Версия для печати

«Щуки» кусали больно

Наиболее многочисленный тип средних подводных лодок понес и самые большие потери
Сивков Константин

Подводными лодками типа «Щ» за годы войны было потоплено 45 и повреждено восемь боевых кораблей и коммерческих судов противника – более трети от общего числа потопленных всеми нашими подводными лодками. Таким образом, вклад «Щук» в общую победу над фашизмом был весьма весомым.

Подводные лодки типа «Щ» исходно создавались как малые подводные лодки, предназначенные для действий в мелководных районах, преимущественно в Балтийском море. В дальнейшем эти лодки были переклассифицированы в средние. Первая серия подводных лодок этого типа – серия III создавалась в условиях невероятной спешки. Их эскизный проект в незавершенном виде был передан на Балтийский завод, где они должны были строиться. В конце 1929 года его завершили и, не дожидаясь утверждения, приступили к созданию рабочих чертежей. В итоге прямо по ходу работ пришлось вносить изменения в концепцию подводной лодки, в частности дополнительно включать запасные торпеды, что заставило разработчиков проявлять чудеса изобретательности.

С учетом того, что ввод средних подводных лодок нового типа «С» затягивался, было принято решение еще об одной модернизации кораблей типа «Щ»

Поскольку эти подводные лодки задумывали как массовые, ключевым требованием стала их максимальная простота. Но это сказалось на их тактико-технических данных, в частности время погружения было недопустимо большим: из крейсерского положения – более минуты, а время продувки главного балласта – более 10 минут. Надводная скорость оказалась существенно ниже спецификационной – около 12 узлов. Размещение запасных торпед в жилом отсеке значительно ухудшило обитаемость подводной лодки. Неудачной стала и конструкция торпедопогрузочного устройства, в результате общее время погрузки боекомплекта занимало более суток. Сильно шумели механизмы подводных лодок, что демаскировало их и повышало возможности обнаружения и уничтожения. Тем не менее проект пошел в серию, хотя и весьма небольшую. Всего было построено четыре таких корабля – от Щ-301 до Щ-304. Все они действовали на Балтике, три погибли. До конца войны дожила Щ-303 «Ерш».

Водоизмещение этих кораблей: 578 тонн – надводное и 705 тонн – подводное. Максимальная подводная скорость – около девяти узлов. Экономическим ходом – около семи узлов в надводном положении лодка могла пройти до шести тысяч миль, а подводным (около двух узлов) – 120 миль. Рабочая глубина погружения – 75 метров, предельная – 90. Основное вооружение – шесть торпедных аппаратов калибра 533 миллиметра. Общий боекомплект торпедного оружия – 10 торпед. Артиллерийское вооружение этой средней подводной лодки оказалось до неприличия слабым – всего одна 45-мм АУ. Для сравнения: немецкая средняя подводная лодка VII серии имела 88-мм пушку и 20-мм зенитный автомат. Советская типа «С» – 100-мм и 45-мм пушки.

Плюс сорокапятка

«Щуки» следующей модификации относились к V серии. Всего было построено 12 подводных лодок, все они предназначались для Тихоокеанского флота и на место должны были быть доставлены по железным дорогам (в разобранном виде, сборка проводилась на месте). Существенных отличий за исключением некоторых изменений корпусных конструкций, в частности придания форштевню корабля «океанского» наклона, у кораблей III серии не имелось. Исключение составило артиллерийское вооружение этого корабля, оно было усилено на одну 45-мм АУ.

Несмотря на все огрехи, подводные лодки типа «Щ» оказались в оперативно-тактическом отношении весьма удачными кораблями по сочетанию боевых качеств и стоимости. Поэтому было принято решение развивать этот тип, устраняя выявленные недостатки. В итоге родились подводные лодки V-бис и V-бис-2 серий. Модернизация свелась к улучшению некоторых конструкций в интересах повышения обитаемости кораблей, а также устранения дефектов, отмеченных в ходе эксплуатации. Тактико-технические данные принципиально не изменились – остались все та же низкая скорость максимального хода и слабое артиллерийское вооружение. Важным достижением стало существенное снижение шумности механизмов, что сказалось на повышении боевой устойчивости кораблей.

