановку нельзя назвать "миром", скорее, это было очередное перемирие.

В 2000 г. Э. Шеварднадзе был избран на очередной пятилетний срок президентом страны. В Грузии набирала силу оппозиция, о чем свидетельствует убедительная победа на местных выборах 2002 г. лейбористской партии Грузии, блока "Национальное движение - Демократический фронт" и партии "Новые правые". Вскоре, 3 ноября 2003 г., после объявления предварительных результатов парламентских выборов, громко зазвучали требования отставки Э. Шеварднадзе. Формально на выборах "победил" проправительственный блок "За новую Грузию". Международные наблюдатели заявили, что выборы не полностью соответствовали международным стандартам.

Э. Шеварднадзе отказался пересматривать итоги выборов. Однако глава государства явно недооценил своих политических противников. Им удалось мобилизовать широкие массы, которые в конце концов штурмом взяли здание парламента и изгнали оттуда дряхлого президента и его охранников. Весь мир стал свидетелем его бегства.

23 ноября 2003 г. президент Эдуард Шеварднадзе сложил с себя полномочия. В Грузии началась эпоха Михаила Саакашвили и его сторонников. Молодые лидеры "бархатной" революции (так называемой "революции роз"), принявшие власть в стране, продолжили конфронтацию с Южной Осетией.

Валерий БАРАНОВ
генерал-полковник, заместитель главнокомандующего
Внутренними войсками МВД России по военно-научной работе

Опубликовано в выпуске № 26 (142) за 12 июля 2006 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...