Всего было построено 13 подводных лодок V-бис серии. Три из них воевали на Черном море, две – на Балтике, а остальные восемь достались тихоокеанцам. Подводные лодки V-бис серии активно привлекались к решению транспортных задач на Черном море. При этом они могли принимать на борт вместо запасных торпед до 30 тонн груза, либо 35 тонн топлива, либо до 45 человек с личным оружием.

Подводных лодок V-бис-2 серии построили 14 единиц. Из них пять воевали в составе Балтфлота, четыре – на ЧФ и пять – на ТОФ. В ходе войны были потеряны две подводные лодки этого типа на Балтике и две на Черном море.

Неудачный лимузин

Качественный скачок в боевых возможностях подводных лодок типа «Щ» произошел с созданием Х серии этих кораблей. Эти лодки получили новую, более обтекаемую рубку типа лимузин. Значительно – с 600 до 800 лошадиных сил была увеличена мощность их дизелей. В итоге максимальная надводная скорость возросла до 14–15 узлов. Снизилась и шумность. «Щуки» получили на вооружение шумопеленгаторные станции «Марс-12», а некоторые из них с 1943 года оснащались гидролокаторами «Дракон-129». Всего были построены 32 подводные лодки этой серии. Одна из них погибла в 1939-м на Севере. В войне приняла участие 31: шесть – в составе Северного флота, семь – Балтийского, восемь – Черноморского и десять – Тихоокеанского. Из 21 подводной лодки, воевавшей на европейских ТВД, погибли 17: пять – на СФ, шесть – на КБФ и шесть – на ЧФ. Итого – 81 процент, самый большой процент потерь среди всех типов наших подводных лодок. В значительной мере это объясняется чрезвычайно активным использованием этих кораблей в боевых действиях.

Низкий профиль новой рубки негативно сказался на увеличении ее заливаемости даже при относительно небольшом волнении, что особенно негативно проявлялось на Северном флоте. Поэтому с учетом того, что ввод средних подводных лодок нового типа «С» затягивался, было принято решение еще об одной модернизации кораблей типа «Щ». Так родилась серия Х-бис. Модернизационный потенциал «Щук» был уже практически исчерпан, поэтому обновления свелись к возврату к традиционному ограждению рубки, а также к некоторым изменениям в системе воздуха высокого давления и водяном трубопроводе. На тактико-технических характеристиках корабля это существенно не сказалось. Всего было заложено 13 подводных лодок Х-бис серии. Из них достроили 11: две – до войны и девять – в ходе ее. Четыре подводные лодки воевали на Балтике и одна – на Черном море. Остальные действовали в составе Тихоокеанского флота. Из «европейских» «Щук» этой серии уцелела одна балтийская. На Тихом океане одна погибла в результате взрыва в базе. В боевых действиях против Японии приняла участие только одна подводная лодка этого типа.

Итого – всего было построено 86 подводных лодок типа «Щ» различных серий. Из них 31 погибла в ходе военных действий в годы Великой Отечественной войны, что составляет 36 процентов от их общего числа или 69 процентов от числа воевавших на европейских ТВД. Потери весьма велики.

При этом, несмотря на относительно невысокие тактико-технические данные, «Щуки» оказались весьма результативными. На Севере они смогли потопить шесть боевых кораблей и транспортов противника торпедным оружием и еще повредить один транспорт (он был бы уничтожен, но не взорвалась торпеда). На Балтике «Щуки» торпедами потопили одну подводную лодку, 17 транспортов и боевых кораблей противника. Еще пять были серьезно повреждены. Черноморские «Щуки» записали на свой торпедный счет 12 транспортов и боевых кораблей противника, еще два были серьезно повреждены. При этом они своей слабой артиллерией ухитрились потопить девять транспортов противника.

Константин Сивков,
заместитель президента РАРАН по информационной политике, доктор военных наук

Опубликовано в выпуске № 37 (750) за 25 сентября 2018 года

Loading...
Загрузка...

 

 

  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
Loading...